Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Универсальность личности (социально-философский аспект исследования). Толкачев, Юрий Аркадьевич бесплатно
0:00 AM
Скачать Универсальность личности (социально-философский аспект исследования). Толкачев, Юрий Аркадьевич бесплатно

Универсальность личности (социально-философский аспект исследования)

Диссертация

Автор: Толкачев, Юрий Аркадьевич

Название: Универсальность личности (социально-философский аспект исследования)

Справка: Толкачев, Юрий Аркадьевич. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования) : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Свердловск, 1984 154 c. : 61 85-9/276

Объем: 154 стр.

Информация: Свердловск, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ3 - II
Глава I УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТИ12
§ I Сущность универсальности12
§ 2 Соотношение универсальности, целостности, гармоничности, всесторонности личности44
Глава П СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ66
§ I Предпосылки становления универсальности лич ности в антагонистических формациях66
§ 2 Процесс формирования универсальной личности в условиях развитого социализма101

Введение:

Формирование нового человека - одна из основополагающих программных целей коммунистического строительства. На ХХ1У съезде КПСС подчеркивалось, что "великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека" ХХУ1 съезд КПСС отметил необходимость решения многообразных задач, связанных с формированием нового человека Выступая на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г., Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко указал на необходимость формирования у каждого молодого человека высокой мировоззренческой и нравст -венно-политической культуры, стойкого иммунитета против влия ния буржуазной идеологии, любых форм мещанско-потребительской я психологии .
Одним из ключевых аспектов этой проблемы является иссле -дование универсальности как одной из важнейших сущностных характеристик коммунистической личности, как необходимого уело -вия достижения ее всесторонности и гармоничности.
Актуальность исследования этой проблемы обусловливается тем, что прогресс социальной жизни нашего общества требует формирования всесторонне подвижного, универсально мобильного человека, способного к перемене различных видов деятельности.Общественные отношения зрелого социализма предполагают полифункциональность человека, его готовность к сочетанию различных функций как в производственной, так и в непроизводственной сфе
1 Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с.83.
2 См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.63. См.: Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться:Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. - М., 1984, с.12. рах деятельности.
Дальнейшее технико-организационное усложнение производства постоянно обусловливает возрастание роли человеческого фактора в целом, его творческого потенциала, в частности и осо -бенности. Проблема становления универсальности личности - возможностей целостного участия человека в многообразных сферах социальной жизнедеятельности - во многом зависит от осознания им этих возможностей и создания условий для их наиболее полной реализации.
Действительная универсальность личности коммунистического общества противополагается частичной личности, неспособной выйти за пределы определенных узко очерченных функций, ограниченной в своих действиях социальными рамками антагонистических общественных систем, диктующих односторонность ее развития.
Проблема универсальности человека выступает характеристикой его творческого потенциала, возможностей его развития.В условиях совершенствования развитого социалистического общества исследование процесса становления универсальности личности приобретает особо важное значение. Речь идет прежде всего о поиске адекватного раскрытия и использования на благо общества неисчерпаемых резервов человеческой личности. Многогранность этой проблемы делает ее предметом .исследования ряда наук: философии, экономики, социологии, генетики, психологии, педагогики.
Исследование может идти, на наш взгляд, по меньшей мере в следующих четырех аспектах: а) философско-социологическом, б) экономическом, в) социально-психологическом, г) социально -педагогическом.
Анализ личности с точки зрения исторического материализма как индивидуальной меры присвоения общественных отношений обусловливает и специфику философско-социологического подхода к изучению проблемы ее универсальности. Этот подход проявляется в рассмотрении универсальности в качестве сущностного свойства коммунистической личности, которое становится в процессе изменения объективных социальных условий, осознания ею своей внутренней потребности к всестороннему участию в жизни общества.
Избранный нами социально-философский аспект позволяет обобщить исследования ряда марксистско-ленинских наук о человеке с единых методологических позиций.
Интегративные результаты исследования в области общественных наук являются теоретическим фундаментом реализации ленинского принципа единства идеологической,организаторской и хозяйственной работы, который стал залогом успехов партийного руководства обществом, как это отмечал в выступлении перед избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы в марте 1984 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко.
Он позволяет рассмотреть универсальность в качестве характеристики всеобщей взаимосвязи материального мира, а универ -сальность личности - как необходимое условие ее всесторонности. Этот аспект исследования связан прежде всего с задачами разработки методологических оснований универсальности личности,с выявлением социальных условий ее формирования.
Выступая структурным свойством личности, универсальность указывает' на особенность освоения ею многообразного ансамбля общественных отношений, которые выступают ее элементами в качестве социальных сил. Универсальность личности характеризует способ соединения и движения тех экономических, политических, См.: Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г. М., 1984, с.13. нравственных, эстетических и т.п. отношений, которые составляют достояние личности, а также ее способность включаться в новые социальные связи. Формирование универсальности способствует превращению индивида из "чудовищно простого человека" по образному выражению А.М.Горького, в такую личность, которая способна содержать в себе все богатство мира человека, вмещая в своей душе "все ужасы и недоумения, всю боль и радость жизни, 2 всю пёстроту и хаос ее радужной игры" .
Степень разработанности проблемы
Содержание категории "универсальность" с древнейших вре -мен вплоть до возникновения марксизма, либо полностью,либо частично входило в разрабатываемые представителями различных философских течений и школ термины: "бесконечность", "неисчерпае -мость", "всеобщность", "универсалии", "универсум". Основоположники марксизма-ленинизма, не ставя перед собой в качестве самостоятельной цели детализацию этого понятия, широко использовали его в качестве средства теоретического анализа и широко упот -ребляли его применительно как к функционированию и развитию всего материального мира, так - к.обществу и к личности.
Отсутствие статей "универсальность", "универсальность личности" не только в "Философской энциклопедии", но и во всей советской справочной философской литературе отражает степень разработанности этой проблемы.
В последние годы интерес к вопросу об универсальности личности как к сущностной черте нового человека все более возрас -тает. Однако современный уровень разработки этой проблемы пред См.: Горький А.М. Соч., т.25, с.191. 2 Там же, т.23, с.355. ставляет собой лишь первые подступы к ней.
Группа авторов (Е.А.Железов, Р.А.Зобов, В.В.Орлов, Г.Н. Оботурова, М.А.Парник, А.Г.Спиркин, В.И.Свидерский, В.С.Тюх-тин и др.) в работах, посвященных проблемам диалектического материализма, использует понятие "универсальность" в качестве сущностной характеристики движущейся материи. Анализ суждений ряда исследователей (Е.А.Железов, Р.А.Зобов, В.И.Сви -дерский и др.) по этому вопросу выявляет фактическое отождествление ими "универсальности" и "всеобщности".
В советской литературе практически не вызывает разногласий тот аспект проблемы универсальности, сущность которого раскрывается известным тезисом К.Маркса, об универсальности т родовой сущности человека . Методологическая ценность подобного подхода к рассмотрению этой стороны взаимоотношений об -щества и природы общепризнана и получила конкретизацию в ра -ботах Н.П.Дубинина, Л.Н.Когана, О.Н.Крутовой, В.М.Межуева,А.В. Мялкина, И.Т.Фролова и др.
Что же касается исследований универсальности личности,то современная философская, социологическая и педагогическая литература уделяет ей еще сравнительно мало внимания. Следует выделить несколько подходов в раскрытии содержания этого понятия. Большая часть обществоведов отождествляет универсальность со всесторонностью и гармоничностью личности (М.В.Демин, Л.А.Зеленое, А.Н.Красин, З.М.Оруджев, И.М.Рогов, С^Г.Спасибенко, В.И. Шинкарук, Е.П.Шудря и др.).
Рассмотрение универсальности как предрасположенности ком -мунистической личности вследствие беспредельного развития ее сущностных сил к многообразной перемене видов деятельности в самых различных сферах общественной жизнедеятельности нашло от* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.92. ражение в монографиях и статьях С.С.Батенина, Л.П.Буевой,Л.Н. Когана и др., в диссертационных работах А.М.Бекарева,Н.В.Кленовой и др.
Целью диссертационной работы является определение методологических оснований анализа универсальности личности,его значимости для изучения процесса становления универсальности че -ловека коммунистического общества.
Достижение этой цели требует решения ряда взаимосвязанных задач:
• изучения генезиса понятия "универсальность", в истории философской мысли;
• анализ понятий "универсальность", "универсальность личности", а также соответствующих им полярных категорий в онто -логическом аспекте;
• соотношения универсальности, всесторонности, целостности и гармоничности личности;
• изучения исторически ограниченных типов универсальности; личности - предпосылок становления действительной универсаль -ности индивида высшей фазы коммунистической формации;
• исследование процесса формирования универсальности личности в условиях совершенствования развитого социализма.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Для разра ботки проблем универсальности личности особое значение имеет выдвинутое К.Марксом положение об универсальности как родовом I качестве человека .
Методологически важны и рассуждения К.Маркса в "Экономи -ческих рукописях 1857-1859 годов" об универсальности личности, о том, что она представляет собой универсальность присвоенных ею общественных отношений
В основу работы положены и идеи В.И.Ленина о необходимости универсальной подготовки людей коммунистического общества к вы2 полнению ими разнообразных социальных функций .
Теоретическую и методологическую основу исследования сос -тавили Программа КПСС, материалы съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР, Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (1983 г.), "Основные направления реформы общеобразо -вательной и профессиональной школы" (1984 г.), положения и выводы, содержащиеся в речах и выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко, а также труды руководителей партии и правительства, видных партийных и государственных деятелей нашей страны, выдающихся педагогов прошлого и современности. Научная новизна исследования
Диссертация представляет собой попытку исследовать понятие "универсальность; личности" в качестве сущностной характеристики нового человека. Автор стремится определить это понятие, пока -зать возможность применения его к анализу: а) всего материаль -ного мира, б) общества, в) личности.
В работе подробно раскрывается мысль В.И.Ленина о том, что категория "универсальность" является одним из тех понятий, котоо рые отражают всемирную, живую связь объективного мира .
В диссертации проводится мысль, что понятие "универсаль -ность" выступает такой характеристикой единства объективного мира, его всеобщей взаимосвязи, которая отображает способность его См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,т.46,ч.1,с.476; т.46,ч.П,с.35. ^ См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.33. 3 Там же, т.29, с.131. разнокачественных явлений, вещей, свойств к взаимодействию и фиксирует безмерность, безграничность этого процесса.
В работе подчеркнуто, что универсальность выступает про -тивоположностью всякой ограниченности, частичности, односто -ронноети. На основе марксистского положения о сущности универсальности человека автор стремится проследить процесс ее перехода в характеристику каждой личности, выявить предпосылки, этапы этого длительного исторического процесса, проходящего через ряд переходных форм, типов универсальности, ограниченных объективными социальными условиями.
В диссертации указывается, что именно особенности общественного разделения труда и обмена оказывают определяющее влияние на генезис универсальности, на способность личности к участию в общественном процессе в целом.
В отличие от ряда его предшественников автор стремился показать, что универсальность несводима к всесторонности, от ко -торой она различается так же, как возможности, потенции человека отличаются от действительности. Он полагает, что всесторон -ность личности выступает актуализацией ее универсальности.
Одним из приоритетных моментов диссертации является сопоставление "универсальности личности" с категориями "гармонич -ность", "целостность", "всесторонность" личности.
В работе предпринимается попытка определения путей формирования универсальной личности в условиях совершенствования зрелого социализма. Указывается на значимость политехнизма как средства формирования универсальной личности. В диссертации показывается, что политехническая подготовка, позволяющая индивиду осуществлять перемену видов труда в рамках производственной деятельности, в сочетании с развивающим личность участием в различных формах любительского творчества формирует универсальную личность, выступающую "целостным и универсальным продуктом общества" *.
Научно-практическая ценность исследования
Результаты исследования могут быть использованы в лекциях и на семинарских занятиях в курсах диалектического материализма (тема "Основные категории диалектики"), исторического материализма (темы: "Природа и общество", "Личность и общество"),и научного коммунизма (тема "Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме", "Коммунистическое воспитание трудящих -ся").
Применение выведенных теоретических положений возможно и в социологических исследованиях проблем формирования нового человека в условиях совершенствования развитого социалистического общества.
Апробация работы
Результаты исследования апробированы автором на ряде научных конференций, в том числе: а) на конференции молодых ученых "Личность и общество в условиях развитого социализма. Философско-социологические ас -пекты" (1982 г., г.Смоленск); б) на Ш-х Всесоюзных Философских чтениях молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" (1983 г., г.Звенигород); в) на Всесоюзной научно-практической конференции "Акту -альные проблемы коммунистического воспитания молодой научной и инженерно-технической интеллигенции" (1983 г., г.Ереван).
По теме диссертации имеются четыре научных публикации, в том числе - рецензия в журнале "Научный коммунизм" (1981, № 5). См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.386.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 106 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz