Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Виды эскапизма и современное искусство : На материале кинематографа. Мантов, Роман Евгеньевич бесплатно
5:34 AM
Скачать Виды эскапизма и современное искусство : На материале кинематографа. Мантов, Роман Евгеньевич бесплатно

Виды эскапизма и современное искусство : На материале кинематографа

Диссертация

Автор: Мантов, Роман Евгеньевич

Название: Виды эскапизма и современное искусство : На материале кинематографа

Справка: Мантов, Роман Евгеньевич. Виды эскапизма и современное искусство : На материале кинематографа : диссертация кандидата философских наук : 09.00.04 Москва, 2002 125 c. : 61 03-9/359-4

Объем: 125 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Глава 1 Общая теория эскапизма
§1 Постмодернистские предпосылки современного эскапизма
§2 Эскапизм и психология эмоциональной сферы
§3 Виды современного эскапизма
31 Физический эскапизм
32 Искусство как эстетический вид эскапизма
33 Психо-физический эскапизм
Глава 2 Эстетические особенности эскапизма в кинематографе
§1 Проблемы теории восприятия искусства
§2 Проекция-идентификация как главный механизм киновосприятия
§3 Технические особенности восприятия кинематографа
§4 Массовый кинематограф как идеальная форма эстетического эскапизма

Введение:

Современный человек живет в ситуации отчуждения, когда созданный человеком мир уже не является человеческим - гуманизированным миром.Осуществление в нем человеческих сущностных сил вызывает его же подавление. Чем мощнее и обширнее созданный им мир, тем больше обратное порабощающее воздействие материализированного мира на человека, тем более слабым существом проявляет он самого себя.Индустриальная цивилизация вызвала с одной стороны, множество различных осложнений, с другой стороны повлекла катастрофическое упрощение духовной структуры человека. Созданная человеком действительность вызывает в его же сознании обесценивание интеллектуальных, эстетических, этических и т. д. ценностей. Для отчужденного в такой мере человека затеняется эстетическая сторона предмета, высокие нравственные, подлинно человеческие ценности: добро, любовь, дружба, солидарность подчиняются вещественным взаимоотношениям.Позитивистское мировоззрение, физикализм, крайний рационализм, натурализм, техническое мышление вообще в соответствующей социальной системе повлекли за собой превращение техники из средства в цель, а то, что с самого же начала было предназначено для обеспечения человеческого счастья, превратилось в причину отчуждения человека.Необходимо так же упомянуть и о глобальном отчуждении. В современной философии, социологии, искусстве созданные человеком средства истребления человечества, нарушение естественного равновесия, загрязнение биосферы и человеческого сознания и т. д. признаются сутью научно-технической революции и фиксируются под понятием глобального отчуждения.Хотя никогда человечество, ни одно из его обществ не планировали и не ставили своей целью уничтожение человечества, однако в результате своего развития человечество оказалось перед реальной опасностью самоуничтожения. Никогда человечество не планировало и нарушение условий естественного равновесия, однако, в эпоху научно-технической революции это стало реальным, т. е. за реализацией человеческих целей последовали такие результаты, которые совершенно не подразумевались в целях; человек стал жертвой алогичности: ведь если человечество на самом деле преследовало бы подобную цель, неоднократное создание средств уничтожения стало бы бессмысленным.Одним словом, могущество человечества предопределило его же бессилие. Собственная мощь противостоит ему как чуждая сила, в этом — существенный момент парадоксальности современной эпохи: потеря человеком собственных убеждений, традиции, коммуникабельности, его одиночество (Ортега-и-Гассет); отсутствие личной ответственности, собственного мышления, его деятельность вне «Я» (Ясперс); трагедия самосознания превращенного ни в что человека (Кафка); скандал духа, кризис культуры, бытия и сознания (экзистенциализм); эстетика художественного выражения духовной бесформенности и внутреннего разложения современного человека (Пикассо); бессилие человека перед собственным развитием (Кассирер); трагически шокированное сознание (Т.Манн); конформистское сознание одномерного человека (Маркузе); превращение средств в цель (Фромм); безнадежность ожидания (Бекет); сизифов труд бунтующего человека (Камю).Актуальность работы Древнеримские историки писали, что счастливые современники и соотечественники божественного Августа не мечтали не только об ином пространстве, но и об ином времени. Летописцы нынешнего мира признают, что их современники то и дело буквально выворачиваются в поисках изощренных форм эскапизма т. е. отчуждения от настоящего, которым «душа не довольна».5> Тема эскапизма появляется не на пустом месте, но лишь как вывод из наблюдений за процессами происходящими в современном обществе.Ситуация же в нашем обществе такова, что специалистами фиксируется рост наркомании, алкоголизма; кардинальная смена ценностей, взглядов и представлений об окружающем мире. Все большую популярность в нашем мире завоевывают компьютеры, люди предпочитают компьютерное общение живому. Массовый кинематограф и литература штампуют одинаковые примитивные художественные произведения, которые нами поглощаются.Никогда еще в истории человечества эскапизм не достигала таких размеров в связи, с чем и возникает необходимость в исследовании этого феномена.Цели и задачи работы Целью данной работы является выявление особенностей эскапизма в современном массовом искусстве на материале кинематографа. В диссертации данное явление обозначается как отдельный тип современного эскапизма «эстетический». Однако невозможно рассматривать феномен эскапизма в искусстве не попытавшись разобраться в том, что такое эскапизм вообще.Большой Энциклопедический Словарь дает следующее объяснение этому понятию: «Эскапизм (ескейпизм) (от англ. escape - бежать - спастись), стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения»^ В самом общем смысле эскапизмом может быть названо любое бегство и психологическое (как рассматривает его психология) и физиологическое от того, что не принимается человеком, от того мира, где не удовлетворяются его потребности.Вслед за И. Хейзинга , назвавшим человека Homo Ludens (человек играющий) мы могли бы назвать его Homo Fugiens (от лат. fugio - убегать).Вся история человечества - это не только история «воспоминаний» и деяний, но также и история его размышлений и мечтаний о будущем. Человек живет ' Большой Энциклопедический Словарь, http: // www.academic.ra ^ Хейзинга Й. Человек играющий. М.: Прогресс, 1992 6^ не только прошлым и настоящим, но и завтрашним днем, и на протяжении всей истории общества завтрашний день представлялся ему всегда более совершеннее. Русская пословица «хорошо там, где нас нет» очень точно выражает эту человеческую черту.Человек открыт миру. Этим он отличается от животных, которые не открыты миру, а привязаны к среде, специфической для каждого вида. В этой среде содержится то, что отвечает набору инстинктов, присущих данному виду. Напротив, человеческое существование характеризуется преодолением границ среды обитания вида Homo sapiens. Человек находится в постоянном состоянии «бегства». Он не смог найти себе приюта в природе, которая породила его, но не дала достаточное количество приспособлений для жизни.Человек создал свой мир из преобразованной природы. Наш мир чисто человеческий. В природе нет бетона, стекла, металла, машин и других всевозможный технических устройств. Человеческое общество отличается от мира животных наличием культуры. Безусловно, что мы наследовали животные инстинкты, однако культура всеми силами пытается уничтожить их в нас и с каждым годом их значение все сильнее и сильнее ослабевает.Современная ситуация такова, что человек не способен психологически приспособиться к условиям того общества, в котором он живет и личность ищет другие возможности существования.Еще в начале XX века английский философ Дж. Бернал в своей книге «Мир, плоть и дьявол» ^ утверждал, что история человека и его культура — это история бегства от плоти и движение к духу, что логика эволюции мира - это логика его дематериализации. Бернал предсказал рождение так называемых киборгов — людей с искусственными органами, и сегодня это становится реальностью. Он говорил о продолжении существования мозга в искусственной среде после того, как умрет плоть. В конечном счете, рассуждает он, даже мозг утратит свою материальность: человек ^ Bemal J. The World, the Flesh and the Devil. London, 1929 эфиризируется, мозг отомрет, превратившись в массы атомов, рассыпанных в пространстве и коммуницирующих друг с другом посредством радиации. В конце концов растворятся в свете и эти атомы.В цели данного исследования не входит прослеживание истории эскапизма.Главная цель - это описание и систематизация эскапизма как сложного, комплексного явления в жизни современного общества. На примере взаимоотношений искусства и эскапизма предпринимается попытка выявления эстетических особенностей эскапизма. Бегство от реальности с помощью искусства выделяется в отдельный тип эскапизма — «эстетический». Однако выдернуть этот тип из общего контекста невозможно, поэтому существует объективная необходимость описания других видов эскапизма, которое дается в теоретической части диссертации. Автор исследования пытается объяснить эскапизм репрессивным воздействием общества и культуры на человека.Психологически здоровая личность не способна существовать в современном обществе и поэтому «бежит» из него в искусство, которое компенсирует человеку все то, чего ему не достает в реальности.Методы исследования В качестве методологической основы использованы конкретнотеоретические положения, сформулированные в различных областях: философии, психологии, эстетике, искусствоведение.Для полного раскрытия обозначенной темы автору часто приходится прибегать к исследованиям в области психологии поскольку только психология способна раскрыть нам проблемы связанные с психикой человека.Обращение к подобным работам обусловлено тем, что автору необходимо продемонстрировать кризисную ситуацию современного общества, которая в свою очередь и является причиной массового эскапизма.Как известно в современной психологии насчитывается огромное число направлений, поэтому нами был выбран: психоанализ в лице З.Фрейда, экзистенциализм В.Франкла, гуманистическая психология A.Mac лоу и гуманистический психоанализ Э.Фромма, К.Хорни. Именно в работах этих психологов нашла отражение кризисная ситуация нашего общества. Кроме психологов для описания данной проблемы автор обращается к творчеству таких философов как Ж.Бодрийар, У.Эко.Однако основную часть работы занимает эстетический анализ современного кинематографа, как вида искусства наиболее зрелищного и аффективного, в котором процессы эскапизма ярко выражены и доступны для анализа.Научная новизна работы Термин «эскапизм» принадлежит прежде всего психологии и психотерапии и если говорить о феномене эскапизма с этой точки зрения, то следует отметить, что они рассматривают эскапизм прежде всего как психический механизм уклонения от жесткой реальности у невротиков.Однако становится очевидно при взгляде на наше общество, что эскапизм гораздо более сложное и комплексное явление, ставшее одной из основных черт современного человека. В связи с этим, возможно, впервые предпринимается попытка рассматривать эскапизм как сложный психофизический механизм, занимающий одно из важнейших мест в жизни современной личности.На примере кинематографа автор исследования пытается выявить эстетические особенности эскапизма: механизмы восприятия искусства, взаимоотношения искусства и реальности, компенсаторная функция искусства.Автор исследования пытается выделить виды современного эскапизма.Он обнаруживает три вида: физический, эстетический и психо-физический.Кроме того, делается попытка дать более точное определение термину современный эскапизм.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 158 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz