Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Управление административно-территориальным образованием как наукоградом. Николаев, Евгений Владимирович бесплатно
5:38 AM
Скачать Управление административно-территориальным образованием как наукоградом. Николаев, Евгений Владимирович бесплатно

Управление административно-территориальным образованием как наукоградом

Диссертация

Автор: Николаев, Евгений Владимирович

Название: Управление административно-территориальным образованием как наукоградом

Справка: Николаев, Евгений Владимирович. Управление административно-территориальным образованием как наукоградом : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05. Москва, 2001 177 c. : 61 02-8/202

Объем: 177 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Особенности функционирования закрытых административнотерриториальных образований в современных условиях
11 Сущность и содержание закрытых административно-территориальных образований
12 Особенности принципов управления ЗАТО
13 Проблемы закрытых административно- территориальных образований в развитии потенциала (научно-технического, производственного и кадрового)
Глава II Исследование развития органов муниципального управления закрытого административно-территориального образования
21 Формирование и развитие структуры местного управления и самоуправления закрытого административно-территориального образования
22 Особенности финансово-экономических взаимоотношений ЗАТО с федеральными органами исполнительной власти
23 Формирование и использование ресурсов закрытого административно-территориального образования
Глава 111 Методические подходы к формированию программы научно-технического и социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования как наукограда
31 Выбор и реализация приоритетов научно- экономического развития города как наукограда
32 Разработка прогнозов развития научно-технического и социально-экономического развития города
33 Методические основы разработки программы развития закрытого административно-территориального образования как наукограда (на примере города Северска)

Введение:

Реализация Программы социально-экономической стабилизации и развития Российской Федерации на ближайшие годы в стратегическом плане требует дальнейшего совершенствования управления во всех звеньях хозяйствования и организации жизни, а также наряду с укреплением вертикали власти, развития демократических форм самоуправления в условиях рыночных отношений.
В преодолении кризисных явлений в экономике важнейшим фактором является эффективное использование накопленного научно-технического, производственно-технического и уникального кадрового потенциала закрытых административно-территориальных образований и наукоградов.
Многие годы становление военно-промышленного комплекса (ВПК) было доминирующей стратегией государства, что в значительной мере определяло отраслевую структуру экономики, влияло на формирование новых городских образований, экономическое и социальное развитие регионов. Особенно это проявилось при создании ЗАТО - закрытых территориальных образований, фактически превращенных в наукограды, решающие главным образом оборонные задачи.
При переходе к рыночным отношениям оборонная функция из фактора развития трансформировалась в фактор, усугубляющий кризисные влияния в стране вследствие неопределенности государственного оборонного заказа, несвоевременного финансирования проводимых исследований и работ, поставили на грань прозябания созданные научно-производственные и интеллектуальные возможности и резко осложнили социальную ситуацию, что потребовало ускоренной реструктуризации научных учреждений и производств, превращения их в центры роста экономики, используя прорывные исследования, технологии «двойного назначения», поступающие в коммерческий оборот.
В настоящее время, как показывает отечественный и мировой опыт, несмотря на ограниченность нынешних финансовых ресурсов в России, ситуационная парадигма развития ЗАТО и наукоградов должна быть изменена на прогнозную, стратегическую - базирующуюся как на созданном научно-техническом и интеллектуальном потенциале, так и государственном протекционизме, прежде всего в фундаментальной науке при политической воле и точной иерархии национальных целей при распределении ресурсов.
Соответственно, и управление закрытыми административно-территориальными образованиями как наукоградами должно быть комплексным, базирующимся на законах Российской Федерации и нормативных актах, определяющих деятельность хозяйственных, социальных административных структур, охватывающий весь жизненный цикл развития городов и поддержания на достойном уровне качества жизни населения. При этом надо учитывать, что в ряде наукоградов впервые в новейшей российской истории появился феномен совпадения интересов населения, научно-технической элиты и муниципальных властей по поводу путей развития этих городов. И поэтому для реализации научно-технической политики государства именно наукограды могут стать как зонами опережающего развития, так и проводниками этой государственной политики в муниципальном образовании.
Изучение проблем преобразований ЗАТО в наукограды имеет огромное практическое значение, ибо в них сосредоточен большой научно-технический и интеллектуальный потенциал.
В исследовании сделана попытка проанализировать проблемы закрытых административно-территориальных образований на примере г.Северска Томской области, занимающегося проблемами атомной энергетики, изучить структуру управления, финансово-экономические отношения и определить пути его дальнейшего комплексного развития.
Актуальность темы исследования. Закрытые административно-территориальные образования создавались для решения оборонных задач страны на территориях, где размещались научно-исследовательские организации, экспериментальные базы, промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасности функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан1.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) имели свои особенности развития. Значительная часть научных исследований, проводимых в его научно-производственном комплексе (НПК), финансировалась из средств, выделявшихся на оборону страны. Именно поэтому большинство проблем ЗАТО возникло в результате сокращения государственного заказа в начале 90-х годов и его хронического недофинансирования в последующие годы.
Экономическое развитие ЗАТО в течение ряда лет определялось рядом благоприятных факторов: развитой промышленный потенциал, высококвалифицированные кадры, развитая научно-исследовательская и опытная база.
1 Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с учётом изменений и дополнений от 28 ноября 1996 г.).
Г4 ? /7.АТО/Ь 7 4
В настоящее время экономика и социальная сфера ЗАТО находятся в тяжёлом положении. Резко снизился объём промышленного производства, упали реальные доходы населения, сложился высокий уровень безработицы, ухудшилось демографическое положение. В такой ситуации, как показывает мировая практика, проявляется тенденция смещения центра тяжести управленческой деятельности и ответственности за практические решения ключевых проблем социально-экономического развития страны на уровень регионов и муниципальных образований. Муниципальные образования, в том числе и ЗАТО, оказались в центре политики и экономики.
Местные органы власти призваны создавать необходимые предпосылки и благоприятные условия для сохранения и развития научно-технического потенциала НПК, для удовлетворения многообразных, постоянно изменяющихся потребностей населения ЗАТО, в том числе за счёт наиболее полного использования личностных качеств и способностей каждого работника. Решение этих проблем в большой степени зависит от степени разработанности научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию управления научно-технической и социально-экономической сферами ЗАТО в условиях рыночной экономики.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ исследований и публикаций по проблемам муниципального управления и социально- экономического развития наукоградов позволил выделить три составляющих.
1. Социально-экономическому развитию городов и муниципальных образований посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов (учёных и практиков). Среди отечественных авторов разработок по данному направлению следует отметить А.Аганбегяна, А. Брячихина, А. Гапоненко, А. Гранберга, Голованова, А.Гладышева, С.Соловьёва и др.
2. Вопросы региональной политики, научно-технического развития регионов и наукоградов отражены в трудах В. Апимпиева, А. Гранберга, В. Иванова, М.Шубина, В.Матирко, К.Плетнёва и др.
3. Исторический опыт создания и развития ЗАТО, который - прежде всего в силу закрытости основных направлений исследований и управления научно-техническим и социально-экономическим развитием этих муниципальных образований - мало обобщался и слабо освещался.
В целом же вопросы, рассмотренные в указанных работах, при всей их значимости, не полностью раскрывают проблемы комплексного развития наукоградов, в них не всегда определяются научные и методические подходы по совершенствованию управления ЗАТО. Часть из них касаются только отдельных
Гй- /7. А ТП/Г 7 /? -1/1/Р 5 аспектов управления и самоуправления, необходимо их комплексное рассмотрение, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования, опираясь на комплексный подход к динамике происходящих процессов, тем более, что диссертант на практике осуществляет их внедрение и практическую реализацию в ЗАТО «Северск» Томской области.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономического механизма управления научно-техническим и социально-экономическим развитием закрытого административно-территориального образования на примере ЗАТО г.Северска. В соответствии с этим в диссертационной работе поставлены следующие задачи:
• выявить организационно-экономические и правовые особенности ЗАТО, роль органов управления городом и их место в общегородской структуре управления научно-техническим и социально- экономическим развитием ЗАТО;
• провести анализ развития законодательной базы форм и методов управления ЗАТО на различных этапах их формирования и развития, как региональных центров решения общегосударственных задач;
• разработать организационно-экономический и управленческий механизм управления городом и его развитием; определить степень участия местного самоуправления в создании условий для развития города как наукограда;
• разработать методологические подходы по формированию программы развития ЗАТО с целью сохранения и развития научно- производственного и кадрового потенциала и методические основы создания инвестиционной привлекательности ЗАТО как центра развития и совершенствования предпринимательства и инфрастуктуры;
• разработать систему управления городом в новых условиях хозяйствования, обеспечивающую повышение качества жизни населения.
Объектом исследования являются закрытые административно-территориальные образования системы Минатома России.
Предмет исследования - организационно-управленческие и экономические отношения в сфере научно-технического и экономического развития ЗАТО.
Теоретической и методической базой диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных и практиков по проблемам государственного и муниципального управления, региональной научно-технической политики и экономики.
В диссертации использовались действующие законодательные, нормативные акты Российской Федерации и другие официальные материалы. Эмпириче
С4-. /ZATO/tit-vve 6 ской базой диссертационного исследования послужили статистические данные г.Северска, данных социологических исследований.
В работе применялись метод индукции, статистического, социологического и системного анализа.
Научная новизна выполненного исследования заключается в разработке научной гипотезы управления научно-техническим и социально- экономическим развитием ЗАТО как наукоградом, методических подходов к разработке и реализации программы развития города, типизации управленческих решений по научно-техническому и социально-экономическому развитию ЗАТО. При этом, в отличие от других подходов к решению задач управления развитием ЗАТО г.Северск, предлагаемый автором подход обладает системностью, комплексностью, уточняет функции и принципы управления городом, представляя собой целенаправленное воздействие на научно-производственный комплекс наукограда в соответствии с выбранными приоритетами научно-технического и социально- экономического развития.
Основные научные результаты диссертации состоят в следующем:
• разработана концепция управления научно-техническим и социально- экономическим развитием закрытого административно-территориального образования;
• предложены методические подходы к оценке научно-технического и социально-экономического развития ЗАТО;
• обоснованы показатели и критерии оценки уровня развития научно-технической и социально-экономической сфер ЗАТО;
• сформулированы принципы управления применительно к закрытым административно-территориальным образованиям;
• разработана модель организационной структуры управления и обоснованы новые подходы к формированию и функционированию организационно-экономического механизма управления муниципальным образованием, получающим статус наукограда, в новых условиях хозяйствования и рыночных отношений;
• разработаны методические подходы к формированию долгосрочных программ научно-технического и социально-экономического развития г. Северска как наукограда в обеспечение экономического роста научно- производственного комплекса, увеличения поступлений в бюджет города, стимулирования долгосрочной научной интеграции с сибирским регионом.
C4:/ZЛГO/tit-vve 7
Практическая значимость исследования. Автор лично принимал участие в разработке программы развития ЗАТО г.Северск Томской области как наукограда на 2000-2005 годы; также он участвовал в создании северского Научно-технического парка, Инновационного центра. Основные выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут стать основой для формирования программ научно-технического и социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований и совершенствования управления ими как наукоградами.
Основные результаты проведенных автором исследований нашли практическое применение при разработке программы развития ЗАТО г.Северск, создании Научно- технического парка, формировании структуры управления городом, выработке предложений по изменению характера взаимоотношений администрации города и руководства градообразующих структур в условиях рынка и новых форм собственности.
Апробация работы:
• основные концептуальные, методологические положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах в администрации Томской области и г.Северска, в подразделениях Минатома России и в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, на научно-практических семинарах, проводимых в рамках проекта ЕС ТАБЮ]
• основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в восьми публикациях автора.
Логика и структура работы. Поставленные цели и задачи исследования определили логику и структуру работы: постановка проблемы управления научно-техническим и социально-экономическим развитием закрытым административно-территориальным образованием и обоснование её научно-практической актуальности; обобщение научно-методических подходов и практического опыта решения проблемы; обоснование авторской концепции повышения эффективности управления научно-техническим и социально-экономическим развитием ЗАТО; разработка методических рекомендаций по оценке основных показателей развития города и разработка модели организационной структуры управления ЗАТО г. Северск.
С4:/ZATO/tit-vve 8

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 94 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz