Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Скачать Вопросы теории и практики деликтной ответственности налоговых органов в Российской Федерации. Федоров, Герман Сергеевич бесплатно
1:58 AM
Скачать Вопросы теории и практики деликтной ответственности налоговых органов в Российской Федерации. Федоров, Герман Сергеевич бесплатно

Вопросы теории и практики деликтной ответственности налоговых органов в Российской Федерации

Диссертация

Автор: Федоров, Герман Сергеевич

Название: Вопросы теории и практики деликтной ответственности налоговых органов в Российской Федерации

Справка: Федоров, Герман Сергеевич. Вопросы теории и практики деликтной ответственности налоговых органов в Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 / Федоров Герман Сергеевич; [Место защиты: ФГОУВПО "Всероссийская государственная налоговая академия"] - Москва, 2005 - Количество страниц: 200 с. Москва, 2005 200 c. :

Объем: 200 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 ПОНЯТИЕ ДЕЛИКТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
11 Проблемы определения понятия «деликтная ответственность»
12 Сущность и содержание деликтной ответственности налоговых органов
13 Субъекты обязательств, возникающих вследствие причинения вреда незаконными действиями налоговых органов
Глава 2 ОСНОВАНИЯ ДЕЛИКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ДЕЛИКТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
21 Основания деликтных обязательств и деликтной ответственности налоговых органов
22 Элементы оснований деликтного обязательства и деликтной ответственности налоговых органов
Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ДЕЛИКТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
31 Возникновение и развитие института деликтной ответственности государственных органов и государства
32 Современные проблемы деликтной ответственности налоговых органов
33 О компенсации неимущественного вреда, причиненного налоговыми органами

Введение:

Актуальность темы исследования. В данной работе рассматриваются вопросы деликтной ответственности налоговых органов. Деятельность налоговых органов является важнейшим элементом системы государственного управления, обеспечивающим само существование государства. Однако в процессе осуществления этой деятельности вполне возможны ошибки и упущения, допускаемые налоговыми органами — нередко такие ошибки и упущения приводят к нарушению законных прав и интересов налогоплательщиков, причиняют им вред. Статьей 53 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а статья 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации называет одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей причинение вреда другому лицу (подпункт 6 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) - соответственно, причинение вреда незаконными действиями налогового органа или его должностного лица является юридическим фактом, порождающим соответствующие права и обязанности: у лица, которому причинен вред — права на возмещение вреда, у государства - обязанности этот вред возместить. Деликтная ответственность за вред, причиненный незаконными действиями налоговых органов, и составляет предмет данного диссертационного исследования.
Институт деликтной ответственности налоговых органов (да и вообще публично-правовых образований) перед частными лицами является сравнительно новым для российского законодательства, а в последние годы -в свете серьезнейших изменений самих основ государства, произошедших в нашей стране, и, соответственно, ее законодательства - наполнился совершенно иным содержанием и стал более чем актуальным. Проблема деликтной ответственности налоговых органов является весьма болезненной и насущной. В арбитражных судах, в судах общей юрисдикции, в Конституционном суде Российской Федерации постоянно рассматривается значительное число дел по искам и жалобам граждан и юридических лиц, которым причинен вред незаконной деятельностью налоговых органов, решения и действия которых нередко оспариваются налогоплательщиками, причем число рассматриваемых споров с участием налоговых органов из года в года растет (так, если в 2002 году арбитражными судами было рассмотрено 325798 дел с участием налоговых органов, то в 2003 году-444804 таких дел, а в 2004 году — 823236 таких дел, что составило более двух третей от общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами1, из них более 40.000 дел о признании недействительными актов налоговых органов) - и почти в любом судебном деле суд стоит перед необходимостью решить вопрос об ответственности. Из огромного практического значения исследования проблем деликтной ответственности налоговых органов вытекает и острая актуальность теоретических исследований данного института (только правильное понимание природы и места данного института позволят осуществлять его правильное практическое применение). Актуальность исследования деликтной ответственности налоговых органов тем острее, чем неопределеннее само содержание правового понятия «ответственность» - в теории права (гражданского права, в частности) понятие «ответственность» является одним из самых дискуссионных. Так, существует целый ряд даже не определений, а подходов к определению этого понятия. Безусловно, юриспруденция является прикладной, а не фундаментальной наукой, и правовые исследования должны иметь практическое значение. Но именно для того, чтобы правильно понимать и разрешать практические правовые проблемы, необходима их глубокая
1 Эги статистические данные опубликованы на веб-сайге Высшего арбитражного суда РФ по адресу: http://www.arbitr.rU/news/totals/2004/4.htm. теоретическая проработка - выражающаяся в раскрытии их сущности, определении их места в системе правовых институтов. Без правильного понимания сути проблемы не будет и правильного ее решения - без правильного понимания ответственности не будет и правильного применения норм, регулирующих отношения ответственности.
Проблема деликтной ответственности налоговых органов тесно пересекается с проблемой защиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Вопросы сбора налогов, законности и обоснованности их взимания касаются абсолютного большинства граждан и юридических лиц, напрямую затрагивая их права и законные интересы. Причинение вреда незаконными действиями налоговых органов (и практические сложности его возмещения) крайне отрицательно сказываются на имущественном состоянии экономически активных субъектов, на общей стабильности гражданского оборота, и, как следствие, на общем состоянии экономики государства. Для нормального развития экономики необходимы ясные и не допускающие противоречивых толкований правила возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных (не в последнюю очередь- налоговых) органов, соответствующая конституционным принципам единообразная практика применения норм об ответственности государства за действия его органов. Значение института ответственности государства за незаконные действия его органов подтверждается и Конституцией Российской Федерации, статья 53 которой закрепляет в качестве конституционного принципа право лиц на возмещение вреда, причиненного органами государства. Данная работа, как надеется ее автор, позволит точнее определить некоторые правовые понятия, полнее раскрыть их природу и содержание — что даст возможность для совершенствования законодательства и повышения качества правоприменительной практики.
Степень научном разработанности темы исследования. Тема де-ликтной ответственности налоговых органов недостаточно изучена в современной отечественной науке гражданского права. В советский период проблемы деликтной ответственности не раз рассматривались такими авторитетными учеными, как Б.С. Антимонов, A.M. Белякова, K.M. Варшавский, O.A. Красавчиков, А.П. Кун, Я.М. Магазинер, Г.К. Матвеев, В.Т. Нор, В.М. Савицкий, A.A. Собчак, В.М. Смирнов, Е.А. Флейшиц, К.Б. Ярошенко, K.M. Яичков. Многие суждения и выводы данных специалистов верны и ценны и по сей день, но огромные изменения в законодательстве, произошедшие в последние годы, заставляют по-новому взглянуть на многие проблемы, а также решать новые проблемы, возникающие в связи применением новых для российского законодательства норм и институтов права. Существует насущная необходимость раскрыть содержание и сущность данных правовых институтов и норм, многие из которых еще не получили соответствующего освещения в научно-правовой литературе. Так, современных монографических исследований проблем деликтной ответственности налоговых органов в настоящее время почти нет, а многие теоретические вопросы рассматриваются лишь в небольших по объему соответствующих разделах учебников гражданского права и комментариев Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует отметить несколько диссертационных работ последних лет, в частности, работы В.В. Попова, И.А. Тактаева, С.Б. Цветкова, С.Ю. Рипинского, Е.А, Корневой, H.A. Кириловой, в которых рассматриваются общие проблемы ответственности публично-правовых образований, а также работы Н.К. Нарозникова, О.В. Ивановой на тему деликтной ответственности налоговых органов.
Объектом данного диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с причинением лицам вреда незаконными действиями (бездействием) или актами налоговых органов и их должностных лиц.
Предметом данного исследования являются теоретические аспекты проблем деликтной ответственности налоговых органов, нормы законодательства о деликтной ответственности налоговых органов, практика применения и толкования этих норм судами Российской Федерации,
Целыо данного диссертационного исследования является раскрытие сути и правовой природы отношений по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями налоговых органов или их должностных лиц, рассмотрение оснований для возникновения таких отношений, а также анализ норм законодательства, регулирующих данные отношения и практики применения этих норм,
Достижение цели диссертационного исследования обеспечивалось постановкой и решением следующих задач:
• определить понятие «деликтная ответственность налоговых органов», раскрыть правовую природу деликтной ответственности налоговых органов, определить ее место в системе институтов гражданского права;
• рассмотреть вопрос о соотношении понятий «деликтная ответственность налоговых органов» и «деликтное обязательство, возникающее вследствие причинения вреда незаконными действиями налоговых органов»;
• рассмотреть субъектный состав отношений по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями налоговых органов;
• рассмотреть вопрос о соотношении норм гражданского, бюджетного и налогового законодательства, регулирующих отношения деликтной ответственности за вред, причиненный незаконными действиями налоговых органов;
• выяснить, что является основанием деликтного обязательства, возникающего вследствие причинения вреда незаконными действиями налоговых органов, что является основанием деликтной ответственности налоговых органов, и каковы условия их возникновения;
• рассмотреть и проанализировать признаки, характеризующие основания деликтного обязательства, возникающего вследствие причинения вреда незаконными действиями налоговых органов, и деликтной ответственности налоговых органов; - проанализировать правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного налоговыми органами, и практику применения норм законодательства о деликтной ответственности налоговых органов, указать на существующие проблемы и попытаться предложить способы их решения;
• рассмотреть возникновение и проблемы становления института деликтной ответственности налоговых органов.
Методологической основой для данного диссертационного исследования стали общенаучные и специальные научно-правовые методы, такие как системный анализ, формально-логический, лингвистический, сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический методы.
Теоретическую основу данного диссертационного исследования составили труды М.М. Агаркова, Б.С, Антимонова, Б.Т. Безлепки-на, A.M. Беляковой, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, O.A. Красавчикова, А.К. Кривцова, А.П. Куна, О.Э. Лейста, JI.A. Лунца, Я.М. Магазинера, А.Л. Маковского, Н.С. Малеина, Г.К. Матвеева, В.Т. Нора, В.А. Рахмиловича, Е.А. Суханова, A.A. Собчака и В.М. Смирнова, И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшина, В.А. Тархова, Е.А. Флейшиц, P.O. Халфиной, В.А. Хохлова, Д.М. Шаргородского, К.Б. Ярошен-ко, К.Н. Яичкова и других.
Эмпирическую основу диссертации составили нормативные акты, общетеоретические и специальные научные исследования, акты правоприменительной практики, в том числе судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного суда Российской Федерации по делам о рассмотрении споров об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями налоговых органов или их должностных лиц, а также материалы средств массовой информации.
Научная новизна. Данное диссертационное исследование является одной из первых монографических работ, посвященных деликтной ответственности налоговых органов, и первой работой в данной области, в которой подробно и комплексно рассмотрены теоретические вопросы данного гражданско-правового института. Предпринята попытка рассмотреть понятие деликтной ответственности налоговых органов в принципиально новом аспекте, обосновано новое определение данного понятия, предложено новое решение вопроса о соотношении понятий деликтной ответственности и дсликтного обязательства, новое понимание проблемы гражданско-правового деликта в налоговых правоотношениях. С новых позиций рассматривается вопрос об основаниях деликтной ответственности и дсликтного обязательства (показаны различия этих оснований), а также вопрос о соотношении норм гражданского, налогового и бюджетного законодательства, регулирующих отношения ответственности государства. Предложен новый взгляд на понятие «должностное лицо государственного органа» применительно к гражданско-правовым отношениям.
Вклад в науку гражданского права в рамках данной диссертации состоит в разработке и совершенствовании института деликтной ответственности налоговых органов.
На защиту вынесены следующие положения:
1. Деликтной ответственностью является возмещение лицу вреда, причиненного ему неправомерными (а в случаях, предусмотренных законом, и правомерными) действиями. Под деликтной ответственностью налоговых органов по российскому законодательству следует понимать возмещение государством гражданину или юридическому лицу вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием или актами налоговых органов и их должностных лиц.
2. Деликтная ответственность налоговых органов по своей правовой природе является гражданско-правовой ответственностью государства за причинение вреда гражданину или юридическому лицу незаконными действиями, бездействием или актами налоговых органов и их должностных лиц. Указанное причинение вреда, несмотря на то, что оно вытекает из налоговых отношений, является гражданским правонарушением, порождающим соответствующие гражданско-правовые отношения (деликтное обязательство, в силу которого государство обязано возместить причиненный лицу вред, а лицо вправе требовать от государства возмещения этого вреда).
3. Деликтное обязательство и деликтная ответственность являются нетождественными понятиями и соотносятся как обязательство и исполнение обязательства. Соответственно, деликтная ответственность налоговых органов является исполнением деликтного обязательства, возникшего вследствие причинения вреда незаконными действиями налоговым органом.
4. Основанием для возникновения деликтного обязательства вследствие причинения вреда незаконной деятельностью налоговых органов является факт причинения лицу вреда виновными незаконными действиями (бездействием) или актом налогового органа.
Основанием деликтной ответственности налоговых органов следует считать совокупность юридических фактов, включающую в себя факт причинения лицу вреда виновными незаконными действиями (бездействием) или актом налогового органа, факт признания указанных действий незаконными, факт заявления потерпевшим лицом требования о возмещении этого вреда, факт принятия решения о возхмещении вреда компетентным государственным органом.
5. Любое незаконное действие, совершенное налоговым органом или его должностным лицом, следует рассматривать как виновное - в силу Конституции Российской Федерации и самого смысла ответственности государства за вред, причиненный от его имени. Должностными лицами налоговых органов целесообразно считать любых их работников, действующих от имени соответствующих налоговых органов. Целесообразно дополнить ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации положением, аналогичным содержащемуся в ст.35 Налогового кодекса Российской Федерации: после слов «должностных лиц» добавить «а также других работников этих органов», а также дополнить ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации положением, согласно которому ответственность за незаконные действия государственных органов наступает независимо от вины.
6. Вопрос о соотношении норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) или актами государственных (в данном случае - налоговых) органов следует решать следующим образом: нормы о возмещении убытков, содержащиеся в статье 35 Налогового кодекса Российской Федерации и п.З.ст. 103 Налогового кодекса Российской Федерации, являются по своей правовой природе нормами гражданского права - следовательно, в части, противоречащей нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, они не подлежат применению в соответствии с п.2. ст.З Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопрос о соотношении ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует решать следующим образом: абз. 2 п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является нормой гражданского права и не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, следовательно, подлежит применению, а абз.4 п. 10. ст. 158 Гражданского кодекса Российской Федерации является нормой гражданского права, противоречит
Гражданскому кодексу Российской Федерации и не подлежит применению в соответствии с п.2 ст.З Гражданского кодекса Российской Федерации.
7. Целесообразно законодательное установление «единого ответчика» по всем делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями, бездействием или актами государственных органов - возложение на один из государственных органов обязанности отвечать (быть ответчиками в суде и возмещать причиненный вред при вынесении судом соответствующего решения) во всех случаях причинения вреда незаконными действиями государственных органов - с выделением этому органу как «единому ответчику» соответствующих целевых бюджетных средств.
Теоретическая значимость диссертации выражена в дальнейшем развитии науки гражданского права, а именно института деликтной ответственности налоговых органов на основе общепризнанных принципов и норм международного права и научном обосновании основных направлений совершенствования практики его реализации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в научном обосновании предложений по внесению изменений и дополнений в гражданское законодательство Российской Федерации в отношении деликтной ответственности налоговых органов.
Апробация. Выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в трех научных статьях, данное диссертационное исследование обсуждалась и было одобрено на заседании кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии. Кроме того, результаты диссертационного исследования апробированы путем внедрения в деятельность инспекции ИФНС №14 Московской области. Положения данной диссертации были использованы в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии при чтении курса «Гражданское право».
Структуру диссертации составляют введение, три главы, включающие восемь параграфов, заключение и библиографический список.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 109 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz