Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Скачать Воспитание самостоятельности студентов вуза в физкультурно-оздоровительной деятельности. Баева, Юлия Матвеевна бесплатно
2:07 AM
Скачать Воспитание самостоятельности студентов вуза в физкультурно-оздоровительной деятельности. Баева, Юлия Матвеевна бесплатно

Воспитание самостоятельности студентов вуза в физкультурно-оздоровительной деятельности

Диссертация

Автор: Баева, Юлия Матвеевна

Название: Воспитание самостоятельности студентов вуза в физкультурно-оздоровительной деятельности

Справка: Баева, Юлия Матвеевна. Воспитание самостоятельности студентов вуза в физкультурно-оздоровительной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Баева Юлия Матвеевна; [Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т] Екатеринбург, 2007 178 c. : 61 07-13/2929

Объем: 178 стр.

Информация: Екатеринбург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Теоретические аспекты использования рефлексии в воспитании самостоятельности студентов
11 Деятельность втеории развития личности
12 Рефлексия как форма интеллектуальной деятельности человека
13 Рефлексивные процессы самостоятельности
14 Оздоровительная роль физкультурной деятельности
15 Физкультурно-оздоровительная деятельность с позиции личностно ориентированного образования
16 Самооценка и самоконтроль самостоятельной деятельности
Выводы по первой главе
Глава II Воспитание самостоятельности студентов в физкультурно- оздоровительной игровой деятельности на начальном и основном этапах профессиональной подготовки
21 Технология подбора средств физкультурно-оздоровительной деятельности на факультетах гуманитарного профиля
22 Спортивные игры как средство физической подготовки студентов педагогического вуза
23 Содержательная и структурно-функциональная модели самостоятельной физкультурно-оздоровительной игровой деятельности в образовательном процессе вуза
24 Мониторинг в регулировании физкультурно-оздоровительной игровой деятельности
Выводы по второй главе
Глава III Опытно-поисковая работа по воспитанию ключевых ПВК будущих социальных педагогов при реализации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности
1 Общая организация опытно-поисковой работы
32 Опытно-поисковая работа по установлению ключевых ПВК будущего социального педагога, формируемых в процессе самостоятельной физкультурно-оздоровительной игровой деятельности
33 Определение исходного уровня психофизических качеств и ключевых ПВК будущего социального педагога
34 Результаты опытно-поисковой работы, их обсуждение и анализ
Заключение
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность проблемы и темы исследования. Интенсивные социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе обусловливают появление новых требований к подготовке будущих социальных педагогов. Как отмечено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», современный специалист должен уметь не только воспроизводить освоенные ранее образцы и способы действий, но и разрабатывать новые, а также постоянно саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном планах. Каждый вид деятельности педагога, который отличается задачами, предметом, средствами и результатами труда, требует владения определенными психологическими знаниями и наличия профессионально важных качеств. Уровень их сформированности у студентов в процессе педагогически организованной самостоятельной работы по изучению дисциплин учебного плана на этапах начальной и основной профессиональной подготовки влияет на успешность обучения в вузе и последующую адаптацию в сфере профессиональной деятельности. Поэтому проблема воспитания самостоятельности студентов вуза остается одной из наиболее важных в профессиональном образовании. Вышесказанное подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. Современный образовательный процесс вуза по физической культуре строится на базе деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что может создать благоприятные условия для воспитания у студентов самостоятельности мероприятиями через в занятиях активизацию физкультурнорефлексивно- оздоровительными оценочной деятельности. Личностно ориентированный и компетентностный подходы к профессиональному образованию, рассмотренные в работах А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, Е.В. Ткаченко, И.С. Смирнова и др. предполагают самообразование. Тем не менее, недостаточно внимания уделено рефлексии студентов как условию самореализации здоровьеформирующих технологий в процессе их профессиональной подготовки. Данное обстоятельство определило актуальность нашего исследования на научно-теоретическом уровне. Изменения в системе образования, связанные с будущей интеграцией России в ВТО и вступлением (с 2003 г.) в Болонский процесс, обусловили стремление вузов к дистантной форме образования, которая предполагает самостоятельное обучение. В свою очередь анализ научно-методической литературы позволил установить недостаток необходимых программ и методик формирования самостоятельности у субъектов образовательного процесса вуза средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, что подтверждает актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне. Основные понятия исследования: Самостоятельная работа индивидуальная или совместная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства. Самостоятельная деятельность активные действия субъекта по формулированию проблем, рассмотрению явлений со всех сторон, сопоставлению сходного в различных ситуациях и на основе этого созданию новых решений, исключая привычные. Самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность система действий субъекта самоорганизации в образовательном процессе по физической культуре, направленная на овладение им навыками здоровьеформирования. Самостоятельность способность личности к деятельности и достижению в ней цели без носторонней помощи. Рефлексия осознание человеком своих психических процессов и психических процессов партнеров по взаимодействию в постоянно меняющихся условиях среды.в ходе исследования удалось выявить следующие противоречия: между потребностями общества в квалифицированных педагогах, обладающих высокой мобильностью и стрессоустойчивостью, и современной системой профессионального образования, не в полной мере обеспечивающей возможности физического воспитания по формированию знаний и умений студентов к адаптации к условиям будущей профессии; тенденцией перехода к вариативному контекстному обучению, предполагающему высокий уровень развития самостоятельности в образовательном процессе по физической культуре и необходимостью его практического и творческого применения в педагогической деятельности; ной между объективной необходимостью в методике самостоятельдеятельности студентов профессионально- оздоровительной педагогического вуза и отсутствием содержательно-методического обеспечения данного процесса. Выявленные противоречия определили проблему исследовапия поиск, выявление и обоснование эффективности использования средств и условий воспитания самостоятельности. Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанности проблемы исследования обусловили выбор темы: «Воспитаиие самостоятельности у студеитов вуза в физкультурио-оздоровительпой деятельности». В исследовании введено ограпичепие: процесс воспитания самостоятельности рассматривался на примере физкультурно-оздоровительной игровой деятельности по баскетболу в условиях использования рефлексии у будущих социальных педагогов на начальном и основном этапах профессиональной подготовки.Цель исследования обосновать и в ходе опытно-поисковой работы выявить возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в воспитании самостоятельности. Объект исследования воспитание самостоятельности у студентов вуза. Предмет исследоваиия процесс подготовки будущего социального педагога в физкультурно-оздоровительной деятельности. В соответствии с поставленной целью была выдвинута гииотеза исследования, которая состоит из следующих предположений: уснешность воспитания ключевых профессионально важных качеств личности в физкультурно-оздоровительной деятельности, возможно, зависит от технологии подбора средств; структурно-функциональная модель самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, внедренная в образовательный процесс, вероятно, даст возможность решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием, самовыражением и положительным влиянием на эмоциональную сферу личности студентов; реализация разработанной нами модели происходит в условиях эффективного противодействия кризисам профессионального выбора, улучшения двигательной подготовленности и психофизического здоровья студентов, что в свою очередь, наверняка, препятствует деструктивным изменениям личности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследоваиия. 1. Теоретически обосновать возможности физкультурно- оздоровительной деятельности в воспитании самостоятельности у студентов.На основании анализа психолого-педагогической литературы и экспертной оценки ведущих специалистов в игровых видах спорта, определить состав ключевых профессионально важных качеств личности будущего социального педагога, воспитываемых в самостоятельной физкультурнооздоровительной деятельности. 3. Организовать и провести мониторинг физического развития, ключевых профессионально важных качеств и сенсомоторных способностей у студентов вуза на начальном и основном этапах профессиональной подготовки. 4. Создать и внедрить в образовательный процесс вуза содержательную и структурно-функциональную оздоровительной деятельности. Теоретико-методологическую основу исследоваиия составляют: теория деятельностного подхода в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн и др.); концепция профессионального становления личности (Н.С.Глуханюк, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Л.М.Митина и др.); концепция личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.); компетентностный подход в образовании (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.); концепция профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.); основные положения педагогических исследований (В .И. Загвязинский, модели самостоятельной физкультурно- Н.В.Кузьмина, А.Я.Наин, А.И.Нискунов и др.) концепция психологопедагогического мониторинга (А.С. Белкин, Н.С. Глуханюк, Д.П. Заводчиков, Э.Ф. Зеер и др.); здоровьесберегающий подход в образовании (В.К. Бальсевич, В.И. Ильинич, А.С. Розенфельд, Л.А. Семенов, и др.); теория физического воспитания и спортивной тренировки (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, Ж.К. Холодов и др.).Методы исследования: теоретические анализ научно-методической литературы, обобщение и систематизация научных ноложений, анализ учебнометодических материалов по профессиональной нодготовке студентов, анализ состояния нроблемы формирования нрофессионально важных качеств недагогов; эмпирические наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка, статистические методы (в т.ч. метод корреляционных плеяд), методы математической обработки экспериментальных данных; База исследования Исследование проводилось на базах ГОУ ВПО «Российский нрофессионально-недагогический университет» и ГОУ ВПО «Уральский государственный недагогический университет». Его участниками стали студенты 1-2-х курсов социально-педагогических факультетов РГГТПУ и УрГПУ. Всего в исследовании приняло участие 332 человека. Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2007 г. и включало следующие этапы. Первый этап (2001-2003) поисково-теоретический. Проводился анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы но проблеме исследования. Уточнялся понятийный анпарат, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования. Разрабатывалась структура опытнопоисковой работы, модель самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, обосновывались этаны ее реализации. Согласно задачам определялись методы и формы организации опытно-поисковой работы. Второй этап (2003-2005) онытно-поисковый. Осуществлялась реализация модели самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, организация и проведение мониторинга физической подготовленности студентов и воспитания ключевых профессионально важных качеств в процессе самостоятельной физкультурно-оздоровительной игровой деятельности. Проверялись предположения опытно-поисковой работы. Третий этап (2005-2007) итогово-обобщающий. Проверялась эффективность использования модели самостоятельной физкультурно- оздоровительной деятельности в воспитании профессионально важных качеств личности будущего социального педагога. Выполнялась статистическая обработка полученных результатов, определялась их достоверность. Обобщались и публиковались материалы исследования, оформлялось диссертационное исследование. Научная новизна нсследовання состоит в следующем: 1. Определены ключевые профессионально важные качества личности будущего педагога по социальной работе: самостоятельность, рефлексия, организованность, активность, эмоциональная устойчивость, сенсомоторные способности, коммуникативность, толерантность. Выявлен уровень их сформированности на начальном и основном этапах профессиональной подготовки. 2. Установлено, что разработанная нами модель самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности позволяет создать соответствующие педагогические условия, которые способствуют снятию негативных последствий кризисов профессионального выбора и «срывов» адаптации, что делает студентов более стрессоустойчивыми относительно социально- профессиональных факторов, препятствуя деструктивным изменениям личности. 3. Внедрена в образовательный процесс вуза структурно- функциональная модель самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющая рассматривать рефлексию как условие воспитания самостоятельности. Теоретнческая значимость исследовання заключается в следующем: 10 Интерпретировано понятие «самостоятельная физкультурно- оздоровительная деятельность». 2. Рассмотрены с позиций деятельностного и личностно ориентированного подходов в соответствии с этапами профессиональной подготовки студентов содержательная и структурно-функциональная модели и самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. 3. Выявлено условие воспитания самостоятельности в физкультурнооздоровительной деятельности, являющееся критерием самоконтроля студентов и дающее им возможность адекватно оценивать свои результаты в вышеназванной деятельности и при необходимости корректировать ее. Практическая значимость исследоваиия заключается в следующем: 1. Разработана и внедрена в образовательный процесс вуза модель «самостоятельной физкультурно-оздоровительной игровой деятельности», направленная на успешное формирование ключевых профессионально важных качеств личности будущих социальных педагогов. 2. Подготовлено учебно-методическое пособие, дающее возможность более детального изучения воспитания самостоятельности студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности. Научиая обосноваииость и достовериость результатов обеспечиваются разработанностью исходных методологических позиций, соответствием методов исследования целям и задачам работы, репрезентативностью объема выборки и полученных данных; систематической проверкой промежуточных результатов на различных этапах опытно-поисковой работы, применением методов статистической обработки данных и возможностью воспроизведения результатов исследования. Апробация и виедреиие результатов исследоваиия осуществлялись в процессе: публикаций статей, в изданиях, рекомендованных ВАК МО и Н РФ для отражения основных результатов диссертационного исследования и 11 выступлений на научно-практических конференциях различных уровней, в частности: всероссийских: «Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 2006); «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, перспективы» (Екатеринбург, 2006); «Цельность человеческой сущности в физической культуре и спорте» (Екатеринбург, 2007); «Здоровьесберегающие образовательные технологии» (Москва, 2007); «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2007); региональных: «Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения» (Уфа, 2005); «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2005); «История, состояние и проблемы развития олимпийского движения, физической культуры и спорта» (Екатеринбург, 2006). На защиту выносятся следующие положения: 1. Самостоятельная физкультурно-оздоровительная деятельность создает условия для успешного воспитания ключевых профессионально важных качеств будущего социального педагога: самостоятельности, рефлексии, организованности, активности, эмоциональной устойчивости, сенсомоторных способностей, коммуникативности, толерантности. 2. Модель самостоятельной физкультурно-оздоровительной игровой деятельности, внедренная в образовательный процесс по физической культуре, помогает вырабатывать у студентов стрессоустойчивость относительно социально-профессиональных факторов, что способствует конструктивному преодолению кризисов и препятствует деструктивным изменениям личности. 3. Мониторинг самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности является информативным показателем воспитания ключевых профессионально важных качеств будущего социального педагога. 12 Структура диссертации. Диссертация изложена на 134 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (187 источников) и приложений. Текст иллюстрируют 17 рисунков и 29 таблиц. 13

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 98 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz