Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений в системе социального партнерства. Шамаилов, Владимир Борисович бесплатно
9:41 PM
Скачать Взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений в системе социального партнерства. Шамаилов, Владимир Борисович бесплатно

Взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений в системе социального партнерства

Диссертация

Автор: Шамаилов, Владимир Борисович

Название: Взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений в системе социального партнерства

Справка: Шамаилов, Владимир Борисович. Взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений в системе социального партнерства : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 Москва, 2003 179 c. : 61 04-22/46-1

Объем: 179 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Глава 1 Методология и принципы социального партнерства
11 Социальное партнерство как новый тип социально-трудовых отношений в системе социального управления
12 Этапы развития социального партнерства
13 Специфика социального партнерства в России
Глава 2 Основные субъекты социально-трудовых отношений и /gv проблемы их взаимодействия
21 Профсоюзы как субъект социально-трудовых отношений
22 Государство и профсоюзы: некоторые вопросы взаимоотношений
23 Проблемы взаимодействия работодателей и профсоюзов
24 Восприятие профсоюзов как социального партнера со стороны предпринимателей: опыт социологического исследования
Глава 3 Механизмы реализации целей социального партнерства на различных уровнях управления
31 Законодательно-правовое регулирование социально-трудовых отношений
32 Генеральные, отраслевые и региональные соглашения
33 Колдоговорной процесс и коллективные договора

Введение:

Актуальность темы исследования. Демократизация общества и переход к рыночной экономике объективно вызывают изменения в характере социально-трудовых отношений между основными субъектами: работодателями, наемными работниками, государством. На смену противостояния, конфронтации, борьбы приходит осознание необходимости вести социальный диалог, выстраивать отношения на основе баланса интересов между заинтересованными сторонами. Социальная практика вырабатывает новый тип отношений - социальное партнерство, предполагающее постепенную замену административно-распорядительных методов управления общественными процессами на договорные.Российский опыт социального партнерства имеет еще короткую , " . . историю, ее начало совпадает с началом политического и экономического реформирования общества. Недостаток практического опыта, а в еще большей степени неразработанность многих теоретических вопросов, делает выбранную тему исследования, на наш взгляд, достаточно актуальной.Взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений на основе социального партнерства означает новую форму институционального дч управления, наименее других исследованную в рамках социологии управления. В данном случае мы имеем дело не с отношением отдельных лиц (руководитель и подчиненный) или отдельных социальных групп Ф (управляющие и управляемые), а с взаимодействием крупных социальных институтов (профсоюзы, предпринимательское сообщество, государство) через институциональные установления и институциональных представителей.Как реально осуществляется это взаимодействие, с каким сложностями теоретического и практического порядка приходится сталкиваться, что является препятствием в налаживании системы эффективного социального партнерства в российских условиях — это те вопросы, на которые пока нет удовлетворяющего нас ответа. Автор в меру своих скромных сил пытается в настоящем диссертационном исследовании частично восполнить пробел и дать ответы на некоторые из поставленных вопросов.Система социального партнерства складывается в нашей стране в значительной мере спонтанно, под давлением общественной практики, этот процесс недостаточно регулируем и оттого сохраняются опасения, что он может зайти в тупик. Проблема состоит в том, чтобы разобраться в существе нового для России явления, определить основные направления развития и • выработать механизмы, способствующие оптимизации функционирования (т\ данного института.Степень научной разработанности проблемы. Следование в течение многих лет идеологии марксизма, отрицавшей возможности достижения , . .,, мира и согласия между трудом и капиталом, разрешения противоречий на основе взаимоприемлемего компромисса, сказалось на степени разработанности концепции социального партнерства в отечественной науке, особенности в теории социального управления. Теоретические исследования проблематики социального партнерства, исходя из российской специфики, явно отстают от потребностей социальной практики, которая рождает все новые формы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений.В становлении и развитии института социального партнерства в наибольшей степени заинтересованы профсоюзы, представляющие сторону наемных работников. Наверное поэтому основные теоретические разработки и анализ практического опыта социального партнерства осуществляются преимущественно в рамках теории и практики профсоюзного движения.Автор в своем анализе, естественно,^ опирался на исследования общих теоретико-методологических вопросов развития профсоюзов как института и субъекта социально-трудовых отношений, нашедших свое отражение в трудах Г.П.Алексеева, В.И.Башмакова, М.В.Баглая, Ю.Е.Волкова, ® Н.Н.Гриценко, А.В.Кадейкина, В.Н.Киселева, В.Е.Можаева, О.В.Ромашова, В.Я.Саленко, В.Г.Смолькова, Н.Щегловой и других исследователей.Подверглись анализу и работы, посвященные собственно социальному партнерству как совокупности идей и явлению социальной практики, как институту регуляции социально-трудовых отношений. Не обойдены стороной также конкретные (технологические) вопросы формирования системы социального партнерства и механизмов, обеспечивающих ее функционирование.Следует указать на определенную монополизацию проблематики социального партнерства профсоюзами и исследователями, входящими в их (•) организационные структуры. Слабо представлен в литературе спектр взглядов представителей других сторон партнерства (предпринимателей, государства), независимых исследователей. .! .о.;>л;, .,.. чп,-.. Анализ социального партнерства ведется чаще в рамках экономических, политических, правовых наук. Социологические науки, социология управления, в частности, сохраняет непонятную индифферентность по отношению к этому новому явлению социальной практики и новой форме институционального управления общественными процессами. Такое положение не может сохраняться долго, так как это неизбежно приведет к искаженным представлениям об институте партнерства и отрицательно повлияет на практику его реализации (такие «сигналы» уже поступают).Объект исследования — формирующаяся в России система социального партнерства.Предмет исследования - основные субъекты социально-трудовых отношений и проблемы их взаимодействия.Цель исследования - обоснование социального партнерства как новой формы институционального управления и выработка направлений его совершенствования. ® Задачи исследования: 1. Анализ методологических подходов и принципов социального партнерства, выработка адекватного исследуемому явлению определения.2. Выявление особенностей складывающейся системы социального партнерства в условиях реформируемого российского общества.3. Определение основных характеристик субъектов социальнотрудовых отношений как сторон социального партнерства.4. Оценка восприятия профсоюзов и их лидеров со стороны основного социального партнера - работодателя и его представителей. (^ 5. Анализ механизмов осуществления целей социального партнерства на различных уровнях социального управления.6. Определение направлений исследовательской и практической 1,.:;, ,1;, •;;).,..;> i деятельности ..-ПО • приданию динамики развитию института.социального партнерства в России, Гипотезы исследования: 1. Социальное партнерство есть новая форма социально-трудовых отношений, наиболее адекватно отражающая демократические преобразования в обществе и переход к рыночной модели в экономике.2. Цели взаимодействия основных субъектов социально-трудовых отношений наиболее успешно достигается тогда, когда это взаимодействие становится институционализированным, а социальное партнерство предстает в виде общественного института.3. Правовое оформление системы социального партнерства означает лишь начальный этап, реальная практика партнерства отступает от заявленных принципов и устанавливаемых норм, требуются определенные управленческие воздействия по приданию этой системе устойчивого и целенаправленного развития.4. Механизмы осуществления социального партнерства не работают с желаемой эффективностью из-за недостаточной самоидентификации интересов сторон, завыщенных ожиданий партнеров по отношению к государству, сохраняющейся психологической инерции восприятия соглашений и договоров как ненужных и необязательных документов.Теоретическую и методологическую основу исследования образуют научные положения, выработанные в рамках социальной философии, классической и современной социологии, общей теории управления ,^ социологии управления, социологии труда, теории профсоюзного движения, (S) теории социального партнерства. Это положения о сущности общественного договора и гражданского общества, об управлении как виде целенаправленной деятельности, о специфике управления социальными , ;; о .^-'ч м -^инпроцессами, о функциях, и роли.социальных институтов и особенностях -.институционального управления, о социальном государстве, о статусе и предназначении такого базового института, как профсоюзы, о функциях и механизмах социального партнерства, В работе использовались две группы методов исследования; теоретико-познавательные — анализ и синтез, категоризация, классификация, критика, схематизация; эмпирико-познавательные — анализ документов, наблюдение, беседы, анкетный опрос, экспертная оценка. В процессе обработки и анализа данных применялись качественные и количественные методы.Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы органов государственной власти, профсоюзных органов и организаций, прикладные социологические исследования, выполненные научными учреждениями, а также самостоятельно проведенный автором опрос хозяйственных руководителей и топ-менеджеров, общим количеством 89 чел, в 5 организациях различных отраслей. ® • Кроме того в работе использовались методы вторичного анализа социологической информации по теме диссертационного исследования.Основные результаты исследования и их научная новизна. В ходе проведенной работы получен ряд научно значимых теоретических и эмпирических результатов.1. На основе анализа различных методологических подходов уточнено содержание категории «социальное партнерство» как новой формы социально-трудовых отношений и дано ее определение, легшее в основание дальнейшего исследования. Определены объективные * предпосылки и условия становления системы социального (а) партнерства, раскрыты ее основные характеристики. Предложено социальное партнерство рассматривать как новую форму институционального управления общественными процессами. ч ^.•,;'Л,.;-,'. 2. Раскрыты, особенности формирующейся системы социального партнерства в условиях России, рассмотрены характерные проявления дисфункций данного института, причины, порождающие это явление, и намечены основные направления выхода социального партнерства на качественно новый уровень.3. Впервые предпринята попытка проанализировать взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений — профсоюзов, работодателей, государства - на условиях социального партнерства, выявить точки сопряжения, а также линии рассогласования интересов представителей различных сторон партнерства и наметить пути достижения баланса этих разнонаправленных и противоречивых интересов.4. На основе проведенного эмпирического исследования получена картина восприятия работодателями и представляющими их топменеджерами профсоюзов и профсоюзных руководителей как ближайших социальных партнеров; полученные данные легли в основу некоторых теоретических обобщений, представляющих интерес в практике социального управления.5. Рассмотрены основные механизмы реализации целей и задач социального партнерства: нормативно-правововые документы, соглашения, коллективные договора и степень их эффективности в процессе регулирования социально-трудовых отношений.Предлагается особое внимание обратить на технологию ведения переговорного процесса, на разработку, согласования, принятие и реализацию коллективных договоров как одного из наиболее • действенных механизмов согласования интересов наемных (g) работников и работодателей.Данный материал может быть использован в практике вузовского и поствузовского обучения при чтении курсов общей социологии, социологии труда, социологии и психологии управления, социального партнерства и других.Практическая значимость на частном уровне состоит в том, что используемые в работе технологии, методики и инструментарий могут применяться для решения широкого круга практических задач в деятельности профсоюзов, администраций предприятий.^ органов государственной власти. К их числу можно отнести следующие проблемы и задачи: ® ® • разработка социальных программ в области регулирования социально-трудовых отношений; • разработка технологии ведения коллективных переговоров; • оценка социального партнера с точки зрения его эффективности, надежности и готовности к ведению переговоров и заключению коллективных договоров; • подготовка специалистов для системы социального партнерства; • формирование учебных планов и программ повышения квалификации профсоюзных работников и руководителей предприятий (организаций).Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации изложены в публикациях автора, в выступлениях на научнопрактических конференциях. Текст диссертации прошел обсуждение на •.;:•,-->:•• заседании кафедры социологии и психологии управления Государственного-" университета управления. Методики и инструментарий, предлагаемые в • диссертации, прошли практическую апробацию в ходе проведения социологических опросов.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Демократизация общества и переход к рынку делает социальное ® партнерство единственной разумной альтернативой силовььм способам и авторитарным методам разрешения противоречий между трудом и капиталом, в системе социально-трудовых отношений - важнейших • отношений в обществе.2. Социальное партнерство следует рассматривать как новый формирующийся в условиях России институт, основной функцией которого является регулирование социально-трудовых отношений на всех уровнях организации общества мирными, цивилизованными способами, на основе достижения согласия и баланса интересов между основными субъектами этих отношений; социальное партнерство есть новая форма институционального управления; 3. Основные стороны социального партнерства - наемные работники, работодатели и государство — занимают асимметричное положение, они не превратились еще в равных по силе и правам субъектов социально-трудовых отношений, этому мешают унаследованные традиции, недостаточная самоидентификация интересов сторон, организационная и правовая неоформленность, недостаток у представителей сторон опыта и компетенции в ведении переговорного процесса.4. Механизмы социального партнерства - соглашения и договора ^^ расширяют поле правового регулирования социально-трудовых отношении, создают новые дополнительные условия в решении социальных проблем, но они нуждаются в настройки и отладке; приоритет необходимо отдать .,. ^уп:,,у^..:,v. коллективным договороти как .наиболее эффективной форме согласования ; - • - интересов работников и работодателей, профсоюзных организаций, и Ф административного руководства. ® ® ®

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 146 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz