Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. Русецкая, Маргарита Николаевна бесплатно
5:36 AM
Скачать Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. Русецкая, Маргарита Николаевна бесплатно

Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников

Диссертация

Автор: Русецкая, Маргарита Николаевна

Название: Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников

Справка: Русецкая, Маргарита Николаевна. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 Москва, 2003 166 c. : 61 03-13/1937-3

Объем: 166 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Современные представления о нарушениях чтения у детей
11 Психологическая структура чтения
12 Психофизиологические механизмы чтения
13 Нарушения чтения у детей
131 Симптоматика дислексии
132 Основные направления изучения дислексии у детей
Глава 2 Материалы и методы исследования чтения, устной речи и зрительных функций
21 Методы исследования навыка чтения
22 Методы исследования устной речи
23 Методы исследования зрительных функций
24 Методы обработки полученных результатов
Глава 3 Результаты исследования чтения, устной речи и зрительных функций у учащихся младших классов
31 Анализ результатов исследования навыка чтения в популяции учащихся 1-4 классов для определения критериев выделения контрольной и экспериментальной групп
32 Сравнительный анализ навыка чтения учащихся контрольной и экспериментальной групп
33 Сравнительный анализ устной речи учащихся контрольной и экспериментальной групп
34 Сравнительный анализ зрительных функций учащихся контрольной и экспериментальной групп
35 Составление обобщенных показателей сформированности устной речи и зрительных функций учащихся контрольной и экспериментальной групп
36 Результаты выявления взаимосвязи между показателями сформированности чтения, устной речи и зрительных функций у учащихся с дислексией
37 Направления коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников

Введение:

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний, однако, в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Нарушение чтения - дислексия, возникающее в начальных классах, составляет серьезное препятствие для этого процесса. Частота дислексии в популяции младших школьников, по данным различных отечественных и зарубежных авторов, достигает 25 % [20, 23, 95, 97, 229, 241, 242].
Современные представления о чтении базируются на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, J1.C. Выготского, А.Р. Лурия, J1.C. Цветковой и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневое иерархическое строение [8, 37, 38, 39, 120, 122, 198, 199]. В функциональной системе чтения тесно связаны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых вносит специфический вклад в формирование определенных операций чтения. J1.C. Цветкова отмечает, что: «Современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия (зрительного) - с другой» [198, стр.288].
Становление навыка чтения предполагает овладение ребенком особой семиотической системой, которая тесно связана с устной речью. Обучение звуко-буквенному чтению происходит на базе ряда речевых операций: фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматичесих представлений. Этим определяется тесная взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи, глубоко и всесторонне изученная Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В.Ястребовой [33,35,54,73, 86, 87, 88, 93, 104, 105, 111, 112, 137, 138, 175, 176, 177, 180, 186, 187, 189, 218, 219, 239 и др.]. В этих работах нарушения чтения рассматриваются как следствие недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также нарушений связной речи. Преодоление дислексии в этих случаях основывается на развитии и коррекции нарушенных речевых функций.
Помимо речевых операций, для овладения чтением важное значение имеет сформированность зрительного восприятия. Именно со зрительных операций начинается перекодирование графической информации в речевую, составляющее сущность технической стороны чтения. На наличие зрительного дефицита при нормальных физиологических показателях зрения у детей с дислексией указывали в своих работах Т.А. Алтухова [2], А.Н. Корнев [95], Р.И. Лалаева [104, 106], И.Н. Садовникова [155, 157], О.А. Токарева [186, 187], М.Е. Хватцев [194]. Описаны также нарушения зрительного внимания и движений глаз при чтении у детей с дислексией [16, 18, 19, 80, 81, 83, 84, 167, 221, 224, 227, 234, 236].
Всеми исследователями при описании симптоматики дислексии признается наличие оптических ошибок чтения. Однако, сам механизм возникновения оптических ошибок чтения понимается отечественными исследователями по-разному. Одни считают, что оптические ошибки являются следствием трудности переключения произвольного внимания на начальных этапах овладения чтением, когда фонематические операции требуют от ребенка максимального сосредоточения [111, 177, 178]. Другие считают, что нарушения зрительных функций встречаются в основном у детей с умственной отсталостью и вместе с дислексией входят в состав единых нервно-психических нарушений [83, 84, 167]. В отечественной логопедии данных о зрительных механизмах нарушения чтения у детей явно недостаточно.
Вместе с тем, в смежных с логопедией дисциплинах (нейропсихологии, психофизиологии, биологии и др.) имеется огромный практический и теоретический материал о механизмах зрительного восприятия (гностических и моторных), позволяющий уточнить их значение в формировании функциональной системы чтения у детей [1, 6, 7, 41, 42, 45, 47, 52, 72, 80, 81, 82, 83, 84, 98, 101, 102, 120, 124, 125, 126, 128, 130, 131, 132, 144, 154, 167, 168, 169, 171, 172, 174, 181, 185, 195, 206, 208, 217 и др.].
Таким образом, дислексии у детей с нарушениями устной речи хорошо изучены, детально разработаны приемы логопедической работы, направленной на их коррекцию. Но вместе с тем, логопедическая практика накопила данные о наличии детей с нарушениями чтения, не имеющих дефектов устной речи. Механизм таких нарушений чтения у детей отечественными исследователями изучены недостаточно, нет систематизированных, теоретически обоснованных методик их диагностики и преодоления. Данное противоречие определяет проблему диссертационного исследования. В рамках этой проблемы выбрана следующая тема: «Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников».
Цель исследования - выявление взаимосвязи между нарушением чтения, состоянием устной речи и зрительных функций учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Объект исследования - особенности чтения учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - взаимосвязь нарушений технической и смысловой сторон чтения с состоянием устной речи и зрительных функций учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что нарушение речевых и/или зрительных (гностических и моторных) функций определяет особый характер ошибок чтения у младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать и обобщить педагогическую, логопедическую, психологическую, психофизиологическую и нейропсихологическую литературу по теме диссертационного исследования.
2. Провести психолого-педагогическое исследование навыка чтения в популяции учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
3. Разработать стандартизированную процедуру оценки навыка чтения для выделения школьников с нормальным чтением (контрольная группа) и школьников с дислексией (экспериментальная группа).
4. Осуществить сопоставительное изучение качественно-количественных характеристик навыка чтения, устной речи и зрительных (гностических и моторных) функций у учащихся контрольной и экспериментальной групп.
5. Выявить взаимосвязь между особыми типами нарушения чтения и несформированностью устной речи и/или зрительных функций.
6. Разработать основные направления коррекционной работы по преодолению дислексии у детей с нарушениями устной речи и/или зрительных (гностических и моторных) функций.
Методологической основой исследования явились фундаментальные научно-теоретические положения о социальном генезе высших психических функций (JI.C. Выготский), учение о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); представления о гетерохронии и индивидуальной неравномерности развития высших психических функций (Т.В. Ахутина, Е.Д. Хомская); положения общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия); принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы: теоретический анализ медицинской, педагогической, психологической, психофизиологической, нейропсихологической и специальной педагогической литературы по теме исследования; анализ педагогической и медицинской документации, экспериментальный метод, включающий констатирующий психолого-педагогический и психофизиологический эксперименты, анализ продуктов учебной деятельности школьников; методы статистической обработки полученных результатов.
Научная новизна исследования:
Разработана стандартизированная процедура оценки навыка чтения учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Представлены количественные критерии выделения дислексии у младших школьников.
Впервые при помощи аппаратурных методов исследования изучен моторный компонент зрения, обеспечивающий процесс чтения учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Получены новые данные о неоднородности нарушений устной речи и
• О зрительных функций у младших школьников с дислексией.
Раскрыта взаимосвязь особых видов нарушения чтения с несформированностью устной речи и зрительных (гностических и моторных) функций учащихся младших классов.
Теоретическая значимость исследования:
Расширены теоретические представления о патогенезе дислексии у детей:
• выявлена статистически значимая корреляция между нарушением устной речи и определенным типом ошибок чтения;
• выявлена статистически значимая корреляция между нарушением зрительных функций и определенным типом ошибок чтения.
Теоретически обоснована и экспериментально доказана необходимость коррекционной работы по развитию зрительных гностических и зрительных моторных функций у детей с дислексией.
Практическая значимость исследования:
Получены качественно-количественные данные о сформированности навыка чтения в популяции школьников 1-4 классов общеобразовательной школы.
Получены статистические данные о распространенности дислексии в популяции младших школьников на контингенте учащихся общеобразовательной школы города Москвы.
Показана необходимость изучения зрительных функций у учащихся с дислексией для уточнения структуры имеющихся нарушений и выбора наиболее эффективных приемов коррекции дислексии.
Доказана необходимость использования аппаратурных методов для изучения зрительных функций учащихся младших классов. Разработаны научно-практические рекомендации по коррекции дислексии, обусловленной нарушением зрительных гностических и моторных функций.
Материалы исследования могут быть использованы в диагностической и коррекционной работе логопедов, педагогов и психологов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Полученные данные о нарушении зрительного восприятия у детей с дислексией могут быть использованы в учебном процессе педагогических вузов, в системе повышения квалификации учителей-логопедов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на современные достижения различных отраслей научного знания, учетом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, применением научно обоснованных апробированных методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования. Статистическая достоверность полученных результатов обеспечивается значительным объемом испытуемых и применением методов математической обработки данных.
Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось с 1998 по 2002 г. на логопедическом пункте общеобразовательной школы № 565 Южного административного округа г. Москвы.
Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета (1999-2003), на общеуниверситетских научно-практических конференциях, проводимых в рамках дней науки в МГПУ: «Методология, интеграционные механизмы научного исследования» (апрель 2000), «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГПУ» (апрель 2001), «Модернизация образования: исследования докторантов, аспирантов и соискателей МГПУ» (май 2002); на XVI научно-практической конференции Ассоциаций логопатологов Санкт-Петербурга и области «Диагностика и коррекция речевых нарушений: исторические традиции и пути совершенствования» (январь 2002); на 25-ой Европейской конференции «Visual perception» (август 2002, Великобритания, Глазго); на второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурии (сентябрь 2002, Москва); на заседании ученого совета факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ (январь 2003); на методических объединениях учителей начальных классов общеобразовательных школ Южного округа города Москвы. Материалы исследования использовались при проведении лекционных и практических занятий со студентами логопедических отделений МГПУ и МСГИ, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и логопедов ДОУ, проводимых на базе МГПУ.
Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях, список которых приводится в конце автореферата.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обследование навыка чтения в популяции младших школьников с использованием стандартизированной процедуры оценки позволяет выделить четкие диагностические критерии дислексии.
2. Учащиеся с дислексией по уровню сформированности устной речи и зрительных функций представляют собой разнородную группу.
3. В основе дислексии у учащихся младших классов могут лежать различные механизмы, среди которых преобладают нарушения устной речи и/или зрительных функций.
4. Существует закономерная взаимосвязь между различными нарушениями устной речи, зрительных функций и типологией ошибок чтения, которую необходимо учитывать при построении коррекционной работы.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 219 отечественных и 27 зарубежных работ. Общий объем диссертации 166 страниц. Работа иллюстрирована 31 рисунком и 21 таблицей.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 163 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz