Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков бесплатно
6:03 AM
Скачать Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков бесплатно

Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков : На примере развивающего и традиционного образования

Диссертация

Автор: Воронкова, Инна Викторовна

Название: Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков : На примере развивающего и традиционного образования

Справка: Воронкова, Инна Викторовна. Взаимосвязь учебно-познавательной мотивации с эмоциональным отношением к учению и интеллектуальным развитием старших подростков : На примере развивающего и традиционного образования : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13, 19.00.07 Казань, 2005 162 c. : 61 05-19/562

Объем: 162 стр.

Информация: Казань, 2005


Содержание:

Введение4
Глава 1 Теоретические и практические подходы к изучению взаимосвязи интеллектуального и мотивационно-эмоционального развития подростка
11 Проблема взаимосвязи аффекта и интеллекта в психологической науке
12 Интеллектуальное развитие подростка в учебной деятельности
13 Роль и функции эмоций в учебной деятельности подростка
14 Развитие учебной мотивации подростка
15 Образовательнаяеда как условие развития учебной мотивации подростка
16 Учебная деятельность в образовательной системе ДБЭльконина -ВВДавыдова как ресурс развития учебной мотивации подростка :
Глава 2 Программа, методы и результаты исследования взаимосвязи учебной мотивации с показателями интеллектуального развития и эмоциональным отношением к учебной деятельности старших подростков
21 Программа ледования Характерика выборок и овий проведения эеримента
22 Методы экспериментального исследования
23Результаты исследования взаимосвязи учебной мотивации с интеллектуальным развитием и эмоциональным отношением к учению старших подростков
231 Результаты эертизы образовательнойеды в школах, пуживших базой для эеримента
232 Результаты исследования особенностей отношения к учебной деятельности,руктуры учебной мотивации и уровня интеллектуального развитияарших подростков в разныхстемах обучения
233 Результаты исследования взаимосвязи учебной мотивации с интеллектуальным развитием и эмоциональным отношением к учебной деятельниарших'подрков в разныхстемах обучения
Выводы

Введение:

В современном динамичном и постоянно меняющемся мире возникает необходимость переосмысления образовательных целей в направлении от парадигмы усвоения знаний, умений, навыков к формированию личности обучающегося как будущего активного деятеля. При этом образование личности заключается, прежде всего, в развитии ее потребностей и мотивов. По мнению ведущих психологов (И.В.Дубровина, А.К.Дусавицкий, М.В.Матюхина, и др.), специальное целенаправленное управление мотивацией как важнейшей характеристикой личности в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.
Особую актуальность данная проблема приобретает в подростковом возрасте, так как, во-первых, • именно в этот период происходит самоопределение подростка, а во-вторых, как показывает психолого-педагогическая практика, в данном возрасте наблюдается снижение учебной мотивации. Кризисный период, который «. всегда связан с аффектом», по Л.С.Выготскому, характерный для подросткового возраста, знаменует собой усиление влияния мотивационно-эмоционально составляющей психики на развитие подростка.
Ретроспективный анализ исследований, рассматривающих взаимосвязь учебной мотивации и уровня умственного развития обучающихся (М.В.Матюхиной - на примере младших школьников, С.В.Гусевой -младших подростков, М.Д.Дворяшиной - на примере студентов); зависимость между учебно-познавательными мотивами и уровнем тревожности младших школьников в разных системах обучения (А.К.Дусавицкий, Н.П.Морянова); связь между познавательной мотивацией и содержанием, способами обучения в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, В.Ф.Моргун, Д.Б.Эльконин, и др.) показал, что, несмотря на многочисленные исследования, вопросы взаимосвязи учебной мотивации старших подростков с показателями интеллектуального развития и эмоциональных характеристик в их единстве, остаются недостаточно решенными. Не исследован вопрос об эффектах различных образовательных сред в развитии учебной мотивации и положительного эмоционального отношения к учебной деятельности старших подростков. В психологической практике имеются десятки исследований, доказывающих эффекты развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман и др.) в сравнении с традиционной. Однако, во-первых, эти исследования затрагивают в основном такие планы осуществления учебной деятельности, как восприятие, воображение и мышление. Во-вторых, эти исследования проведены в основном в младшем школьном возрасте. Изложенное свидетельствует о том, что проблема взаимосвязи учебной мотивации и характером эмоционального отношения старших подростков в условиях традиционного и развивающего образования остается нерешенной. Это позволяет определить основное направление исследований, представленных в данной работе. '
Основной цслыо данной работы явилось выявление взаимосвязи учебной мотивации с интеллектуальным развитием и характером эмоционального отношения к учебной деятельности старших подростков в условиях традиционной и развивающей образовательной среды.
Объект исследования - старший подросток в учебной деятельности, осуществляемой в традиционной и развивающей образовательных средах .
Предмет исследования - взаимосвязь учебной мотиваций с особенностями эмоционального отношения к учебной деятельности и интеллектуального развития старших подростков.
Гипотеза исследования:
Уровень развития учебно-познавательного мотива и его устойчивость определяются не отдельными интеллектуальными и эмоциональными характеристиками учебной деятельности, а взаимосвязью этих характеристик. Эта взаимосвязь будет иметь отличительные особенности у старших подростков, обучающихся в условиях ' развивающего и традиционного образования.
Основные задачи:
1. Провести теоретический анализ современной психологической литературы, изучающей проблемы взаимосвязи интеллектуального развития, эмоционального отношения к учению и учебной мотивации подростков.
2. Охарактеризовать образовательные среды, в которых реализуется технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова и традиционная технология обучения, раскрыть ресурсы системы развивающего обучения в развитии учебной мотиваций и положительного эмоционального отношения старших подростков.
3. Выявить показатели, характеризующие интеллектуальное развитие, эмоциональное отношение к учебной деятельности и учебную мотивацию старших подростков, обучающихся по традиционным и экспериментальным программам развивающего обучения.
4. Выявить особенности взаимосвязи учебной мотивации с показателями интеллектуального развития и эмоциональным отношением к учебной деятельности старших подростков, обучающихся по традиционным и экспериментальным программам развивающего обучения.
Методологическую основу исследования составили: принцип единства аффекта и интеллекта (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, Ж.Пиаже, Л.И. Божович, O.K. Тихомиров); теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин); положения о психологических особенностях подросткового возраста (Л.И.Божович, Т.В. Драгу нова, В.И. Слободчиков, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), представления о формировании мотивации учения (Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.С.Мерлин, В.Ф.Моргун, А.К.Маркова).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс диагностических методика состоящих их четырех блоков: 1 блок: методики оценки уровня интеллектуального развития детей: а) тест структуры • интеллекта Амтхауэра; б) показатели школьной успеваемости; 2 блок: методики изучения эмоционального отношения к учению: методика самооценки эмоционального состояния А.Д.Андреевой (адаптированный вариант опросника Спилбергера); 3 блок: методики изучения мотивации учебной деятельности: а) методика исследования иерархии мотивации учения (М.В.Матюхина); б) методика изучения устойчивости учебно-познавательных мотивов (методика «тройных сравнений») Т.А.Пушкииой; 4 блок: методики экспертизы образовательной среды: методика векторного моделирования модальности образовательной среды, методика • качественно-количественной оценки параметров образовательной среды (В.А.Ясвин). В исследовании применялись методы статистической обработки результатов: корреляционный анализ, кластерный анализ, многофакторный дисперсионный анализ (компьютерная программа SPSS).
Научная новизна и теоретическая значимость:
1. Расширены представления о взаимосвязи учебной мотивации с показателями интеллектуального развития и эмоционального отношения к учебной деятельности подростка. Показано, что выраженность учебно-познавательного мотива в структуре учебной мотивации старшего подростка не связана напрямую с результативными характеристиками учебной работы, а опосредована эмоциональными характеристиками.
2. Выявлены отличительные особенности взаимосвязи учебной мотивации с показателями интеллектуального развития и эмоционального отношения к учебной деятельности старших подростков, обучающихся в развивающей и традиционной системах обучения.
3. Раскрыты особенности организации учебной деятельности подростка, способствующие развитию учебно-познавательной мотивации и положительного эмоционального отношения к учебной деятельности.
4. Выявлены такие нетрадиционные развивающие эффекты образовательной системы Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова у старших подростков, как развитие положительных эмоциональных отношений к учебной деятельности.
5. Выявлено, что образовательная среда школ традиционного обучения является карьерной, образовательная среда школ развивающего обучения — творческой и в наибольшей степени способствует развитию мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности подростков, формированию положительного эмоционального отношение к учению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, характеризующие влияние уровня интеллектуального развития, эмоционального отношения к учению на учебно-познавательную мотивацию могут быть использованы в консультационной работе школьного психолога по вопросам развития личности подростка. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности учебной деятельности подростка. Результаты исследования также могут быть применены в подготовке курсов по психологии развития и педагогической психологии. Предложенная модель исследования взаимосвязи учебной мотивации с интеллектуальным развитием и эмоциональным отношением к учению может быть использована для подобных исследований на других выборках.
На основе проведенного исследования были сформулированы положения, выдвигаемые на защиту:
1.Уровень учебно-познавательного мотива и его устойчивость определяются не отдельными показателями интеллектуального развития и эмоционального отношения к учебной деятельности, а их особой взаимосвязью (единством).
2.Уровень учебно-познавательной мотивации старших подростков, обучающихся в условиях традиционного и развивающего образования различен. Старшие подростки, обучающиеся в условиях традиционной технологии, демонстрируют низкий уровень учебно-познавательной мотивации в силу отсутствия единства между интеллектуальным и эмоциональным (эмоционально-отношенческим) развитием, а старшие подростки, обучающиеся в условиях развивающей технологии — высокий уровень в силу наличия высокоразвитого единства между интеллектуальными и изученными эмоциональными особенностями.
3. Образовательная среда школ традиционной системы является карьерной и характеризуется высокими показателями устойчивости, низкими показателями доминантности, эмоциональности, . обобщенности. Развивающая образовательная среда является творческой и характеризуется высокими показателями доминантности, эмоциональности, обобщенности и в наибольшей степени способствует развитию мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности подростков, формированию положительного эмоционального отношение к учению.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 104 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz