Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Возрождение политической жизни кубанского казачества, конец 1980-х - 1990-е гг.. Мациевский, Герман Олегович бесплатно
5:55 AM
Скачать Возрождение политической жизни кубанского казачества, конец 1980-х - 1990-е гг.. Мациевский, Герман Олегович бесплатно

Возрождение политической жизни кубанского казачества, конец 1980-х - 1990-е гг.

Диссертация

Автор: Мациевский, Герман Олегович

Название: Возрождение политической жизни кубанского казачества, конец 1980-х - 1990-е гг.

Справка: Мациевский, Герман Олегович. Возрождение политической жизни кубанского казачества, конец 1980-х - 1990-е гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 Армавир, 2002 233 c. : 61 02-7/599-4

Объем: 233 стр.

Информация: Армавир, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (КОНЕЦ 1980-х-1990-е гг)
Глава
II ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х- 1990-х гг: ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Глава
III ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ КАЗАЧЕСТВА 132-180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность темы. Модернизационные процессы в России конца 1980-х 1990-х гг., охватив практически все стороны общественной жизни, породили ряд проблем общенационального характера. Кризис легитимных политических, идеологических и социальных структур активизировал социально-политические процессы в обществе. Видимо, поэтому рефлексия общественного сознания 1990-х гг. все чаще проявлялась в создании различных этнокультурных, национально-патриотических и религиозных течений и организаций. Характерной чертой социокультурной палитры различных регионов все чаще становится такой культурно-исторический феномен, как казачество. Заявляя о своем желании участвовать в формировании социальноэкономической и оборонной стратегии государства, казачье движение вместе с тем оказывает сильное влияние на этническую, управленческую и культурную политику в отдельных регионах страны. Зародившись во второй половине 1980-х гг. на базе военно- исторических и патриотических клубов, фольклорно-этнографических коллективов и культурно-просветительных учреждений, общественное движение за возрождение казачества на момент создания Главного Управления казачьих войск при Президенте РФ (ГУКВ) насчитывало уже 438 казачьих объединений, причем из них только в Москве 36 структур. Для более активного привлечения населения к управленческой деятельности предлагаются различные формы взаимодействия государственных властных структур и казачьих обществ: от использования традиций самоуправления в местных органах власти, предоставления мест казачьим депутатам в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней, усиления власти станичного схода как средства выражения «низовой демократии», до введения атаманского правления в казачьих регионах.По оценкам экспертов на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается около 5 млн. человек, считающих себя потомками казаков. Необходимо отметить, что расселены они не только в местах традиционного своего проживания (Дон, Кубань, Терек, Урал, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока), но и в крупных городах (Москва, СанктПетербург, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Воронеж, Воркута, ЙошкарОла, Калининград и т.д.). Движение заявило о себе и в странах ближнего зарубежья Украине, Казахстане, Таджикистане, Молдавии, Приднестровье, Киргизии. Даже в Риге была образована Балтийская казачья община, объединяющая потомков казаков различных регионов, но проживающих в Прибалтике На протяжении столетий казачество играло активную роль в деле обустройства государства Российского. Охрана границ, освоение новых территорий, ведение хозяйства в экстремальных условиях жизни, внутренняя социальная и политическая самоорганизация, высочайшая степень патриотизма и верность традициям весь этот опыт, вне всякого сомнения, необходим для решения проблем, стоящих сегодня перед государством. Накопленный богатый опыт самоуправления и государственной службы, решения межэтнических проблем, бесконфликтного сосуществования различных религиозных конфессий, бескомпромиссного служения национальной идее, государственности, высокой степени самодисциплины, самоорганизации и адаптивности значим для выработки федеральной и региональной политики государства, призванной вывести страну из так называемого «модернизационного кризиса», и должен быть использован в формировании современной программы обустройства страны. Объектом исследования данной диссертации автором избрано кубанское казачество. Казаки России. Прошлое, настоящее, будущее.- М., 1992. 105. Казачья воля. -1991. 7.Предметом исследования является политическая жизнь кубанского казачества в конце 1980-х 1990-х гг., особенности его политической культуры. Территориальные границы диссертационного исследования охватывают территорию Краснодарского края и обусловлены тем, что данный регион несет в себе все социальные, политические, культурные компоненты, характерные как для общероссийской традиции в целом, так и для советского и постсоветского ее периодов. В то же время сложная этноконфессиональная обстановка, обусловленная этнической и вероисповедальной мозаичностью, наложила свой «региональный» отпечаток на формирование основных тенденций политической жизни кубанского казачества. В начале 1990-х гг. Краснодарский край стал не только приграничным, но и прифронтовым. Кроме того, казачество Кубани только к 1998 г. вошло в государственный реестр, сохраняя до этого времени свое политическое лицо, самобытность своей политической культуры. Особенности отношений с региональной властью также нашли отражение в политических программах казачества. Хронологические рамки работы охватывают период с конца 1980-х гг. по конец 1990-х гг. Выбор данных временных границ обусловлен тем, что именно в это время российская историческая система входит в переходное состояние, разрушается существовавшая экономическая, политическая, идеологическая модель общества, идет борьба за определение дальнейшего исторического пути. Не последнюю роль в модернизационных процессах в различных регионах начинает играть казачество. Являясь зачастую объектом влияния различных политических сил, борющихся за власть, казачество вместе с тем само оказывает достаточно явное влияние на происходящие в стране события. Верхние рамки исследования определяются появлением первых казачьих обществ в России и на Кубани. Нижние превращением казачества из политической силы в часть государственной структуры, связанным с вхождением кубанского казачества в государственный реестр. Степень научной разработанности темы. Процесс возрождения казачества как феномена российской истории вызвал незатухающий интерес как к проблеме истории казачества вообще, так и к вопросам этнокультурного самоопределения, экономического становления, расказачивания, участия в Гражданской войне и строительстве социализма, самоорганизации и самоуправления, взаимоотношения с центральной властью, отношения к государственной службе и военному делу, в частности. В советское время большинство исследований и публикаций о казачестве было посвящено либо истории «зарождения» казачества, либо поведению различных групп казачества в крестьянских восстаниях, революциях и гражданской войне в контексте классовой борьбы, либо формированию социально-экономической структуры отдельных казачьих войск. В 1920-х гг., а затем и в конце 1970-х начале 1980-х гг. появились исследования, затрагивающие тему казачьей эмиграции. Написанные на базе конкретного исторического материала, они не всегда полно отражали весь комплекс проблем эмиграции*. В период 1980 1990 гг. можно условно выделить три этапа в изучении казачества. Первый этап (начало 1980-х конец 1980-х гг.) характери Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI начало XX вв.): Историко-этнографические очерки. М Изд-во Моск. ун-та, 1974. Бабичев Д.С. Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов. Ростов-н/Дону, 1969; История Дона. Ростов-н/Дону, 1973. Кн. 1 (С древнейших времен до падения крепостного права); Кн. 2 (Эпоха капитализма); Глушков А.Ф. Трудовое казачество Терека в борьбе за власть Советов: Дис. канд. ист. наук. Нальчик, 1969; Лола М. О кубанском казачестве (Казачество и сословная рознь на Кубани). Ростов н/Дону; Краснодар, 1926; Мужев И.Ф, Казачество Дона, Кубани и Терека в революции 1905-1907 гг. Орджоникидзе, 1963; и т.д. Козлов А. Пополнение вольного казачества на Северном Кавказе в XVI-XVII вв. Совет. этнография. 1990. 5. 50-55; Никитин Н.И. О происхождении, структуре и социальной природе сообществ русских казаков XVI середины XVII в. История СССР. 1986. №4. 167-177; Станиславский А. Л. Русское казачество в первой четверти XVII в.: Дис. д-ра ист. наук.-М., 1984.-С. 18,29-45. Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977; Барихновский Г.В. Идейно-политический крах белой эмиграции и разгром внутренней контрреволюции (19211924 гг.). Л., 1978; Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1981; Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М., 1982.зуется тем, что в это время прошли две первые научные конференции, посвященные проблемам истории казачества. Одна из них была проведена на базе Карачаево-Черкесского НИИ истории, филологии и экономики 12-13 ноября 1980 г. по инициативе Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «История Великой Октябрьской социалистической революции». Другая состоялась на базе того же института 9-11 сентября 1986 г. Обе конференции прежде всего рассматривали вопросы участия казачества в революциях и гражданской войне. Второй этап (начало 1990-х середина 1990-х гг.) начинается на фоне кризиса исторической науки, связанного с попытками реформирования идеологической и политической сторон жизни общества, пересмотра методологических подходов к осмыслению истории. В 1990 г. в Нальчике проходит третья научная конференция, рассмотревшая уже более широкий круг вопросов казачьей истории. Она открыла новый этап в исследовании проблем казачества. В ходе работы ряда ведомственных, региональных и всесоюзных научных конференций постепенно сложился круг вопросов, поднимаемых в докладах и отражающих спектр интересов исследователей: происхождение казачества и его этно-социальный статус в различные исторические эпохи; участие в революциях и гражданской войне (социальнополитическая ориентация казачества); расказачивание; участие в военных походах русской армии; различные аспекты традиционного жизнеустройства: воинская служба, самоуправление, хозяйство, община, культура; казачество в эмиграции; проблемы возрождения казачества. Однако одним из основных вопросов в контексте современных процессов, связанных с движением за возрождение казачества, становилась дилемма: «казаки это народ или сословие?». Во многом политизирован Казачество в Октябрьской революции и гражданской войне: Материалы Всесоюзной науч. конф. Черкесск, 12-13 ноября 1980 г. Отв. ред. И.И. Минц. -Черкесск: Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики, 1984. 277 с Казачество в революциях и гражданской войне: Материалы второй Всесоюзой науч. конф. Черкесск, 911 сентября 1986 г. Отв. ред. А.И. Козлов. Черкесск: Карачаево-Черкесский научноисследовательский институт истории, филологии и экономики, 1988. 310 с.пая проблема была не раз использована различными политическими силами для достижения своих целей. У государственной власти в то время тоже не было однозначного ответа на этот вопрос. В 1992 г. вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» и Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества», в которых казачество фактически признавалось народом. На научной конференции «Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения», состоявшейся в 1992 г. в Анапе, впервые был поднят вопрос о возможных тенденциях в политической жизни современного кубанского казачества. Во взаимоотношениях казачества с органами государственной власти исследователи предложили рассматривать две основные тенденции: стремление к вхождению в органы власти для заш;иты интересов казачьего движения и реализации его программных требований; требование по передаче местного самоуправления в руки казаков. Кроме того, на конференции рассматривались и такие возможные альтернативы дальнейшего развития политической жизни: политизация казачьего движения и активизация его деятельности в борьбе за власть на местах, возможность политических блоков с другими организациями «почвеннического» направления; сохранение и, возможно, усиление оппозиционности с органами государственной власти по мере расширения и углубления аграрной реформы; дифференциация прежде всего по политической ориентации внутри самого казачьего движения; обострение отношений части казачьего движения и некоторых этнических групп, участие военизированных формирований в конфликтах разного рода на территории СНГ; вероятность постановки вопроса о создании независимых казачьих республик по мере усиления центробежных тенденций в России. Андреев А.П., Панасюк Е.В. Казачье движение в России: современное состояние и некоторые тенденции развития Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения. Краснодар, 1992.-С. 94.В Указе Президента РФ от 15 марта 1993 г. 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и о государственной поддержке казачества» были заложены основы для возрождения его сословных черт. В этой связи в научной среде актуализировалась тема этносоциального и государственно-политического статуса казачества. В 1993 г. прошло несколько научных конференций, так или иначе затронувших эту проблему. Так в Екатеринбурге 17-19 мая 1993 г. прошла научная конференция «Казачество на государевой службе», организованная Институтом истории и археологии РАН. На конференции особое внимание было уделено теме традиционных взаимоотношений власти и казачества: отношение к монархии, осознание своей роли в государственной структуре. В прозвучавших докладах отмечалась большая роль казачества в политической истории государства. В то же время в докладах Н. Миненко, А. Топчия, И. Побережникова отмечалось сопротивление казачества посягательствам со стороны власти на их исконные обычаи. В этом же году Институт экономики РАН, а также Волгоградский и Кубанский государственные университеты выступили с идеей организации международной научной конференции, которая прошла 28 сентября 1 октября 1993 г. в Анапе. В ходе работы трех секций прозвучали доклады об участии казачества в военных походах России, организации земельных отношений и хозяйствования в казачьих регионах, расказачивании и раскрестьянивании, возможности использования потенциала казачества в современной общественно-политической жизни страны. В ходе подведения итогов было отмечено, что традиционно, работая с документальными источниками, историки не всегда могут объективно оценить живую ткань современной жизни казаков. Все участники сошлись на том, что необходимо Казачество на государевой службе: Материалы к научной конференции. Екатеринбург, 1993.дальше разрабатывать темы истории и современной жизни казачества с привлечением представителей движения за возрождение казачества\ Если в книгах и отдельных монографиях по проблемам казачества, появлявшихся до середины 1990-х гг., больший акцент делался на историческом описании И традиционных казачьих войск, существовавших до 1917 г., а о современном состоянии казачества давался лишь краткий обзор, ему посвящался лишь

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz