Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков. Дворянинова, Елена Валентиновна бесплатно
3:20 AM
Скачать Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков. Дворянинова, Елена Валентиновна бесплатно
Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков

Диссертация

Автор: Дворянинова, Елена Валентиновна

Название: Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков

Справка: Дворянинова, Елена Валентиновна. Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Дворянинова Елена Валентиновна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского] Пенза, 2007 205 c. : 61 07-13/2272

Объем: 205 стр.

Информация: Пенза, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Психолого-педагогические аспекты социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности
11 Социализация старших подростков как психологопедагогическая проблема
12 Педагогический потенциал туристско-краеведческой деятельности
13 Модель социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности
Выводы по первой главе
Глава
II Опытно-экспериментальная работа по социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности
21 Технология реализации модели социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности
22 Диагностика эффективности модели и технологии социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Введение:

Актуальность В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является проблема социализации. Социализация сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств и качеств личности. С педагогической точки зрения проблема социализации решается, прежде всего, в рамках социального воспитания. Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социального опыта и новообразований в структуре личности, необходимых для успешной социализации. В современном обществе существуют объективные трудности, осложняющие процесс социализации подрастающего поколения. В общественном сознании эти трудности отражаются в виде противоречий разного уровня: социально-философского, социально-политического, экономического, педагогического и т.д. Так, на социально-философском уровне существует противоречие между необходимостью создания обоснованных стратегий социализации подрастающего поколения и недостаточной научной обоснованностью и разработанностью концепций социализации молодежи в современных условиях. На социально-политическом уровне существенным является противоречие между необходимостью создать благоприятные условия для социализации всей российской молодежи независимо от ее материального положения, социального статуса, национальности и пр. и несовершенством государственной политики в этом направлении. С педагогической точки зрения наиболее существенным является противоречие между необходимостью социализации подрастающего поколения и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и средств социального воспитания. В данной ситуации педагогам необходимо осознать и четко определить цели и задачи социализации подрастающего поколения в новых социокультурных условиях, найти соответствующие этим задачам содержание, формы, методы социального воспитания с учетом возрастных особенностей и имеющегося жизненного опыта. В психологии и педагогике подробно описаны и проанализированы возрастные кризисы, выявлены причины их возникновения, способы преодоления и компенсации, показана роль, социальное и психологическое значение ведущего типа деятельности как основного фактора преодоления кризисных ситуаций, условия гармоничного развития личности и ее успешной социализации. Одним из наиболее сложных и драматичных периодов взросления является подростковый возраст, особенно в той его стадии, когда подросток подходит к рубежу ранней юности. Именно в подростковом возрасте человек в полной мере начинает осваивать, «примерять на себя» мир человеческих и общественных отношений, активно выстраивать свои отношения с миром и людьми. Однако, не имея достаточного опыта, он совершает ошибки, впадает в крайности, и тем самым создает трудности как для себя самого, так и для окружающих. Поэтому необходимо помочь взрослеющему человеку выстроить оптимальные взаимоотношения с окружающей средой. «Отношенческий» и средовой аспекты социализации являются предметом социальной педагогики и проблемой социального воспитания, поскольку современная социальная педагогика заявляет себя как «педагогика отношений», направленная на открытие механизмов, определяющих отношения человека с окружающей средой, конкретных и реальных путей их построения. Проблемой нашего исследования является социализация старших подростков, рассматриваемая с позиции поиска педагогически эффективных видов и форм деятельности, соответствующих их физическому и психическому развитию, удовлетворяющих актуальные потребности, способствующих формированию и развитию социального опыта и качеств личности, которые помогли бы подростку выстроить адекватные отношения с окружающей средой. Опыт педагогики, как отечественной, так и зарубежной, показывает, что одним из педагогически эффективных видов деятельности является путешествие. Его значение для социализации и развития личности в различных ее аспектах подчеркивали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Дж. Локк, М. Монтень, Платон, Эразм Роттердамский, Ж-Ж. Руссо, отечественные педагоги К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В теории и практике современного воспитания данный вид деятельности описывается и раскрывается в рамках понятия туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Это понятие достаточно глубоко и подробно разработано в педагогике: проведено значительное количество исследований, посвященных развитию и формированию личности детей разного возраста средствами туристскокраеведческой деятельности. Наиболее значительными исследованиями в этой области являются работы В.П.Голова, П.В. Иванова, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова. В них представлены теоретические основы ТКД как комплексного средства формирования и развития личности, показаны соотношения и взаимосвязи различных видов туризма и краеведения, описана система туристскокраеведческой деятельности общеобразовательной школы. Комплексный подход к воспитанию подростков представлен в работах А.А. Остапца-Свешникова и М.Н. Ямницкого. Педагогические условия организации трудового воспитания подростков в системе туристско-краеведческой деятельности описаны и обоснованы в работе Ю.А. Грабовского. Проблемы духовно-патриотического и нравственного воспитания подростков в процессе ТКД рассмотрены в исследованиях И.Н. Пилата, Д.А. Сенюка, А. Сергиевой.Возможности развития познавательной активности подростков средствами туристско-краеведческой деятельности и образовательный потенциал ТКД представлены в исследованиях СМ. Губаненкова, А.Н. Квитова, В.Г. Липинак, СП. Фокина. Туризм как средство физического развития и рекреации учащихся представлен в работах А.Г. Нагорного, Л.Г. Рубис, А. Сергиевой. Значительный массив исследований посвящен формированию экологической культуры учащихся различного возраста с использованием воспитательного потенциала туризма и краеведения (И.Л. Беккер, Г.В. Буковская, Т.Д. Замбалова, ТА. Мезенцева, С. Соловьев, Л.Р. Тараканова, В.Н. Фомин). Профессиональная подготовка туристских кадров, подготовка учителей к организации туристско-краеведческой деятельности учащихся и профессиональная ориентация учащихся в процессе ТКД исследованы в работах О.В. Алексеевой, И.Ю. Данилиной, Е.Н. Зорькина, А. Ивановой, Е.Г. Казьминой, В, Орловой, А.Е. Семенова, А.И. Сеселкина, Д.В. Смирнова, О.В. Шангиной. Развитие творческих способностей учащихся средствами ТКД в учреждениях дополнительного образования описано в работе Л.Г. Гужовой. Научные основы управления туристско-краеведческой деятельностью в школе описаны в работе Ю.В. Козловой. Технология коррекции девиантного поведения подростков в процессе ТКД в учреждениях Е.Н. Сорокиной. Работы, посвященные социально-педагогическим аспектам ТКД, немногочисленны. Среди них можно отметить работы П.И. Истомина, Б.М. Суртаева, ТВ. Усковой, Л.Ю. Юркиной, Н.В. Бушмановой. Однако содержание этих работ не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Туристскокраеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков». Объект исследования туристско-краеведческая деятельность старших подростков. дополнительного образования описана в работе Предмет исследования социализация старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности. Цель исследования выявить возможности, обосновать и экспериментально доказать эффективность туристско-краеведческой деятельности как фактора социализации старших подростков. Гипотеза исследования Социализация старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности будет эффективной, если: на основе анализа возрастных особенностей старших подростков выявлен социальный опыт и качества личности, которые позволят им успешно социализироваться; определены возможности и особенности ТКД, способствуюш;ие формированию социального опыта и социально значимых качеств личности старших подростков; разработана структурно-функциональная модель социализации старших подростков в процессе ТКД и технология её реализации; выявлены, охарактеризованы и соблюдены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следуюш;ие исследовательские задачи: дать научно-теоретический анализ проблемы социализации как основы становления личности старшего подростка; выявить социальный опыт и качества личности старших подростков, позволяющие им успешно социализироваться; выявить возможности и особенности ТКД, способствующие формиро- ванию социального опыта и социально значимых качеств личности старших подростков; разработать структурно-функциональную модель социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности и технологию ее реализации; выявить и обосновать педагогические условия эффективной реализации модели; -экспериментально проверить эффективность разработанной модели, технологии и педагогических условий ее реализации; Методологической основой исследования являются: положения современной науки, раскрывающие социальную обусловленность становления личности в процессе освоения социокультурного опыта; деятельностный и личностно ориентированный подходы к формированию и развитию личности; возврастной и средовой подходы к решению воспитательных задач. Теоретическую основу исследования составили: современные научные взгляды на социализацию, социальное воспитание и роль среды в процессе становления личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.Г Бочарова, М.А. Галагузова, И.С. Кон, И.А. Липский, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.М. Плоткин, В.В. Полукаров, А.Б. Тугаров); психолого-педагогические концепции, раскрывающие роль и значение деятельности как основного условия становления и социализации личности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); современные концепции гуманного, личностно ориентированного, культуроформирующего целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская); психолого-педагогические, социально-психологические и социальнопедагогические исследования, раскрывающие специфику воспитания и социализации подростков (И.С. Кон, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн); педагогические исследования туристско-краеведческой деятельности как средства воспитания и социализации личности (Л.В.Алиева, И.Л. Беккер, В.П.Голов, Н.В. Бушманова, И.А. Дрогов, А.А. Остапец-Свешников, Ю.С. Константинов).Методы исследования: теоретические: междисциплинарный анализ состояния исследуемой проблемы; педагогическое моделирование; практические: изучение опыта организации туристско-краеведческой деятельности учащихся в школе и системе дополнительного образования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; тестирование; педагогический эксперимент; математические методы обработки полученных данных. Опытно-эксперимеитальная база исследования: ГОУ ДОД «Пензенская областная станция юных туристов», МОУ СОШ 74 г. Пензы, Этаны исследования Исследование проводилось с 2002 по 2007 г. в три этапа. Первый этап (2002-2003 гг.). Изучались особенности социализации старших подростков; выявлялся социализирующий потенциал ТКД; определялась методологическая и теоретическая основа исследования, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; разрабатывались и формулировались гипотеза и исследовательские задачи; создавалась база исследования, определялись его основные направления и содержание экспериментальной работы. Второй этап (2004-2005 гг.). Разрабатывалась структурно-функциональная модель социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности и технология ее реализации; выявлялись и теоретически обосновывались педагогические условия реализации модели; комплектовались контрольные и экспериментальные группы; проводился констатирующий эксперимент по определению исходного уровня сформированности социального опыта и социально значимых качеств личности старших подростков. Третий этап (2005-2007 гг.). На практике осуществлялась организация ТКД старших подростков, в ходе которой экспериментально проверялась эффективность разработанной модели, технологии и педагогических условий ее реализации; систематизировались, обрабатывались и описывались полученные результаты; формулировались выводы; результаты исследования внедрялись в деятельность образовательных учреждений г. Пензы и области; оформлялся текст диссертационного исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выявлены особенности туристско-краеведческой деятельности, способствующие социализации старших подростков (направленность на достижение социально и личностно значимых идеалов, нестандарность и «неформальность» способов организации; развивающий и практически ориентированный характер); разработана структурно-функциональная модель социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности, состоящая из следующих компонентов: цель, педагогические задачи, принципы организации ТКД; разработаны основные компоненты ТКД, содержание ТКД, представленное в виде учебной программы «МЫ и МИР»; формы организации ТКД; критерии, показатели и уровни сформированности социального опыта и социально значимых качеств личности старших подростков; выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия реализации струкгурно-функциональной модели социализации старших подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности: а) субъект-субъектные взаимоотношения педагогов и подростков в процессе ТКД; б) разнообразие способов включения подростков в процесс ТКД, соответствующих их интересам, возрастным особенностям и способностям; в) создание возможностей для самореализации и самоутверждения подростков в процессе ТКД; г) создание ситуаций, стимулирующих проявление подростками сознательной дисциплины, взаимопомощи и взаимопонимания, разумной инициативы и обоснованной требовательности друг к другу. Практическая значимость исследования состоит в разработке: учебной программы туристско-краеведческой деятельности старших подростков «МЫ и МИР», состоящей из следующих

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 99 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz