Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 28 » Скачать Воспитание сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе. Земченкова, Гертруда Михайловна бесплатно
9:53 PM
Скачать Воспитание сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе. Земченкова, Гертруда Михайловна бесплатно

Воспитание сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе

Диссертация

Автор: Земченкова, Гертруда Михайловна

Название: Воспитание сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе

Справка: Земченкова, Гертруда Михайловна. Воспитание сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1984 202 c. : 61 85-13/304

Объем: 202 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические основы и опыт воспитания общественного долга как нравственного качества личности §I Общественный долг как этическая и психологопедагогическая категория §2, Анализ опыта современной школы по воспитанию у подростков сознания и чувства общественного долга §
3 Ученическое самоуправление как эффективное средство воспитания у подростков сознания и чувства общественного долга Краткие выводы
Глава
II Пути повышения эффективности воспитания у подростков сознания и чувства общественного долга §I Методическая учеба директоров школ, классных руководителей и родителей §
2 Форглирование сознания, чувства и опыта проявления общественного долга у учащихся-подростков в единстве нравственного просвещения, общественно-политической практики и трудовых дел §
3 Анал143 динамики воспитанности у подростков опытных классов сознания и чувства общественного долга Краткие выводы
Заключение БиблиографйШ Г?1 Г

Введение:

В В Е Д Е Н И Е В трудах классиков марксизма-ленинизма, документах Коммунистической партии. Советского государства важное значение придается нравственному воспитанию подрастающего поколения. "Надо, указывал Б.И.Ленин, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунист тической морали"". ХХУ1 съезд КПСС выделил формирование у молодежи коммунистической нравственности как проблему первостепенной важности и определил повышение качества этой работы как одну из главных задач общеобразовательной школы, всех воспитательных институтов общества. Важной составной частью коммунистической нравственности является сознание и чувство общественного долга как важный регулятор нравственного поведения человека. Необходимость воспитания у каждого советского гражданина этого нравственного качества обусловлена самой природой социалистического общества. В Програмгле КПСС записано: "Коммунистическое производство требует высокой организованности, четкости и дисциплины, которые обеспечиваются не путем принуждения, а на основе понимания общественного долга"*. ХХУ1 съезд КПСС нацеливает все педагогические коллективы, родителей, общественность на то, что важнейшей задачей школы на современном этапе является укрепление связи обучения с жизнью, улучшение подготовки школьников к общественно полезному труду, для чего необходимо "активно Ленин Б.И. Задачи союзов молодежи. Поли.собр.соч.,т.41,с.309. Програглма Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, IS76. с.64.4 Армировать у подрастающего поколения чувство общественного долга" Единство слова и дела, ответственное отношение к общественному долгу, активное участие в производственной и общественной деятельности основные и наиболее общие показатели социальной и нравственной позиции человека. Формулируя программные требования в области воспитания нового человека, тов.Ю.В.Андропов в докладе "Шестьдесят лет СССР" подчеркнул необходимость формирования у каждого советского человека творческого отношения к труду, предполагающего организованность, четкую трудовую дисциплину, привычку к постоянным трудовым усилиям, осознание первейшего долга и обязанности трудиться. Б постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что "каждый советский человек должен ясно представлять себе и выполнять на деле свой общественный долг". Только на этой основе можно воспитать такую молодежь, которая, как отметил тов.К.У.Черненко в речи перед избирателяг/ш 2 марта 1984 г., "не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы социализма и мира" Новые большие возможности на пути решения этой задачи открывает принятый на восьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва "Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", который нацеливает трудовые коллектива на необ±одимость воспи Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.: Политиздат,I98I. с. 106. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление ЦК КПСС от 15 июня 1983 г. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. "Правда", 3 марта 1984.тания таких качеств современного труженика и гражданина социалистического общества, как инициатива, самостоятельность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, рачительность, составляющих основу сознания и чувства общественного долга. Важную роль в нравственной подготовке подрастающего поколения к жизни и труду призваны играть воспитательные коллективы общеобразовательных школ, в том числе первичный классный коллектив, такие ячейки общественных коммунистических организаций учащихся, как пионерский отряд, классная комсомольская организация. Значительное место уделено задаче воспитания у школьников ответственности, общественного долга, дисциплинированности в Проекте ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". При изучении проблемы общественного долга как нравственного качества личности советского человека мы основывались на современных работах Б области этики Л.М.Архангельского, Н.А.Головко, О.Г.Дробницкого, В.И.Игнатовского, И.С.Кона, Л.В.КоновалоБОй, В.А.Ребрина, А.Ф.Шишкина и др. Разрабатывая структуру и динамику процесса воспитания сознания и чувства общественного долга у младших подростков, использовали данные о доли деятельности (А.Н.Леонтьев), складывающихся отношениях (В.Н.Шсищев), специально созданных ситуаций (С.Л.Рубинштейн) Б формировании нравственной личности, о механизмах самодвижения, саморазвития потребностей (Л.И.Божович) и др. Важное значение для обоснования научного аппарата исследования имели работы по методологическим проблемам педагогики A.M. Арсеньева, Н.К.Гончарова, Л.Ю.Гордина, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королева, Б.Т.Лихачева, Э.И.Моносзона, Ю.П.Сокольникова, Г.Н.Филонова и др.Выявляя особенности формирования сознания и чувства общественного долга как одного из важнейших качеств личности, мы основывались на положениях теории нравственного воспитания, разработанных в трудах О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Е.Б.Бондаревской, Д.М.Грипшна, А.И.Дулова, А.В.Зосимовского, И.С.Марьенко, Т.Е. Конниковой, Э.И.Моносзона, Б.И.Петровой, И.Ф.Харламова и др. Существенную помощь в решении этих задач оказали нам работы по проблемам теории и методики воспитательного коллектива (Б.М.Коротов, Л.И.Новикова и др.), воспитательной деятельности комсомольской и пионерской организаций (С.Е.Хозе, Б.Е.Ширвиндт и др.), Б современных условиях существенное значение для рассмотрения проблемы формирования общественного долга приобретают исследования в области теории трудового обучения и воспитания, профтехпедагогики (П.Р.Атутов, Я.Батышев, К.А.Иванович, Б.А.Поляков, А.А.Шибанов и др.). Анализ литературных источников и диссертационных работ показал, что исследования проблемы формирования общественного долга ведутся в следующих основных направлениях: а) воспитание общественного долга рассматривается как один из аспектов более широких проблем формирования нравственных взглядов и убеждений (И.М.Краснобаев, Д.И.Бодзинский, В.Н.Клочкова); как процесс формирования нравственного сознания учащихся (Л.М.Истлентьева); б) в связи с другими проблемами нравственного воспитания,такими как формирование чувства чести и собственного достоинства (Н.И. Девадзе); честности (О.Д.Стаматина), общественного мнения (М.Е. КрасоБИцкий); воспитание сознательного, ответственного отношения к учению (А.Д.Алферов, А.А.Гусев, Б.Т.Литвинцева, Б.Д.Сазонова); воспитание сознательной дисциплины (Б.Ф.Гуцу, А.Г.Холодюк); в связи с проблемами общественно-политического воспитанЕЯ (Б.И.ПирогоБ, М.М.Плоткин и др.). Особое внимание исследователей было обращено на воспитание чувства долга у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Долг в этих работах рассматривался как мотив учебной и трудовой деятельности, воспитание этого нравственного качества связывалось с преподаванием учебных предрлетов и организацией различных занятий с детьми (Л.М.Айунц, Н.Б.Андрианова, З.И, Болнистова,Р.Н.Ибрагимова,Т.С.Ковригина,И.М.Подберезин). В работах, посвященных разработке проблемы формирования у школьников общественного долга, выявляются пути и средства воспитания этого качества у учащихся разного возраста; развитие его в процессе обучения, во внеш1юльной работе; формирование общественного долга у учащихся школы рабочей молоделш; определяется содержание, структура, показатели, предпринимаются попытки определения критериев воспитанности долга у учащихся различных возрастных групп (Т.А.Власова, Т.Евсеева, Ф.Я.Карташова, М.Е.Красовицкий, А.Я.Криева, В.Н.Лыков, Г.И,Оглоблина,Д.Палманов,Е.И.Петухов,А.А.Прилепский,А.А.Султанбеков,З.П.Шабалина). Вместе с тем следует отметить, что исследователи данной проблемы, по нашему глнению, не уделили доллшого внимания вопросам формирования единства сознания и чувства общественного долга с одной стороны, и поведения, деятельности с другой, что важно и с точки зрения целостного подхода к формирующейся личности, и с точки зрения проверки результатов сформированности чувства общественного долга у каждого воспитанника. Упоминавшиеся авторы не раскрывают специально возможности ученического самоуправления в классном коллективе, как средства формирования сознания и чувства общественного долга. Необходимость исследования данного вопроса диктуется также 8 затруднениями школьной практики в целенаправленном формировании этого качества у младших подростков: не определены четко содержание, структура, показатели сформированности сознания и чувства общественного долга у учащихся данной возрастной группы. Воспитание сознания и чувства общественного долга у младших подростков приобретает особое значение прежде всего потому, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование нравственного сознания и эмоциональной сферы личности, потребности в самовоспитании и самообразовании. Через участие в деятельности органов самоуправления в luiaccHOM коллективе подросток получает основы умений и навыков ответственного отношения.к учению, к труду и общественно политической практике. Именно в классном коллективе он получает основные представления и практический опыт исполнительности, самостоятельности, инициативы, ответственного отношения к делу, Все это обусловило целесообразность проведения педагогического исследования на тему: "Воспитание сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе". Объект исследования общественно полезная деятельность младших подростков в коллективе класса. Предмет исследования процесс формирования у подростков сознания и чувства общественного долга во внеурочной деятельности классного коллектива. Цель исследования обосновать педагогические условия эффективности процесса формирования у подростков сознания и чувства общественного долга во внеурочной деятельности классного коллектива и разработать соответствующи! методические рекомендации для руководителей школ и классных руководителей.Б соответствии с этим были поставлены следующие задачи исследования" а) охарактеризовать состояние проблемы воспитания у школьников-подростков сознания и чувства общественного долга в современной теории и практрше воспитания; б) выявить условия, обеспечивающие результативность процесса воспитания у школьников-подростков сознания и чувства общественного долга; в) разработать методические рекомендации для классных руководителей по планированию и организации воспитательной работы с учащиглисяподростками, способствующей формированию и развитию сознания и чувства общественного долга. Ito исходим из предположения, что сознание и чувство общественного долга это интегральное качество личности, существенно влияющее на жизненную позицию подростка. Как личностное нравственное качество учащихся-подростков, оно может быть сформировано у школьников данной возрастной группы при следующих основных педагогических условиях: а) если обеспечивается реальная ответственность учащихся за их учение и организацию доступных им общественно полезных дел; б) если систематически осуществляется обучение школьников необходимым для этого навыкам и умениям; в) если практическая организация общественно полезной деятельности, субъектом которой под руководством педагогов становятся учащиеся-подростки, осуществляется в единстве с соответствующей идейно-воспитательной работой; г) если целенаправленно совершенствуется подготовка руководителей школ и классных руководителей, учителей-предгетников к работе по формированию у подростков исследуемого качества. Методологической основой нашего исследования явились положения марксистско-ленинского учения о нравственном воспитании как ведущем звене всестороннего развития личности, о непрерывной связи развития нравственного сознания личности с ее нравственным опытом и нравственными чувствами, о социалистическом коллективе как условии формирования грааданских качеств личности; программные документы КПСС и Советского государства по вопросам коммунистического воспитания, труды выдающихся советских педагогов и философов по проблемам марксистской этики и нравственного воспитания. Решение поставленных задач потребовало использования комплекса методов исследования. Ими явились: теоретический анализ литературных источников; изение и обобщение опыта работы школы; ретроспективный анализ личного двенадцатилетнего опыта работы диссертанта в школе в качестве учителя и классного руководителя; организация опытной работы. Использованы также такие частные методы, как интервьюирование, анкетирование, педагогические наблюдения, социометрия, метод математической статистики. Разрабатывая методику исследования, мы опирались на методические рекомендации Министерства просвещения СССР и УССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК JIKCIviy по вопросам связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой ком(1унистического строительства, совершенствования всей политико-воспитательной работы, по вопросам подготовки школьников к трудовой деятельности, а также организации процесса коммунистического воспитания. Особенно важную роль при этом играли такие документы, как методическое письмо "О работе классного руководителя", "Положение об ученическом комитете в общеобразовательной школе", паьштка "Будь готов!". Определенную помощь в проведении исследования оказали нам пособия "Примерное содержание воспитания школьников" под ред.II И.С.Марьенко, "Спутник классного руководителя" под ред.Л.Ю.Гордина. База исследования. Б процессе исследования в опытной работе приняли участие 18 директоров школ Советского района города Макеевки, 52 классных руководителя, 749 учащихся 4-6 классов, из них 42 ученика опытного, 41 ученик контрольного классов, 246 родителей, в том числе 78 родителей опытного класса. Научная новизна работы заключается в том, что в ней определены колшоненты сознания и чувства общественного долга у младших подростков; выявлены уровни развития сознания и чувства общественного долга у различных типологических групп младших подростков; определены показатели сформированноети этого нравственного качества. Достоверность выводов диссертации обеспечивается коглплексом использованных методов исследования, достаточной репрезентативностью его базы, длительностью периода, в течение которого осуществлено исследование, широким участием в нем учителей Ш1юл, студентов стационарного отделения Донещюго Государственного университета, многократной опытной проверкой основных теоретикометодических выводов и положений, содержащихся в работе. Практическая значимость исследования заключается в том,что его результаты могут быть использованы для совершенствования процесса по формированию сознания и чувства общественного долга у младших подростков, планирования и проведения воспитательной работы с учащимися 4-6 классов. Разработаны методические рекомендации в адрес руководителей школ и классных руководителей по вопросам организации ученического самоуправления, как средства воспитания у подростков сознания и чувства общественного долга, а также по проблемам совершенствования идеШо-воспитательной работы с учащиьшся данной возрастной группы. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы исследования регулярно отражались в глногочисленных лекциях для директоров, классных руководителей, родителей в ряде школ г.Макеевки Донецкой области. Теоретические положения и практические рекомендации по воспитанию сознания и чувства общественного долга у подростков в классном коллективе, ход опытной работы и ее результаты освещались в публикациях автора в научных сборниках, педагогических журналах и ежегодных сообщениях и докладах на научно-практических республиканских конференциях в г.Донецке, Донецком Государственном университете (IS77-I98I гг.), на конференциях аспирантов ЯШ общих проблем воспитания А Ш СССР (I98I1982 гг.), на заседаниях лаборатории методологии воспитательного процесса и отдела теоретико-методических проблем воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (I982-I983 гг.). Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цель,задачи,предмет и гипотеза исследования, характеризуются его методологическая основа и методический аппарат. В первой главе "Теоретические основы и опыт воспитания общественного долга как нравственного качества личности" раскрываются сущность сознания и чувства общественного долга, как нравственного качества личности подростка; выявляются возможности классного коллектива в формировании исследуемого качества; анализируется опыт работы школ по его воспитанию у учащихся 4-6 классов. Во второй главе "Пути повышения эффективности воспитания у подростков сознания и чувства общественного долга" анализируются пути повышения эффективности воспитания у подростков сознания и чувства общественного долга, выявляются условия, обеспечивающие устойчивое нравственное поведение подростков под влиянием сознания и чвства общественного долга; раскрывается динамика воспитанности у подростков опытных классов исследуемого качества. Б заключении излагаются основные теоретические выводы из проведенного исследования и разработанные на их основе методические рекомендации, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz