Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 31 » Скачать Урегулирование региональных политических конфликтов на примере китайско-тайваньских отношений. Юсупов, Шамиль Ринатович бесплатно
10:18 PM
Скачать Урегулирование региональных политических конфликтов на примере китайско-тайваньских отношений. Юсупов, Шамиль Ринатович бесплатно

Урегулирование региональных политических конфликтов на примере китайско-тайваньских отношений

Диссертация

Автор: Юсупов, Шамиль Ринатович

Название: Урегулирование региональных политических конфликтов на примере китайско-тайваньских отношений

Справка: Юсупов, Шамиль Ринатович. Урегулирование региональных политических конфликтов на примере китайско-тайваньских отношений : диссертация кандидата политических наук : 23.00.04 Казань, 2006 174 c. : 61 06-23/399

Объем: 174 стр.

Информация: Казань, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1
Концептуальные основы изучения политического конфликта
11 Природа и сущность политического конфликта
12 Типологизация политических конфликтов
Глава 2
Механизмы урегулирования региональных конфликтов
21 История и динамика китайско-тайваньского конфликта
22 Особенности урегулирования конфликта в китайско-тайваньских отношениях

Введение:

Актуальность темы исследования. Региональные политические конфликты по-прежнему представляют серьезную угрозу для международной безопасности, национальных интересов многих стран. Опыт сторон-участников политических конфликтов по их конструктивному разрешению, может и должен быть использован для выявления общих принципов зарождения, развития и разрешения сложных проблемных ситуаций.
Каждый из существующих сегодня политических конфликтов, в том числе - межгосударственных, требует своего исследования, выявления природы конкретно взятого конфликта, особенностей его развития, региональной, религиозной, этнической специфики. Полученные данные должны позволить разработать сценарии развития политических конфликтов и, соответственно, возможности их разрешения. Исследование китайско-тайваньского конфликта, уникального по своей природе и способам урегулирования, является не только теоретически значимым, но полезным и в практико-политическом смысле.
КНР воспринимает Тайвань как неотъемлемую часть своей территории. Эти противоречивые отношения можно рассматривать и как отношения центра и периферии, аи этот опыт чрезвычайно актуален для России. Кроме того, КНР - это крупнейший сосед России, который может быть как потенциальным партнером, так и конкурентом, поэтому способы, которыми Пекин решает свои территориальные проблемы, значимы для России. Китай, также как и Россия, имеет сложную систему деления на административно-территориальные единицы. У КНР также много проблем по вопросам статуса этих территорий, некоторые из них, такие Синцзян-уйгурский автономный округ, Тибет, внутренняя Монголия являются потенциально «горячими» точками, в этом же ряду стоит и Тайвань. В этой связи, опыт, наработанный нашим восточным соседом, требует своего исследования, а также изучения возможностей его использования государственными структурами России при урегулировании собственных внутриполитических проблем.
Китайско-тайваньский конфликт на сегодняшний день далек от завершения, поэтому он требует дальнейшего изучения, в этом смысле, продолжение работы в этом направлении, представляется весьма перспективным.
Таким образом, проблема урегулирования китайско-тайваньских отношений имеет не только большое теоретическое, но и важное практико-политическое значение.
Степень изученности темы. Следует отметить, что политические конфликты являются объектом исследования не только политологии, конфликтологии, но и целого ряда других наук, например психологии, которой принадлежит значительная доля исследований на тему конфликта, а также социологии, истории, философии. Вместе с тем, в современной науке есть точка зрения, выделяющая политический конфликт как более узкую отрасль социального знания. Так, немецкий политолог К.фон Бойме1, считает, что теория политического конфликта относительно самостоятельна и имеет свою историю и определенные направления развития. Современные концепции политического конфликта содержат три модели: либеральную, авторитарно-консервативную и социалистическую. Основателями этих моделей являются С.Липсет2, К.фон Бойме, К.Маркс3.
Представитель либеральной модели С.Липсет видел в ее основе ориентацию на демократические параметры жизни общества, в том, числе партийный плюрализм. Он считал политический конфликт явлением, стимулирующим развитие демократии.
Авторитарно-консервативная модель политического конфликта опирается на характеристику отношений элиты и масс. Автором данной модели считается К.фон. Бойме. Эта модель появилась как результат
См.:' Beyme K.von. Die PoHtischen Theorien der Gegenwart. Eine Einfuhrung. Opiaden: Westdeutscher Verlang, 1992. 260.S; Bcyme K.von.
Der Vergleigli in der Politikwissenscliaft. Munchen: Piper, 1988. S.8.
См.:2 ЛипсетС.М. Консенсус и конфликт. Очерки по политической социологии: М.:ИНИОН РАН, 1987. С.7. См.:3 Маркс К. Капитал // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23. С.761. разочарования представителей некоторых политических кругов Запада в либерализме. Авторы этой модели концентрируют свое внимание вокруг элит и контрэлит в обществе и конфликтных отношениях между ними.
Социалистическая модель или модель классового конфликта, основывается на марксистской точке зрения, что в основе политического конфликта лежит идея классовой борьбы. Долгое время именно эта модель претендовала на роль универсальной, понимая конфликт лишь как результат обострения классовых отношений. Впоследствии стало ясно, что попытки искусственной стабилизации общества не устраняют, а лишь углубляют накопившиеся противоречия и расширяют конфликтные отношения.
Помимо абстрактных моделей политического конфликта значительного внимания заслуживает исследование самого феномена политического, которыми занимался в частности, К.Шмитт. Так в своей работе «Понятие политического», он проникает в суть политического конфликта, рассматривая мир политики изнутри. В этом смысле его трактовка феномена политического является весьма оригинальной. Подобного подхода недостает многим исследователям, в силу их социологической или психологической направленности. К.Шмитт также дает свое видение понятий «враг», «политическое» и т.д. Вообще, благодаря, работам таких авторов как К.Шмитт, М.Вебер4, Х.Арендт5, к началу 20 века были выявлены все компоненты политического начала в общественной жизни и специфики политики как формы общественной деятельности. А трактовка политики, по К.Шмиту, однозначно редуцирует ее к конфликту, наиболее интенсивной формой которого является война.
Необходимо отметить работы таких видных политологов как В. Ван Дейк и Д.Истон, которые рассматривают политический конфликт как неотъемлемую черту политики, ее побудительное начало. В этом смысле
См.:4 Вебер М. Избранные произведения. М,: Прогресс, 1990. С.804
См.:3 Арендт X. Массы и тоталитаризм. // Вопросы социологии: М.: 1992. Т. 1. №2. С.31 они выражают современное понимание политики, предполагающее включение в ее структуру феномена политического конфликта.
Значительный вклад в разработку теоретической базы для исследований в области конфликтологии, в особенности в трактовку стадий развития политического конфликта, внес американский исследователь К.Райт, выделявший 4 стадии конфликта: 1) осознание различий в целях; 2) возрастание напряженности; 3) оказание давления без применения силы для разрешения конфликта; 4) вооруженное решение конфликта. Коллеги К.Райта Д.Пьюрит и Дж. Рубин сравнивают «жизненный цикл» конфликта с развитием сюжета в пьесе, состоящей из 3-х действий. В первом действии проявляется суть конфликта, во втором он достигает своей кульминации, а затем и пата, наконец, в третьем действии происходит спад конфликтных отношений.
Исследование данного ракурса имеется в разработках А.Г. Здравомыслова6, который является одним из ведущих специалистов в области динамики политических конфликтов. Этому аспекту посвящена значительная часть его монографии «Социология конфликта».
В целом динамику политического конфликта современная наука трактует в рамках 2-х подходов. Первый рассматривает его социологически, через формирование конфликтных групп и динамику соотношения сил. Для второго характерно рассмотрение конфликта сквозь призму поведения противоборствующих субъектов. Методологические основания первого подхода разработаны Р. Дарендорфом в его работе «Элементы теории социального конфликта». Целый ряд отечественных исследователей, среди них В.Смирнова, А.Дмитриев, В.Кудрявцев,7 разделяют и развивают подход предложенный Дарендорфом.
6 Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. №8. С.12-21.
7 Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология). -Ч. 1.- М.: 1993. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, I997.C.59-65.
Значительный вклад в исследование типологизации политических конфликтов внес К. Боулдинг, разделявший конфликты в соответствии с уровнем субъектной организации сторон: конфликты на уровне индивидуума, группы, организации. Каждому из этих уровней соответствует своя типология. Однако, типологизация имеет ряд недостатков. Автор зачастую отходит от теоретической последовательности и эмпирической адекватности. А.Рапопорт, выделяет всего 3 главных типа и одновременно уровня конфликтов: схватка, игра, спор. В данном случае автор опирается на различные критериальные основания. В схватке каждый из соперников воспринимает оппонента как врага и старается уничтожить его; в игре противники воспринимают оппонента как соперника, их взаимодействие происходит по соблюдаемым правилам, а окончание игры предполагает сотрудничество бывших оппонентов; в споре противоположная сторона воспринимается как не понимающая что-то, ее надо переубедить.
Среди отечественных авторов, занимающихся проблематикой типологизации политических конфликтов, помимо А.Г.Здравомыслова, можно выделить В.П.Пугачева и А.И.Соловьева, которые выделяли системные и несистемные политические конфликты. По их мнению, критерии их различия кроются в способности или неспособности людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры.
Военным и вооруженным конфликтам в нашей работе уделено особое внимание, поскольку они являются наиболее крайними проявлениями политического конфликта. Значительную роль в исследовании этих конфликтов принадлежит российским ученым. Среди них Б.В.Коваленко, А.И.Пирогов, О.А.Рыжов, в своей работе «Политическая конфликтология» они четко разграничивают военные и вооруженные конфликты. Авторы при этом подчеркивают, что применение оружия сегодня присуще практически всем современным политическим конфликтам. Следует отметить, что в российской политической науке наработаны свои подходы к классификации военных и вооруженных конфликтов. Самая распространенная из этих классификаций отражена А.Ф.Клименко в его статье «К вопросу о теории военных конфликтов». Вооруженные конфликты по его мнению разделяются по трем основаниям: 1) социально-политическое; 2) правовое; 3) стратегическое.
Одним из наиболее специфических политических конфликтов современности является конфликт между КНР и Китайской Республикой на Тайване. Большое количество материалов по данному конкретному конфликту не относятся к области политической конфликтологии. Это, например, тайваньская пресса за период 2001-2002 гг., выявляющая характер и динамику китайско-тайваньских отношений, что имеет большую эмпирическую ценность. Сущности этого конфликта посвящены как китайские и тайваньские исследования, так и работы западных и отечественных ученых. Следует отметить, что для большинства из этих работ характерно рассмотрение китайско-тайваньских отношений в рамках внешней политики КНР и ее территориальных проблем. Нам кажется, что подобная трактовка не совсем корректна, поскольку Тайвань хотя и является неотъемлимой частью «Большого Китая», а в этом у нас нет никаких сомнений, все же его геополитическое положение, стратегические отношения Тайбэя с Вашингтоном и ряд других причин, не позволяют считать проблему Тайваня только внутренним делом КНР.
В качестве источников по природе и сущности этого конфликта можно считать выступления политических руководителей КНР и КР на Тайване.
Объектом исследования является региональный политический конфликт.
Предметом исследования является механизм урегулирования регионального политического конфликта на примере китайско-тайваньских отношений.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1949 по 2005 гг. С 1949 года о. Тайвань провозгласил свою независимость, на карте мира стало два китайских государства: Китайская Народная Республика и Китайская Республика на о. Тайвань. С этого момента начался китайско-тайваньский конфликт. Однако зарождение самого конфликта можно отнести к периоду с 1946 по 1949 гг., когда на китайском материке «бушевала» гражданская война между коммунистами и гоминьдановцами. Именно эти две политические партии являются основными движущими силами китайско-тайваньских конфликтных отношений.
Целью исследования является выявление природы и сущности политического конфликта, определение путей его урегулирования на примере китайско-тайваньского конфликта.
Для достижения поставленной цели был определен ряд взаимосвязанных задач:
1. анализ феномена политического конфликта и определение его сущностных характеристик;
2. изучение различных вариантов классификаций политических конфликтов;
3. выявление специфики региональных политических конфликтов;
4. определение предпосылок и причин китайско-тайваньского конфликта, динамики и особенностей его развития;
5. исследование роли различных политических акторов, в том числе, неправительственных организаций в урегулировании китайско-тайваньского конфликта;
6. вероятностная оценка возможных способов урегулирования китайско-тайваньского конфликта;
7. прогнозирование возможных сценариев дальнейшего развития китайско-тайваньских отношений.
Источниковую (эмпирическую) базу исследования составили: государственные документы Китайской Народной Республики, отчеты канцелярии Госсовета КНР;1
1) официальные выступления руководителей КНР; 2) аналитические материалы государственных структур КНР;3 3) авторский анализ крупнейших периодических изданий КНР и КР в период с сентября 20001 по март 2002 гг;4
4) Конституция Китайской Республики на Тайване5. Значительное место в эмпирической базе данного исследования занимают собственные наблюдения автора, который в период 2001-2002 гг., проходил стажировку в одном из гуманитарных ВУЗов (о. Тайвань) -Фогуанском университете.
Методологической основой диссертации являются общенаучные методы познания: системный, сравнительный, исторический, логический.
Системный метод изучения феномена политического конфликта позволил дать его характеристику как уникального, многоуровневого социального явления, появление, развитие и прекращение которого зависит от целого ряда субъективных факторов.
С помощью сравнительного метода были аккумулированы различные подходы к изучению данного феномена, с учетом исследования зарубежных и отечественных ученых.
Исторический метод дал возможность проследить динамику развития политического конфликта, в том числе и на конкретном примере китайско-тайваньского конфликта.
1 «Доклад по вопросам национальной обороны за 2000 год», подготовлен Министерством обороны КР, Тайбэй, 2001, С. 12-14,17-19.
Белая книга обороны Китая 1995 год», Пекин, Пресс-канцелярия Госсовета КНР. С. 47-49.
Белая книга «Безопасность КНР - 1979 год», 2000, Пекин, Политиздат, С.3-5.
Белая книга обороны Китая 2000 год», отчет М.О. КНР. Пекин, 2000, С.279-300.
Белая книга обороны Китая 2002 год», Пекин, Пресс-канцелярия Госсовета КНР, С. 96-97.
Белая книга обороны Китая 2004 год», Пекин, Пресс-канцелярия Госсовета КНР, С. 92.
Речь вице-премьера КНР Цзянь Цичэня - Пекинский институт международных отношений, 26 мая 2000 года.
3 Жэнь Бин. Открытость в сторону внешнего мира- основополагающая политика государства. «Шицзяочжуан ши шяоюй сюеюань сюэбао». Шицзяочжуан, 1986. №3, С.3-4.
4 "Free China Review", 23.02.2000, Р.4.
The China Post", 2000 January 20, P.7; 2001; September 10,2001, P.l 8; October 2001, P. 14,17-21.; January 26, 2002, P.2-3.
Тайбэйская Панорама», Март-Апрель 2000 №2. С. 10-12.; Май-Июнь 2001, №3. С.10, 11, 12, 14, 15, 16.; Июль-Август 2001, №4, С.37.;
Сентябрь-Октябрь 2001, №5, С. 17-18.
5 Конституция Китайской Республики на Тайване. Правительственное информационное бюро. Тайбэй. 1998.
Благодаря логическому методу исследование стало результативным, соединив в себе теорию и практику политического конфликта.
Научная новизна исследования определяется как самой постановкой темы исследования, так и полученными результатами. Она заключается в следующем:
1. Систематизированы методы урегулирования политических конфликтов, определена их результативность: все методы используемые для урегулирования данного конфликта можно условно разделить на государственные и негосударственные. Результаты исследования позволяют утверждать, что последние являются более эффективными.
2.Выявлена природа китайско-тайваньского конфликта, определены факторы, определяющие его динамику: данный конфликт имеет идеологическую сущность, однако со временем она была наполнена этническими, международными и отчасти, религиозными мотивами, которые осложнили его урегулирование и стали определять его динамику.
3. Выявлена специфика механизмов урегулирования конфликта в китайско-тайваньских отношениях, она заключается в том, что носит периодический характер, может переживать периоды подъема и застоя, при этом структуры, занимающиеся вопросами урегулирования как в КНР, так и в КР, не имеют государственных полномочий и не могут заключать официальные соглашения.
4. Разработаны наиболее вероятные сценарии дальнейшего развития отношений между Пекином и Тайбэем. Среди возможных вариантов разрешения данного конфликта вполне реальным представляется присоединение Тайваня к КНР, с помощью рычагов экономического давления, с последующим предоставлением острову некоторых автономий, по аналогии с Гонконгом, хотя насильственный вариант, присоединения тоже исключать нельзя. Китайско-тайваньский конфликт определен как политический, региональный, идеологический.
5. Введены в научный оборот китайские и тайваньские источники, характеризующие специфику и особенности урегулирования китайско-тайваньского политического конфликта. Среди них: пресса, периодические издания, материалы конференций, выступления общественно-политических деятелей, не опубликованные в отечественных источниках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Политический конфликт является сложным феноменом, который соединяет в себе элементы личностного, группового, социального, экономического, общественного конфликта. Данное исследование содержит анализ всех элементов, составляющих современный политический конфликт, что позволяет расширить типологию политических конфликтов.
2. Поскольку политический конфликт является объектом исследования целого ряда смежных наук, с некоторым преобладанием социологии и психологии, он требует самостоятельного научного исследования, рассмотрения с точки зрения системы политологических знаний.
3. Политический конфликт - это многоуровневое явление, диапазон конфликтных отношений, от внутрипартийных до межгосударственных, чрезвычайно широк. В этой связи выявление сущности политического конфликта в полной мере осуществляется и, в конечном счете, задается их типологией и классификацией. При этом ни одна из них не может считаться универсальной, все известные классификации имеют как достоинства, так и недостатки, поэтому они должны рассматриваться как единая система типологий или «типология типологий».
4. Китайско-тайваньский конфликт представляет чрезвычайный интерес для исследований подобного рода, поскольку в зависимости от подхода выбранного для его рассмотрения (в связи со спорным юридическим статусом Тайваня) он может трактоваться как внутриполитический, так и межгосударственный. На примере отношений между КНР и КР можно проследить и общую тенденцию к усложнению, насыщению новыми элементами, содержания политического конфликта в целом.
5. Опыт китайско-тайваньских отношений свидетельствует о значительных возможностях урегулирования политического конфликта. Успехи, достигнутые сторонами в области урегулирования политических противоречий, позволяют выработать механизмы управления политическим конфликтом, которые могут быть предложены другим странам в качестве вариантов для решения их политических проблем: участие третьих сторон, неправительственных организаций, реанимирование межгосударственного, межправительственного диалога по всем сторонам двусторонних взаимоотношений.
6. Наиболее значительные достижения в урегулировании китайско-тайваньского конфликта принадлежат неправительственным акторам - общественным организациям. Деятельность этих организаций привела в восстановлению культурных, научных и экономических отношений между конфликтующими сторонами.
Практическая значимость исследования состоит в применении теоретических, практико-эмпирических знаний, полученных в ходе исследования для более глубокого понимания путей урегулирования политических конфликтов, предотвращения конфликтных ситуаций. Исследование мирового опыта возникновения, развития и урегулирования конфликтов может быть применено государственными и негосударственными организациями в политической практике стран СНГ и России, где проблема урегулирования политических конфликтов стоит чрезвычайно остро.
Содержание работы может быть востребовано как исследователями в области конфликтологии, так и в преподавательской деятельности, при разработке и чтении спецкурсов по политологии, политической конфликтологии, социологии конфликта, социологии управления и др.
Апробация диссертационной работы осуществлена в научных публикациях автора, а также в ходе обсуждения ее результатов на теоретических семинарах кафедры и итоговых научных конференций кафедры прикладной политологии КГУ в 2004-2005 гг.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, с делением каждой из них на параграфы, заключения, источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz