Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Тестовые задания по инженерной графике как средство повышения учебно-познавательной активности студентов. Мальцева, Галина бесплатно
1:16 AM
Скачать Тестовые задания по инженерной графике как средство повышения учебно-познавательной активности студентов. Мальцева, Галина бесплатно
Тестовые задания по инженерной графике как средство повышения учебно-познавательной активности студентов

Диссертация

Автор: Мальцева, Галина Александровна

Название: Тестовые задания по инженерной графике как средство повышения учебно-познавательной активности студентов

Справка: Мальцева, Галина Александровна. Тестовые задания по инженерной графике как средство повышения учебно-познавательной активности студентов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2002 165 c. : 61 03-13/854-1

Объем: 165 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Педагогические аспекты учебно-познавательной активности студентов в обучении графическим дисциплинам
12 Педагогическое тестирование как психолого-педагогическая проблема
13 Критерии оценки педагогических тестовых заданий Выводы по главе I
ГЛАВА
II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
21 Формирование банка экспериментальных тестовых заданий
22 Методика разработки и применение тестовых заданий
23 Результаты экспериментального исследования Выводы по главе П

Введение:

Проблема подготовки будущих специалистов технических вузов к творческой деятельности представляется актуальной в контексте современных тенденций модернизации и гуманизации высшего образования. Главным исходным звеном в учебном процессе становится личность студента.Анализ педагогического опыта показывает, что при традиционном построении учебного процесса не обеспечивается включение студентов в процесс формирования обобщенных знаний и способов деятельности, такое учение не стимулирует студента к активной образовательной деятельности, не обеспечивает ему возможности самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения знаниями, умениями и навыками.Учебный процесс будет успешным в отношении усвоения знаний и в отношении творческого развития студентов только тогда, когда он способствует организации их собственной учебно-познавательной деятельности.Проблема успешности учения не является новой в теории обучения.Данная проблема основательно рассматривалась в научных трудах И.Г. Песталлоци, К.Д, Ушинского и др.; ее изучению посвятили свои работы СИ. Архангельский, А.П. Архипов, B.C. Мерлин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и многие другие. Они теоретически доказали, что успех в учении побуждает к учебно-познавательной активности, а также раскрывает мощные структуры интеллекта.Также заслуживают внимания многочисленные и разносторонние работы по следующим направлениям: учебно-творческая деятельность (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.Г. Разумовский, Ю.В. Сенько и др.); развитие творческих способностей мышления (A.M. Матюшкин, П.В. Кузьмина и др.); проблемной ситуации (Ю.К. Бабанский, П.О. Кудрявцев, М.И. Махмутов; и др.); исследования проблем формирования обобщенных умений (О.А, Абдуллина, В.Е. Анисимов, А.В. Усова и др.) Базовым в понимании данной проблемы явились: общепсихологическая теория деятельности (Б.Т. Ананьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн); психолого-педагогическая теория деятельности (В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков); теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); теория личностного подхода в учебновоспитательном процессе: (Е.В. Бондаревская, В.В, Сериков, И.С. Якиманская и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, B.C. Безрукова, М.Н. Скаткин и др.); теория диагностических методов психологического исследования (А.Анастази, М.С. Бернштейн, Ю.З.Гильбух, К.М. Гуревич, А.Н. Леонтьев, Л.П. Митина, К.К. Платонов и др.); педагогического тестирования (B.C. Аванесов, В.П. Беспалько, К. Ингенкамп, В.И. Сосновский, Т.И. Тесленко и др.).Необходимость повышения качества образования будущих специалистов и, вместе с тем, постоянная тенденция сокращения аудиторного времени на изучение графических дисциплин требует от преподавателей постоянного поиска методов совершенствования учебного процесса.Перед преподавателем и студентом технического вуза встает ряд задач, связанных с осмыслением своей деятельности в условиях социальной нестабильности.Ведущим типом деятельности для студента является его учебнопознавательная активность, а для преподавателя учебно-воспитательная работа.Очевидно, что от совпадения ценностных ориентации преподавателя высшей школы и студента будет зависеть успешность протекания их совместной деятельности в процессе обучения, направленной, в конечном итоге, на повышение учебной успеваемости.При изучении графических дисциплин в технических вузах существует ряд особенностей, отрицательно влияющих на учебную успеваемость: - слабый уровень школьной подготовки обучаемых, поступивших в технический вуз, требует от преподавателя и студента дополнительных усилий в учебной деятельности; - отсутствие психологической готовности студента к изучению курса, вследствие несерьезного отношения, к учебному предмету "Черчение", сложившееся у поступающих в вуз еще в школьный период обучения, в результате слабого уровня преподавания предмета или его отсутствия совсем; - курс "Начертательная геометрия" является для студентов новым и необычным для их умственного восприятия, в отличие от таких, как математика или физика, и требует от студента дополнительных умственных и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; - отсутствие навыков и умений у студентов в выполнении графических работ требует дополнительных затрат времени и сил для овладения приемами черчения; - изучение графических дисциплин студентами в вузе совпадает со временем их адаптации к учебному процессу, в период существенного отличия вузовской жизни от школьной.Кафедра инженерной графики Красноярской государственной академии цветных металлов и золота на протяжении ряда лет занимается решением научно-методических аспектов проблемы активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы студентов с целью повышения успеваемости по дисциплинам кафедры.Вопрос активизации учебной деятельности студентов выдвинут самой жизнью, и объясняется многими социальными, психологическими, методологическими и другими причинами.В научно-исследовательской работе кафедры по совершенствованию учебного процесса важную роль играет вопрос об управлении самостоятельной работой студентов. Одно из звеньев управления - контроль знаний. ^ Среди разнообразных современных технологий педагогического контроля особое внимание уделяется тестовой методике.Данная методика позволяет активизировать память, работоспособность, мышление, внимание обучаемых. Запланированный тестовый контроль ввиду его неотвратимости, обладает мотивирующей силой. Он стимулирует учебнопознавательную активность студентов.Проведя глубокий анализ психолого-педагогической литературы по вопросам тестирования нами было выявлено, что нет общепринятого определения понятия "Педагогический тест", недостаточно изучены вопросы теории и методики составления тестовых заданий, очень мало исследована их форма. Нет единого мнения о целях, функциях и принципах педагогического тестового контроля.Практически отсутствуют публикации о привлечении студентов к составлению педагогических тестовых заданий; недостаточно анализировались и обосновывались пути совершенствования этого процесса в технических вузах. Отсутствие эталонов (стандартов) для оценки уровня знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам современного технического образования приводит к отсутствию обратной связи между педагогом и студентом. Студент не в состоянии провести рефлексию знаний, выполнить коррекцию своего учения и наметить пути движения к главной цели - успешному учению и творческому развитию.На основании изучения опыта работы высшей и средней школы, анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске путей и средств повышения учебно-познавательной активности студентов младших курсов в период их адаптации к учебному процессу.Проблема исследования определялась противоречием, с одной стороны, между возросшей потребностью общества к творческой личности будущего инженера и необходимостью совершенствования, в этой связи, его профессионально-творческой подготовки, а с другой - недостаточной теоретической и методической разработанностью ее педагогических основ - отсутствием научно обоснованных тестовых заданий для оценки качества обученности студентов по инженерной графике и для повышения их учебнопознавательной активности.Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Тестовые задания по инженерной графике как средство повышения учебно-познавательной активности студентов ".В настоящем исследовании была предпринята попытка осуществления нового подхода к проведению контрольных мероприятий способом превращения их из стрессовых ситуаций в позитивно-активизирующие мероприятия, повышающие интерес к изучаемому предмету в период адаптации студентов к учебному процессу.Цель исследования: выявить и разработать методические приемы эффективного воздействия на повышение учебно-познавательной активности студентов в адаптационный период обучения графическим дисциплинам и использовать эти приемы в учебном процессе.Объектом исследования - является педагогический процесс при изучении графических дисциплин.Предмет исследования - педагогическое тестирование, как средство повышения учебно-познавательной активности студентов в начальный период процесса обучения графическим дисциплинам.Исследование определяется следующей гипотезой: Учебно-познавательная активность и качество обученности студентов повысятся при использовании педагогического тестирования, если: - использовать специально разработанный банк экспериментальных тестовых заданий; - тестовый контроль знаний осуществлять систематически; - привлечь к составлению тестовых заданий студентов; - в процессе педагогического тестирования создать условия, и осуществить переход студентов в субъектную позицию.Основные задачи исследования: 1) проанализировать состояние проблемы контроля знаний и педагогического тестирования в системе вузовского образования в период адаптации студентов к учебному процессу; 2) проанализировать проблему успешности учения студентов с позиций психолого-педагогической науки; 3) разработать методические рекомендации по использованию педагогического тестирования для повышения учебно-познавательной активности студентов в период адаптации к учебному процессу; 4) разработать психолого-педагогические требования к составлению обучаюпдих тестовых заданий; 5) научить студентов - самостоятельно составлять тестовые вопросы и переформулировывать их в тестовые задания строгой логической формы; 6) выявить психолого-педагогические условия перехода студентов в субъектную позицию в процессе формирования тестовых заданий; 7) определить влияние личностно - ориентированного подхода к оцениванию результатов тестирования на повышение учебно-познавательной активности студентов; 8) провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенной методики.Методологической и теоретической основой исследования явились: - диалектический метод познания сущности предметов и явлений; - теория развивающего обучения; - фундаментальные положения психолого-педагогических теорий организации учебно-познавательной деятельности; - теория диагностических методов исследования. « # « Для решения поставленных задач на разных этапах опытноэкспериментальной работы использовались различные методы исследования. Теоретические методы исследования включали в себя: - анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования; - создание модели процесса обучения, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов.Прикладные исследования представлены в виде результатов реального процесса тестирования, наблюдения за проведением занятий по инженерной графике в адаптационный период обучения студентов первокурсников.В процессе наблюдения определялись задачи, выделялись объекты, разрабатывалась схема наблюдения с фиксацией результатов, их статистической обработкой и обоснованием результатов обработки полученных данных.Проводился анализ тестов, составленных студентами, с целью их эффективного использования в методическом обеспечении учебного процесса.Научная новизна исследования: 1) с помощью проведенного анализа психолого-педагогической литературы, теоретически обосновано использование педагогического тестирования в системе контроля вузовского образования в период адаптации студентов к учебному процессу; 2) разработаны научно-методические требования к процессу формирования банка тестовых заданий; 3) обосновано привлечение студентов к составлению, оценке и апробированию тестов; 4) создан банк экспериментальных тестовых заданий по инженерной графике; и^ 5) выявлены психолого-педагогические условия перехода студентов в субъектную позицию в процессе педагогического тестирования и самостоятельного составления тестовых заданий; 6) выявлено влияние личностно - ориентированного подхода к оцениванию результатов тестирования на повышение учебно-познавательной активности студентов; 7) определена динамика роста успешности учения студентов в процессе педагогического тестирования и самостоятельного составления заданий в тестовой форме.Практическая значимость исследования заключается в следующем: - даны рекомендации по использованию педагогического тестирования для повышения учебно-познавательной активности студентов в период адаптации к учебному процессу; - разработанные тестовые задания применяются для контроля и диагностики знаний студентов, изучаюш;их инженерную графику; - разработан альбом обучающих тестовых заданий для работы в компьютерной программе "TESTUS".Экспериментальные тестовые задания внедрены в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота.На основании материалов исследования выпущено методическое пособие "Тестовый контроль знаний" по курсу "Инженерная графика".На защиту выносятся следующие положения: 1) Методика педагогического тестирования по дисциплине «Инженерная графика», которая повышает качество успеваемости студентов. При этом банк тестовых заданий составляется с учетом уровней усвоения знаний, умений и навыков и отражает реальные возможности обучаемых.2) Виды педагогического тестирования и их влияние на учебнопознавательную активность. Это обусловлено переходом студентов в субъектную позицию, необходимостью самостоятельной работы с информационными »' источниками знаний, деловым общением с преподавателем и сокурсниками при составлении экспериментальных тестовых заданий.3) Методика участия студентов в составлении тестов, которая приобретает субъектную значимость, побуждает студентов к самоучению и саморазвитию.При этом оценивается успешность учения самого студента вне сравнения с другими и создается возможность для самооценивания успешности учения.Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования подтверждается исходными теоретическими и методологическими позициями, использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования, организацией опытно-экспериментальной работы, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций на занятиях со студентами в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота.Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования обсуждались: на Всероссийском семинаре "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" г. Красноярск КГАЦМиЗ. 2001 г., на региональной научно-практической конференции "Инновации в высшем образовании на рубеже веков" г. Братск ГТУ.2002г., Всероссийской конференции "Совершенствование качества подготовки специалистов" г. Красноярск КГТУ, 2002г, Исследования внедрены в учебный процесс на кафедре инженерной графики КАЦМиЗ г. Красноярска и других ВУЗах.Структура диссертации: Теоретическое и прикладное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа содержит 135 страниц основного текста, 12 рисунков, 20 таблиц, 2 приложения на 30-ти страницах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 211 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz