Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности учащихся. Трифонова, Ирина Геннадиевна бесплатно
9:29 PM
Скачать Влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности учащихся. Трифонова, Ирина Геннадиевна бесплатно

Влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности учащихся

Диссертация

Автор: Трифонова, Ирина Геннадиевна

Название: Влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности учащихся

Справка: Трифонова, Ирина Геннадиевна. Влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности учащихся : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Москва, 2002 206 c. : 61 03-19/74-2

Объем: 206 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ $
ГЛАВА 1 КРЕАТИВНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЕЕ ПРИРОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
11 Анализ основных подходов к исследованию креативности
12 Взаимосвязь личностных особенностей и креативности
13 Факторы развития креативности
131 Роль подражания в формировании креативности 132 Образец креативного поведения взрослого как фактор развития креативности ребенка
133 Микросреда как фактор развития креативности
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Методологические предпосылки исследования креативности и личностных особенностей
211 Познавательный и личностный подходы к изучению креативности
212 Тестологический и ситуационный подходы к исследованию креативности
213 Основные подходы к измерению личностных особенностей
22 Планирование эмпирического исследования
221 Программа и процедура исследования
222 Обоснование статистических методов обработки результатов
223 Методы исследования
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА КРЕАТИВНОСТЬ УЧЕНИКА
31 Взаимосвязь соответствия интроверсии/экстраверсии учителя и ученика с уровнем креативности и успеваемости ученика
32 Эмпирическое исследование влияния соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности ученика
321 Оценка креативности по продуктам изобразительной деятельности
322 Анализ и интерпретация результатов исследования влияния соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности ученика в условиях художественной школы

Введение:

В исследовании творческих способностей личности сегодня можно выделить несколько направлений.
Одно из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Представители "познавательного" направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими представителями данного направления являются Дж. Гилфорд (1975), Э. Торренс (1969), С. Медник (1962). В их работах представлено, в основном, влияние интеллектуальных, познавательных характеристик на способность продуцировать новые идеи.
Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию "портрета творческой личности", выявлению присущих ей характеристик (К. Роджерс, 1954; Р. Мэй, 2001;
A. Маслоу, 1985; Ф. Баррон 1968, 1969).
Ряд исследований определяют корреляционную зависимость между уровнем креативности и отдельными характеристиками личности, например, агрессивностью, конформизмом, уверенностью в себе, лабильностью, толерантностью к неопределенности, высокой самооценкой, ответственностью и др. (Ф. Баррон, 1968, 1969 Э. Торренс, 1969; Раскин1980; С. Тэйлор, 1963; О.И. Мотков и А.М Петрайтите, 1983; В.Н. Дунчев, 1985; Е.Л. Солдатова, 1996; Н.В. Кочелаева, 1997;
B.Н. Козленко, 1982; Л.И. Полтавцева 1994 и др.).
Ряд исследователей (Д.Б. Богоявленская, 1983) полагают, что творческий результат возможен в том случае, если существует единство когнитивных способностей и матрицы мотивационных, личностных и ситуационных характеристик.
Многие исследования креативности "личностного" направления изучают роль мотивации в творческом процессе (Т. Амабайл, 1983; Ф. Баррон, 1968,1969; Дж. Хейес, 1989), а также влияние различных ш факторов социальной среды на развитие креативности. К последней группе исследований относятся работы таких авторов как В.Н. Дружинин (1999), Е.Л. Григоренко, (1989) К.К. Урбан (1999), Г.В. Ожиганова (1999), Р. Стернберг (1996) и др.
Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, вышеназванные исследователи в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное так и негативное влияние. Анализ работ данных авторов позволяет выделить основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности: низкая регламентация поведения, высокая степень неопределенности, наличие образца креативного поведения, создание условий доя подражания творческому поведению, предметно-информационная обогащенность, социальное подкрепление творческого поведения.
В лаборатории психологии способностей ИП РАН в последние годы был проведен ряд исследований, изучающих влияние различных факторов социальной микросреды на формирование креативности.
Анализ литературы по вопросу влияния социальной микросреды и, в частности, такого ее фактора как образец креативного поведения на развитие креативности, позволяет сделать вывод, что эта проблема, являясь актуальной, тем не менее остается одной из сложных, однозначно не решенных проблем современной психологической науки. Указанная противоречивость предопределяет актуальность представляемой работы, которая посвящена изучению влияния образца креативного поведения на * формирование креативности.
Данное исследование направлено на изучение влияния соответствия личностных особенностей ученика и учителя, выступающего в роли образца креативного поведения, на изменение креативности ученика.
Особый интерес для исследования представляет изучение связи сходства/контраста личностных особенностей с различными компонентами креативности: гибкостью, оригинальностью, разработанностью.
Изучение креативности предполагает создание диагностических средств, позволяющих идентифицировать творческий потенциал человека. Широко применяемые в настоящее время методики Э. Торренса, С. Медника, по мнению ряда ученых (Уоллах, 1965), не дают возможности полно и адекватно отразить творческие способности. Это связано, на наш взгляд, с многозначностью и сложностью самого психологического феномена креативности, который характеризуется неконтролируемостью, спонтанностью проявления, обусловлен мотивацией самовыражения (В.Н. Дружинин, 1999; Я.А. Пономарев, 1976), что затрудняет процедуру диагностики.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания и использования диагностических методов исследования, способных отразить реальные творческие способности человека. Такую возможность, по нашему мнению, представляет использование в диагностике креативности методов оценки продуктов творческой деятельности.
В настоящем исследовании мы базировались на психометрическом подходе к изучению явления креативности. Мы основывались на понимании креативности как способности порождать множество оригинальных идей относительно одной и той же ситуации или при решении одной и той же задачи, которая измеряется с помощью некоторой системы тестовых заданий (Дж. Гилфорд, 1975; Э. Торренс, 1969). При этом мы исходили из представления, согласно которому каждый индивид обладает некими гипотетическими свойствами, релевантными способности к творчеству (Э. Торренс, 1969).
Нами были проанализированы такие компоненты креативности как оригинальность, гибкость, разработанность.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Изменение уровня креативности ученика зависит от сходства и контраста различных личностных особенностей учителя и ученика.
2. Соответствие личностных особенностей учителя и ученика разнонаправленно влияет на изменение уровня различных компонентов креативности ученика.
3. Одни и те же личностные особенности ученика по-разному связаны с различными компонентами его креативности.
Целью исследования являлось изучение креативности ученика и характера изменения ее различных компонентов в зависимости от его личностных особенностей, личностных особенностей учителя и характера их соответствия в условиях общеобразовательной школы и школы художественного творчества.
Для достижения цели и проверки гипотез в работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования механизмов развития креативности в области личностного подхода к изучению креативности.
2. Разработать программу эмпирического исследования влияния соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности ученика и обосновать адекватность используемых методических исследовательских средств, а также способа обработки получаемых данных.
3. Изучить креативность ученика и ее изменение за исследуемый период; изучить личностные особенности учителя и ученика и их соответствие; сопоставить изменение креативности ученика и соответствие личностных особенностей учителя и ученика.
4. Провести качественный и количественный анализ выявленных корреляционных отношений между показателями компонентов креативности и личностных особенностей.
Объектом исследования выступили ученики и учителя первых классов школы № 1410 г. Москвы (64 человека в возрасте 7-8 лет), а также ученики и учителя Детской художественной школы № 1 г. Сергиева-Посада Московской области (124 человека в возрасте 12-16 лет).
Предмет исследования - креативность и личностные черты ученика, влияние соотношения личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности ученика.
Методологическое основание исследования составили положения системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, 1984), понимание субъекта как объединяющего начала в целостности психики (A.B. Брушлинский, 1979), социально-когнитивная теория А. Бандуры (А. Бандура, 1989), обосновывающая значение наблюдения и подражания другому человеку в формировании креативного поведения и творческой деятельности. В работе использованы положения В.Н. Дружинина (В.Н. Дружинин, 1999) о формирующем воздействии микросреды на креативность, о подражании образцу креативного поведения как механизме развития творческих способностей.
Методы и этапы исследования
В соответствии с основной целью исследования, выдвинутыми гипотезами и методологическими основаниями была разработана программа исследования, предполагающая проведение двух его серий.
В первой серии исследования предполагалось изучить влияние соответствия интроверсии/экстраверсии учителя и ученика и отношения учителя к ученику на уровень креативности и успеваемость ученика. По результатам обследования психодиагностическими методиками определения креативности и интроверсии/экстраверсии были выделены четыре группы учеников, между которыми проводилось сравнение по уровню креативности и успеваемости: 1 группа - ученики-интроверты в классе учителя-интроверта, 2 группа - ученики-интроверты в классе учителя-экстраверта, 3 группа - ученики-экстраверты в классе учителя-интроверта, 4 группа - ученики-экстраверты в классе учителя-экстраверта.
Использованы следующие методики:
1. личностный опросник Г. Айзенка (ЕРС?, 1963) для определения интроверсии/экстраверсии учителей; * 2. адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла (Александровская, Гильяшева, 1995) для определения интроверсии/экстраверсии учеников.
3. фигурная форма теста творческого мышления Э. Торренса, сокращенный вариант "Незавершенные фигуры" для определения креативности учеников (Щебланова, 1995).
Наряду с данными методиками дополнительно использовались: 4 включенное наблюдение за поведенческими проявлениями учителей и беседа с ними для определения их интроверсии/экстраверсии, оценивание учителями поведенческих проявлений учеников.
В исследовании участвовало 64 человека (ученики двух первых классов школы № 1410 г. Москвы).
Исследование проводилось с помощью группового тестирования, диагностика креативности осуществлялась в течение 45 минут. Первая серия исследования была проведена в 1998 - 1999 гг.
Во второй серии исследования изучалось влияние соответствия м. личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности ученика и на его успеваемость (успешность выполнения изобразительных задач) в условиях художественной школы. Тестовые методики диагностики креативности были дополнены оценкой креативности на основе экспертной оценки продуктов творческой деятельности. Данные креативности, полученные с помощью теста Торренса, в рамках нашего исследования мы назвали психометрической креативностью, данные, полученные с помощью анализа продуктов изобразительной * деятельности - эмпирической креативностью. Мы анализировали психометрические гибкость, оригинальность, разработанность, а также эмпирические оригинальность и разработанность.
Был проведен анализ связей компонентов психометрической и эмпирической креативности, возраста и успеваемости, а также анализ связей личностных особенностей с различными компонентами креативности.
Обследование испытуемых проводилось дважды: в сентябре 1999 г. и в мае 2000 г. Исследование проводилось с помощью группового тестирования. Диагностика психометрической креативности осуществлялась в течение 45 минут, каждый рисунок выполнялся в течение 90 минут.
В ходе первого обследования были определены личностные особенности учителей и учеников, а также психометрические гибкость, оригинальность, разработанность, эмпирические оригинальность и разработанность. В ходе второго обследования аналогичным образом оценивалась креативность учеников. Успеваемость определялась как сумма годовых оценок по трем дисциплинам: композиции, живописи, рисунку.
Во второй серии исследования использовались методики: личностный опросник 16 РР Р. Кеттелла для определения личностных особенностей учителя и ученика;
2. фигурная форма теста творческого мышления Э. Торренса, сокращенный вариант "Незавершенные фигуры" для определения креативности учеников;
3. методика определения эмпирической креативности на основе экспертной оценки продуктов творческой деятельности учеников ( А.Н. Воронин, И.Г. Трифонова, 2001).
Во второй серии исследования участвовали семь учителей и 124 ученика семи классов Детской художественной школы г. Сергиева-Посада.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изменение уровня различных компонентов креативности зависит от сходства личностных особенностей учителя и ученика. Сходство в уровне общительности, экстраверсии, чувствительности, внутреннего контроля поведения повышает уровень оригинальности, сходство в уровне смелости, уверенности в себе приводит к снижению гибкости, сходство в уровне общительности способствует повышению разработанности.
2. Уровень различных компонентов креативности ученика изменяется в зависимости от контраста личностных особенностей учителя и ученика. Контраст в уровне смелости, уверенности в себе приводит к снижению гибкости, контраст в уровне общительности, экстраверсии, внутреннего контроля и социальной нормативности поведения приводит к снижению оригинальности, контраст в уровне общительности приводит к снижению разработанности.
3. Различные компоненты креативности ученика по-разному связаны с одной и той же личностной особенностью. Уровень доминантности отрицательно коррелирует с гибкостью и положительно связан с разработанностью.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью методов исследования его задачам, целям и логике, обоснованным применением статистической обработки получаемых данных, представительностью выборки, количественным и качественным анализом полученного материала.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые изучено влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на креативность ученика как в ходе традиционного школьного обучения, так и в ходе обучения творческой (изобразительной) деятельности.
2. Исследована разнонаправленность влияния соответствия различных личностных особенностей учителя и ученика на уровень гибкости, оригинальности, разработанности, диагностированных с помощью теста Торренса, а также оригинальности и разработанности, определенных с помощью анализа продуктов творческой деятельности.
3. Выявлены связи личностных особенностей с различными компонентами креативности, определенной тестом Торренса, а также оригинальности и разработанности, определенных с помощью анализа продуктов творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в педагогической практике с целью повышения креативности учеников с учетов личностных особенностей учителя и ученика. В связи с необходимостью создания новых диагностических инструментов для более полного отражения творческого потенциала личности, результаты исследования могут использоваться в разработке психодиагностических методик определения и формирования креативности.
Структура диссертации.
Диссертационное исследование содержит введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 104 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz