Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности. Кучеренко, Владимир Александрович бесплатно
5:42 AM
Скачать Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности. Кучеренко, Владимир Александрович бесплатно

Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности

Диссертация

Автор: Кучеренко, Владимир Александрович

Название: Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности

Справка: Кучеренко, Владимир Александрович. Учение о человеке Г.И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Ростов-на-Дону, 2005 141 c. : 61 05-9/248

Объем: 141 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2005


Содержание:

Введение
Глава I ГИ Гурджиев как уникальное явление в европейской мировой культуре и философии
§ 1 Личность ГИ Гурджиева и становление его учения
§ 2 Место ГИ Гурджиева в философской антропологии Влияние мировой философии на творчество ГИ Гурджиева
Глава II Человек и космологический процесс: единство и разорванность бытия
§ 1 Взаимосвязь человека и Вселенной
§ 2 Природа человека в философии Гурджиева
Глава III Движение к подлинной и неделимой сущности
§ 1 Неделимое «Я» как цель существования Учение о «Четвертом пути» как о смысле человеческого бытия
§ 2 Технология личной трансформации (роль танца и медитации в антропологии и практике ГИ Гурджиева)

Введение:

Актуальность исследования
История философских размышлений о человеке значительна и обширна. В современном философском знании она выделилась в отдельное направление, обозначаемое как философская антропология. Несмотря на определенный опыт, накопленный в этой области, проблем здесь гораздо больше, чем готовых решений. Такое положение в первую очередь свидетельствует о том, что тайна человека продолжает принадлежать к кругу вечных проблем, - под этим тезисом может подписаться большинство исследователей. Отсюда всю историю философской антропологии можно понимать как попытку приближения к раскрытию этой важнейшей тайны. Ведь в зависимости от понимания сущности человека создаются те или иные теории исторического процесса, политические и экономические доктрины, выбор социального идеала, формируются перспективы общественного развития.
Интенсивный процесс конституирования философской антропологии как самостоятельной дисциплины предполагает определение природы человека и выработку особых подходов к её изучению. Сегодня философы располагают некоторой совокупностью знаний в раскрытии и систематизации основных вопросов философской антропологии, но в целом этот процесс еще далёк от фундаментального оформления и носит скорее предварительный характер, хотя уже имеет свою историю.
В конце XIX - начале XX века в мировом философском сообществе все громче стали говорить о проблеме человека в философии. За последние десять тысяч лет истории, писал в 1928 году виднейший представитель философской антропологии XX века Макс Шеллер, наша эпоха - первая, когда человек стал очень проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в тоже время знает, что он этого не знает.
Одной из важнейших причин создавшейся ситуации является использование в западной культуре рационального подхода для определения места человека в мире. Результатом абсолютизации рационализма и полагания ratio как отличительной особенности человека стало подавление интуитивно-мистического отношения человека с миром и, как следствие, - десакрализация жизненного пространства. Среди других причин - ускоренное развитие науки и проникновение её в различные сферы жизни. Чрезмерная вера в технику, атеизм порождают представления о безграничной власти безличных социальных сил над природой и человеком. Данные обстоятельства имели не только положительные, но и отрицательные моменты, такие как механизация бытия человека, утрата веры и естественного гармоничного взаимодействия с природой. Научно-технический прогресс характеризуется также господством в социуме «массового» человека, приводящим к «варваризации» общества, на что обращал внимание X. Ортега-и-Гассет. Подобные процессы привели к возникновению в XX веке духовного кризиса.
Значительно позже, в последнем десятилетии ушедшего века, этот кризис актуализировался и для отечественной философии. В статье, посвященной антропологическому повороту в современной философии, A.M. Кузнецов связывает с ним реальную потребность в изменении традиционного подхода к проблеме человека. По мнению автора, в нашей стране эта ситуация обусловлена пониманием недопустимости дальнейшего пренебрежения коренными условиями и принципами жизни людей. Помимо этого, длительное воздействие тоталитарного режима и, как следствие, изоляция от мирового научного сообщества породили значительные бреши в области отечественного гуманитарного знания.
Пути выхода из создавшегося положения намечаются по двум направлениям. Это новые оригинальные разработки, предназначенные для решения антропологических проблем, и опора на имеющийся мировой опыт.
Развернувшаяся в антропологии активная спасательная деятельность в полной мере затрагивает и философскую антропологию как один из её важнейших разделов. Задачи данного направления - преодолеть кризис основных антропологических парадигм, страдающих фрагментарностью и доминированием какой-то одной идеи (человек античности природоцентричен, человек средневековья теоцентричен и т.д.), и создать целостную концепцию человека. Эта концепция должна включить в себя разработку некоторых общих оснований самого феномена человеческого бытия.
Таким образом, следствием парадигмального кризиса стал повышенный интерес к духовной стороне жизни, природе человека, целям и задачам его существования. Подобная востребованность привела к возрождению «старых» духовных традиций и формированию новых учений, ориентированных на совершенствование и гармонизацию человека. Философия Г.И. Гурджиева оказалась в русле этих тенденций. Одна из основополагающих идей его антропологии - необходимость радикального перехода к новому пониманию человека. В настоящее время опубликованы почти все труды Г.И. Гурджиева, а также немало работ его учеников и последователей. Между тем антропология Гурджиева изучена недостаточно. В мировой и отечественной философии отсутствует обобщающий анализ идей ученого относительно природы и статуса человека, смысла его бытия, моделирования возможного будущего.
Степень разработанности проблемы
Философское наследие Гурджиева не является разработанной академической системой воззрений. Одно из основополагающих произведений философа «Беседы Вельзевула со своим внуком» написано в символической, метафорической манере. Детальное изложение собственного учения осуществлялось Гурджиевым на лекциях в Институте гармоничного развития человека и в разного рода публичной деятельности: выступлениях перед слушателями в зарубежных поездках, в беседах со своими учениками. Именно поэтому, обращаясь к степени разработанности темы данной диссертации, необходимо отметить, что первыми исследователями творчества Гурджиева были его ближайшие ученики и соратники. По их произведениям мы по большей части и судим о творчестве мыслителя.
Впервые учение Гурджиева в нашей стране было представлено работами его ближайшего ученика П.Д. Успенского. Писатель, психолог и философ П.Д. Успенский является автором трудов «Новая модель Вселенной», «Психология возможного развития человека», «Четвертый путь», в которых, опираясь на идеи Гурджиева и комментируя их, он предлагает новые подходы к пониманию человека.
В своих работах философ объясняет, что существующий мир является лишь частью общей системы, недоступной для восприятия обычного человека. Способ постижения целостности мира называется по-гурджиевски «Четвертый путь». Успенскому принадлежит разработка и систематизация этого пути. В целом антропология Гурджиева в интерпретации Успенского носит ярко выраженный психологический характер.
Примерно на тех же философских позициях находится другой ученик Гурджиева - доктор Морис Николл, также систематизатор идей учителя, начавший свою работу еще при жизни Гурджиева. В работе «Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского» в пяти томах он изложил основные положения уникальной гурджиевской системы знаний о фундаментальных законах бытия и психологии возможного самосовершенствования человека.
Ученик и фактически приёмный сын Успенского Родни Коллин в своих трудах ставил задачу соединить идеи учения Гурджиева и Успенского с новейшими открытиями науки и рассчитать циклы, которые управляют Вселенной. Его работа «Теория вечной жизни» посвящена проблемам смерти, реинкарнации и рождения души и духа. В других трудах - «Вестник гармонии» и «Теории небесного влияния» - Родни Коллин касается важнейших вопросов человеческого существования, соотнося их с проблемами Вселенной.
Труды еще одного из ближайших друзей и сподвижников Гурджиева и Успенского - Бориса Муравьева - благодаря поразительной глубине и исчерпывающей ясности изложения метафизических и психологических аспектов учения не имеют равных в современном гурджиеведении. Три тома под общим названием «Гнозис» сформированы в виде трех циклов — экзотерического, мезотерического (срединного) и эзотерического. Три части первых двух томов называются «Человек», «Вселенная», «Путь». Они посвящены описанию общей картины мироздания в строжайшей взаимозависимости его законов, единстве составляющих и пронизывающих его аспектов, планов, этапов проявления — от Абсолютного до атомарного, от минерального до исторического, от клеточного до духовного. Человек и Вселенная предстают в этой картине в неразрывной связи и становлении. Но в отличие от идей в предыдущих изданиях других авторов, это становление у Муравьева не заканчивается утверждением «Четвертого пути», а имеет продолжение в виде «Пятого пути», или так называемой «рыцарской любви». Под «рыцарской любовью» автор имеет в виду взаимоотношения мужчины и женщины, которые суждены друг другу от века. В работе прослежены и описаны все возможности, которые открывает их встреча, сулящая обоим «второе Рождение» и воссоединение в Андрогине как залоге личного и - в пределе - всемирного Спасения.
Джон Годолфин Беннетт познакомился с Гурджиевым в 1921 году в возрасте 25 лет и настолько увлекся его учением, что сделал его стержнем и основным содержанием своей жизни. Беннетт является самым плодовитым интерпретатором идей учителя. Свои воззрения, автор изложил в целой серии публикаций. В работе «Гурджиев - путь к новому миру» Беннетт постарался прояснить идеи и методы Гурджиева, которые он использовал для того, чтобы передать их последователям.
Общины нового века» произведение Беннетта, которое является попыткой обратить наше внимание на «знаки грядущих времен», которые мы по-прежнему не умеем читать. Эти знаки трудных времён видны уже повсюду, и Беннетт обращает внимание читателей на необходимость Работы, правильно понимаемой и безупречно осуществляемой. Помимо этого Беннетт пишет о необходимости приобретения навыка совместной работы, общего служения, вместо эксплуатации друг друга. Еще более важно понять, считал философ, что человек такой, какой он есть, - беспомощно плывет по течению жизни, и нет никакой возможности изменить ситуацию, находясь на данном уровне существования. Мы должны заставить себя взглянуть туда, куда привыкли не смотреть, и на более высоком, чем наш, уровне, искать путь спасения не только самих себя, но и всей нашей планеты.
Семь направлений Работы» Беннетта - рассказ о результатах применения автором в группах гурджиевской системы гармоничного развития человека. Эта система, по мнению Беннетта, имеет синергетический характер. Термин «синергия» обозначает «дух совместной работы» и был введен автором для описания главной идеи Новый эпохи, которая должна вытеснить эгоцентрические тенденции последних двух тысячелетий.
В фундаментальном четырехтомном труде «Драматическая Вселенная» Беннетт обобщает идеи гурджиевского учения. Одним из важных аспектов работы является детальное разъяснение понятия «понимание» с выделением в нем интегративной, комплементарной и синергетической стадии.
В работе «Секс. Связь между сексом и духовным развитием» Беннетт говорит о том, как половая энергия влияет на работу нашего организма и физического тела, и о той роли, которую она играет в трансформации энергий, определяющих наше бытие. По мнению автора, секс оказывает огромное влияние на нашу жизнь, однако мы очень плохо понимаем эту силу с точки зрения знания о человеке. Отбросив «старую мораль», мы в значительной степени оказались в вакууме; свободные от правил и запретов, мужчины и женщины стремятся достичь ставшей еще более иллюзорной удовлетворенности жизнью в сексе. Результатом становится презрительное отношение к сексу или бездумная распущенность. Исправить это положение, считает Беннетт, можно только в том случае, если поставить перед собой цель проникнуть глубже в самих себя, и развивать в себе более глубокие стороны нашей натуры. Это движение вглубь собственного бытия и есть истинная Работа над собой, которой учил Гурджиев, и которая стала краеугольным камнем в объяснении значения секса Беннеттом.
Басараб Николеску, автор многочисленных научных статей, основатель и президент Международного центра междисциплинарных исследований во Франции, в работе «Гурджиевская философия природы» производит поиск и сравнение результатов и идей между современной наукой и той философской системой, которую принес в мир Г.И. Гурджиев. Б. Николеску отмечает, что поиск истинного соотношения между наукой и подобными сферами знания мог бы оказаться ценным. И такую связь он видит и прослеживает в философии природы.
Работа Питера Брука «Тайное измерение» посвящена тому, как учение Гурджиева при помощи древнейших хореографических методов способно устранить раскол между наукой и искусством. Именно это знание, по мнению автора, способно вывести нас из ледяного мира механики и бихевиоризма во Вселенную, где всему есть свое место.
Чарлз Т. Тарт, один из авторитетнейших трансперсональных психологов XX века, одну из книг - «Внутренний свет» - посвятил учению Гурджиева и тому влиянию, которое оно оказало на его концепцию. В ней, в частности, описаны методы, способствующие достижению просветления сознания.
Кетлин Риордан, доктор психологии Колумбийского университета, была связана с творчеством Гурджиева всю свою жизнь, она является автором книги «Гурджиев», которая представляет собой краткое изложение основных идей системы Гурджиева с точки зрения психологии и психопатологии, и анализ состояния человека, осознающего свои возможности, судьбу в полной мере.
Первое в России оригинальное и систематическое отечественное исследование жизни и творчества Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского проведено профессором МГУ А. Ровнером и изложено в книге «Гурджиев и Успенский».
Авторы И.В. Нежинский, М. Мейлах, В.Розин, В.Крылов на страницах современной периодической печати описывают некоторые аспекты учения Гурджиева. И.В. Нежинский, в частности, отмечает, что суть учения «заключается не в "технической" стороне и методах, а в той метафизике, которая лежит в основе системы, и в той глубинной психологии, которая формирует стратегию пути к целостности бытия»1
1 Нежинский И. Эзотерическое христианство Г. Гурджиева // fourthwau.narod.ru/lib/exlib/ecgig.htm.
Таким образом, творческое наследие Гурджиева более изучено зарубежными исследователями, но и в нашей стране ему уделяется все больше и больше внимания. Разные авторы осмысливают различные аспекты учения, и именно этим ценны и интересны их работы.
Основная трудность при изучении творчества Гурджиева состоит в том, что ни концептуальный, ни практический разделы его учения не были подробно, полно, научным языком прописаны им самим. При жизни философа его творчество в основном существовало в качестве устной традиции, формировавшейся в процессе обучения им своих учеников. В дальнейшем именно ученики детально разработали и интерпретировали те идеи, которые были почерпнуты ими во время обучения в институте или личного общения с Гурджиевым. Благодаря их трудам философия Гурджиева представляет собой не просто разрозненные идеи, а целостное явление, части которого были соединены его сподвижниками глубоко и согласованно.
Вместе с тем до сих пор не было предпринято обобщающего целостного исследования антропологии Гурджиева, выраженной как в теории и практике, так и в интерпретации его учеников. Это и стало темой данной диссертации.
Цель и задачи работы
Основная цель настоящей работы состоит в выявлении философско-антропологических идей в творчестве Гурджиева и оценке их роли и значения в культуре.
Общая цель работы конкретизируется следующими поисковыми задачами: проанализировать биографические и личностно-характерологические предпосылки возникновения философской антропологии Г.И. Гурджиева; рассмотреть социально-культурную и философскую атмосферу западной Европы конца XIX - начала XX века и её роль в формировании направления духовных поисков Гурджиева; исследовать проблему взаимоотношений человека и Вселенной в творчестве Гурджиева; выявить основные идеи относительно природы человека в философии Гурджиева; показать роль концепции «Четвертого пути» в антропологии Гурджиева и основные методы её практической реализации.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является учение Гурджиева и его развитие в трудах наиболее значительных его учеников - Дж. Беннетта, П. Успенского, М. Николла, Б. Муравьева; предметом исследования - философская антропология Гурджиева.
Методологические принципы и методы исследования
Методологической основой диссертации является общефилософский диалектический метод. Он позволяет обратить внимание на многослойность, разнообразие и неоднозначность учения Гурджиева, и в то же время служит импульсом к дальнейшему развитию некоторых его идей. Общефилософский метод исследования дополнен научными и философскими методами и принципами. Так, биографический метод выявляет влияние биографии Гурджиева на становление его интересов, ценностей, выбор ориентиров духовного поиска. Герменевтический метод позволяет проникнуть в сущность содержания текстов Гурджиева и их интерпретацию учениками. Сравнительный анализ показывает общие черты и тенденции в представлениях Гурджиева и философских, и научных воззрениях его учеников и других философов. Это дает возможность вписать философскую антропологию Гурджиева в контекст современных философских знаний, увидеть её роль и значение в нашу эпоху.
Научная новизна исследования
1. Исследованы социокультурные предпосылки, оказавшие влияние на становление самобытной личности Г.И. Гурджиева. щ 2. Показана та роль, которую сыграла западная культура в становлении и принятии идей Гурджиева. Определено место Г.И. Гурджиева в философской антропологии.
3. Сделан обобщённый анализ взаимосвязи человека и Вселенной в антропологии Гурджиева.
4. Раскрыты особенности природы человека по Гурджиеву. ф . 5. Проанализированы и обобщены методы «Четвертого пути».
6. Показаны смысл и значимость эвритмии как сакрального средства достижения более высокого уровня сознания.
На защиту выносятся следующие тезисы:
1. Становление Гурджиева как философа во многом было предопределено ранним стремлением к самореализации, уникальным щ географическим положением места рождения, в котором были сосредоточены философские, религиозные и мистические учения разных времён и народов, и возможностью очень рано к ним прикоснуться, а также пройденным Гурджиевым жизненным путём.
2. Учение о человеке Гурджиева находится на уровне ведущих антропологических тенденций XX века. В нём обнаружены идеи, близкие парадигме самости (К.Г. Юнг) и пафосу философии существования (Ж.-П. Сартр, X. Ортегга-и-Гассет, А. Камю, М. Хайдеггер и др.). С теорией щ индивидуации Юнга антропологию Гурджиева роднит огромная роль и значение психологических аспектов совершенствования человека. С философией существования - обостренное чувство проблем человеческого существования, поиски выхода из духовного тупика, обретение смысла жизни. Антропология Гурджиева близка по своим взглядам также теософии Е.П. Блаватской и А. Безант, антропософии Р. Штайнера и взглядам Раманы Махариши.
3. Связь человека и Вселенной, по Гурджиеву, - константа
Ф антропологии. Человек является ее органической составляющей частью, он должен рассматриваться в контексте всей совокупности жизни космоса. Как космическое существо, человек един со всей Вселенной. В реальности он чаще всего даже не представляет о других уровнях бытия и своих потенциальных возможностях. Именно поэтому, несмотря на единство, совместное бытие с космосом практически разорвано и является лишь потенциальным. Но именно связью человека и космоса в Гурджиевском учении обусловливаются цели, задачи и возможности существования человека.
4. Антропология Гурджиева включает в себя целый комплекс идей: учение о категориях, о центрах и их проявленном и непроявленном функционировании, учение о сущности и личности. Эта философия определяет человека как существо, способное к непрерывному развитию, природа которого проявлена лишь частично. Понимание человека как «многомерного» существа, аспекты которого практически не развиты и на сознательном уровне отчуждены друг от друга, закономерно предполагает стремление к осознанному обретению целостности.
5. «Четвертый путь» — это совокупность целенаправленных усилий, включающих в себя теорию и практику, которые при надлежащем их осуществлении должны способствовать развитию человека. Методы развития (самовоспоминание, самонаблюдение, самоосознание, шоковых воздействий и т.д.), которым обучал мыслитель, должны освободить человека от груза природных и социальных законов, влияющих на его формирование, и дать возможность уйти от ограничений природы, входить в различные состояния сознания, открывающие новые горизонты понимания.
6. Ритуальные танцы и ритмические упражнения (эвритмия) составляли важную часть гурджиевских методов самосовершенствования. Сакральный танец является не только средством для выражения чувств, но также и средством изменения сознания и достижения его более высокого уровня за счёт слаженной работы сразу трёх центров человека - двигательного, эмоционального, интеллектуального.
Научно-практическая значимость работы
Материалы диссертации позволяют дополнить философскую антропологию как дисциплину и направление философии идеями Гурджиева в этой области. Они могут быть использованы в курсах преподавания философии, философской антропологии, истории философии.
Апробация работы
Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на секции «Философская антропология» III Всероссийского философского конгресса. Материалы работы использовались при проведении семинаров по истории философии и философской антропологии на философском факультете Южно-Российского гуманитарного института. Некоторые проблемы природы человека, «Четвертого пути», гурджиевского «Института гармоничного развития человека» нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах.
Структура работы
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 177 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz