Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо : диссертация кандидата филологических наук. Нестерова, Люция Дмитриевна бесплатно
3:38 AM
Скачать Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо : диссертация кандидата филологических наук. Нестерова, Люция Дмитриевна бесплатно
Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо : диссертация кандидата филологических наук

Диссертация

Автор: Нестерова, Люция Дмитриевна

Название: Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо : диссертация кандидата филологических наук

Справка: Нестерова, Люция Дмитриевна. Жанровые особенности якутского героического эпоса Олонхо : диссертация кандидата филологических наук Якутск, 1984 171 c. : 61 85-10/949

Объем: 171 стр.

Информация: Якутск, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Олонхо в жанровом составе якутского фольклора
Глава П Образы и сгожетико-композиционная специфика олонхо
Глава Ш Поэтические (художественно—изобразительные) средства олонхо
Глава 1У Особенности бытования олонхо

Введение:

Проблемы родов и жанров фольклора, специфики жанров относятся к одним из основных проблем фольклористики.
В теоретических и методологических вопросах теории фольклора о родах и жанрах основополагающее значение имеют труды русских и советских ученых А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, В.В.Виноградова и многих других.
Так, академик В.В.Виноградов, исследовав вопрос г.енезиса и истории героического эпоса, с одной стороны, и исторической песни восточных славян, с другой стороны, писал: "Изучение жанра предполагает выяснение не только его истории, но также установление его существенных особенностей, специфики его художественных образов и стилевых признаков в их историческом развитии"^.
В последнее десятилетие усилился научный интерес к вопросам изучения специфики фольклорных жанров, которые плодотворно обсуждаются в печати, а также на международных и всесоюзных форумах. При этом обнаружилась диекуссионность решений и различные точки зрения на такие вопросы, как характер соотношения отдельных жанров с действительностью, мера и особенности историзма и т.д.
В ходе дискуссий выявлена недостаточность изученности эстетических особенностей, поэтики жанров и ее исторического развития, а также взаимосвязи и взаимовлияния жанров.
В этой связи хочется отметить, что проблема изучения якутского народного эпоса олонхо, и, в частности, исследование его Виноградов В.В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры.- В кн.: "Основные проблемы эпоса восточных славян". М., 1958, с.10.
• з жанровой специфики по прежнему остается малоосвещенной и представляет несомненный научный интерес.
Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма о фольклоре. Неоценимую помощь в разработке избранной темы оказали достижения советской фольклористики, труды и теоретические обобщения известных ученых как
В.Я.Пропп, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, Б.Н.Путилов, В.М. т
Гацак и других.
В диссертации используется методика сравнительно-типологического анализа произведений с учетом стадиальности возникновения и эволюции словесного искусства.
Научное изучение якутского героического эпоса началось со второй половины XIX века лингвистами, историками, этнографами и фольклористами.
Первое якутское олонхо "Эр Соготох" было опубликовано в 1851 году (на якутском языке, с подстрочным немецким переводом) в приложении к работе О.Н.Бетлинга "О языке якутов", из
1ропп В.Я. Русский героический эпос.2-изд.испр.Л.?Гослитиздат, 1958, 603 с; Жирмунский В.М., Тюрекий героический эпос: Избр.т.Л.: Наука, 1974, 727 е.; Мелетинский Е.М.Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. Ы.: Изд-во вост.лит., 1963,462 с^Путилов Б.Н. Искусство былинного певца (из текстологического изучения фольклора). М.-Л.: Наука, 1966; Гацак В.М. Эпический'певец и его текст - В кн."Текстологическое изучение эпоса! М.:,1971. данной в материалах экспедиции А.Ф.Миддендорфа в Северную и Восточную Сибирь^. Олонхо было записано Афанасием Яковлевичем Ува-ровским, русским уроженцем Якутии, хорошо знавшим якутский язык и быт.
В 1843-1844 годах А.Ф.Миддендорфом была сделана запись олонхо "Эриэдэл Бэргэн": часть текста он записал латинским алфавитом с буквальным переводом, часть сюжета пересказал^.
Первым крупным собирателем, переводчиком и исследователем якутского фольклора, а также быта якутов был русский революционер и ученый Иван Александрович Худяков (1842-1876). В 1890 г. 3 в Иркутске был издан его "Верхоянский сборник" , содержащий образцы всех основных жанров якутского фольклора. С фольклорными материалами, собранными И.А.Худяковым, тесную связь имеет его этнографическое исследование "Краткое описание Верхоянского округа"^, в котором им дается тонкий анализ якутского олонхо. Тщательно исследуя этот эпический жанр, И.А.Худяков характеризует его главным родом поэзии якутов, "главным средством просвещения",
J.Q.Bohtlingk. Veber die Sprache der Jakuten.Grammatik,Text und Worterbuch.Besonderer Abdruck des dritten Bandes von Dr. A.Th. v.MiddendorffSs Beise in den aussersten Horden und Osten Sibiriens SPb,Ql88l, s.79-95
Мидцендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири, ч.П, отдел У1. Коренные жители. СПб, 1878, с.808-819. Якутский текст олонхо перепечатан в "Образцах народной литературы якутов" под ред. Э.К.Пекарского. Вып.У, СПб, 1915, с.473-474. о
Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И.А.Худяковым. "Записки Восточно-Сибирского отдела
Русского географ, общества".,т.I, вып. 3, Иркутск, 1890.4
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Ленинград, 1969. главным средством для обьяснения всех явлений жизни". И.А.Худякову помогал Н.С.Горохов, опубликовавший (в русском переводе) свой вариант первой части олонхо "Хаан Дьаргыстай" - олонхо "Юрюнг
Уолан" ("Белый юноша")"'' и сделавший ряд замечаний на его примеча-2 ния .
Следующим значительным трудом, содержащим подробные сведео ния об олонхо, можно назвать исследование В.Л.Серошевского "Якуты" Ему первому принадлежит мысль об отличии олонхо от сказок и исторических преданий, а данная им характеристика богатырей айыы и абаасы, а также его наблюдения о стиле олонхо, технике исполнения и мастерстве олонхосутов не утратили своей научной ценности до сих пор.
Неоценимый вклад в область якутской фольклористики внес труд Э.К.Пекарского "Образцы народной литературы якутов" и ряд статей, касающихся вопросов публикации произведений якутского устного народного творчества^, в которых дан первый опыт текстологической работы олонхо.
Ценный справочный материал для изучающих олонхо содержится в многотомном "Словаре якутского языка", изданном Академией наук
1 "Известия ВСОРГО", т.ХУ, 1884, № 5-6, с.43-54. р
Горохов Н. Примечания к сказке "Юрюнг Уолан" - "Известия ВСОРГО", т.1У, 1884, №5-6, с.54-60. о
Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования, СПб, 1896. Пекарский Э. Заметка по поводу редакции "Верхоянского сборника И.А.Худякова'^"Известия ВСОРГО", т.ХОТ, 1895, №4-5; его же. Мидцендорф и его якутские тексты. "Записки ВСРАО", т.ХУШ, СПб, 1907.
• б в 1907-1930 гг.*, в котором Э.К.Пекарским дано краткое, а иногда и более развернутое истолкование образов и понятий олонхо. Ему 2 же принадлежит первая публикация краткой библиографии олонхо .
Важной заслугой Э.К.Пекарского была попытка рассмотреть жанровую природу олонхо. Так, например, не выделяя олонхо в особый жанр, он включал его в жанр сказки. Смешение сказки и олонхо мы находим и в одной из его последних работ "Якутская сказка"^. Но здесь он признает ошибочным подобное смешение и указывает, что между произведениями якутской народной словесности, содержащими элемент фантастики, "существует очень большое различие как по языку, так и по содержанию, размеру и даже по характеру исполнения".
Центральное место в области изучения якутского олонхо занимает труд С.В.Ястремского "Образцы народной литературы якутов", в котором значительный интерес представляют предисловия С.Е.Мало-ва и самого С.В.Ястремского. В предисловии С.Е.Малова даны краткие сюжеты помещенных в "Образцах" С.В.Ястремского олонхо и библиография их изданий. Им сделан интересный этимологический разбор имен некоторых героев олонхо, давших возможность сблизить якутские олонхо с эпосом тюрко-монгольских народов. В своем предисловии С.Е.Малов впервые поставил вопрос о разбивке стихотворных Словарь был издан в трех томах, в 13 выпусках. В 1958-1959 гг. "Словарь якутского языка" Э.К.Пекарского выпущен вторым изданием: т.I, вып.1-4, 1958; т.П,вып.5-9, 1959;т.Ш,вып.10-13, 1959. 2
Пекарский Э. Библиография якутской сказки. "Живая старина", т.21, 1912, вып.2-4 (изд. в 1914 г.), с.529-532. о
Пекарский Э. Якутская сказка. - В кн.; "Сергею Федоровичу Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности." Л., 1934, с. 421 частей олонхо на стихи.
С.В.Ястремский в статье "Народное творчество якутов" рассматривает содержание олонхо и его образы, уделяя внимание также языку и стилю.
В советское время вопрос изучения якутского олонхо получил новое освещение в трудах ряда фольклористов и историков. Так, например, на основе наличия так называемых южных элементов в якутском эпосе советские исследователи (Г.В.Ксенофонтов, А.П.Окладников, Г.У.Эргис) обосновали гипотезу о зарождении олонхо на южной родине предков якутов. По этому поводу А.П.Окладников писал, что ". якутское олонхо первоначально сложилось на юге, далеко от Средней Лены." в период развитого отцовского рода в условиях тесных культурно-исторических связей и взаимодействия предков якутов как с ближайшими родичами, предками нынешних саяно-алтайт ских народов, так и с древними монголами . Это положение автор доказал фактическими сопоставлениями якутского олонхо с эпосом хакасов, шорцев, алтайцев в главе "Якутский эпос и его связи с р югом" в I томе "Истории Якутской АССР . Вывод А.П.Окладникова о представляет шаг вперед по сравнению с высказываниями С.Е.Малова и А.Н.Самойловича^, считавшими, что олонхо создавалось в угоду степным феодалам и отражало их быт и идеологию.
Вслед за исторической мыслью в отечественной фольклористике
1 "История Якутской АССР", т.1, с.276-277.
2 Там же, с.257-277. 3
МаЛов С.Е. Предисловие к "Образцам народной литературы якутов", Ястремского C.B. Л., 1929, с.З. Самойлович А.Н. Вступительная статья А.А.Попова в кн. "Якутский фольклор". Л., 1936, с.24-27. было высказано теоретическое положение о жанровой особенности якутского олонхо такими видными учеными, как В.Я.Пропп, акад. В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский.
В.Я.Пропп считал якутское олонхо ярким образцом эпоса эпохи т разложения первобытнообщинного строя . Тщательно исследовав героический жанр якутов, он впоследствии полностью разделил точку зрения акад. А.П.Окладникова относительно историко-социальной основы олонхо. Новаторская мысль, высказанная в трудах этих ученых об идеологии эпоса периода разложения родового строя, направленная против устаревших мифологических представлений, в дальнейшем нашла развитие в трудах ряда сибирских ученых-эпосоведов.
В.Я.Пропп - первый из советских эпосоведов, привлекший якутский жанр олонхо для обоснования общей теоретической проблемы о происхождении героического эпоса. В главе, где ученый дает общую характеристику эпосу первобытнообщинного строя, мы легко прослеживаем мысли, в которых затрагиваются такие проблемы, как эпос р и миф, эпос и песня". Чрезвычайно интересно В.Я.Проппом рассматривается проблема взаимоотношения эпоса и мифа. По его высказыванию, в"чудовищных персонажах мифологии первоначально были воплощены хозяева стихий, образы которых с культурным и техническим прогрессом утратили необходимость и которые поэтому уничтожаются героями эпоса.
Академик В.М.Жирмунский развил дальше концепцию происхождения героического эпоса. Исследуя типологически-однотипные эпические культуры народов ряда регионов, и тюрко-монгольских, в частности, он пришел к существенному выводу о том, что олонхо стоит Прюпп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955, 4.1. Эпос в период разложения первобытнообщинного строя, с.34-35.
2 Там же, с.34. на архаической ступени эпического творчества и представляет богатырскую сказку. Анализ якутских сюжетов и образов дал ему основание утверждать, что в героическом эпосе этого народа много сказочных и мифологических элементов. Герой выступает защитником семей-но-родовых интересов"'".
Таким образом, акад. Жирмунский впервые дал четкую картину стадиального развития эпоса, где якутское олонхо занимает архаическую ступень, благодаря наличию в нем "живого бытования" таких жанров, как миф и сказка. Такая жанровая специфика олонхо позволила В.М.Жирмунскому определить его в жанровом отношении богатырской сказкой.
Детальное изучение проблемы взаимоотношения архаической формы эпоса с мифом и сказкой нашло освещение в трудах Е.М.Мелетинр ского . В главе "Богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири" Е.М.Мелетинский специально останавливается на различных научных концепциях относительно жанрового определения эпоса тюркских народов. В сущности своей,- разделяя точки зрения В.Я.Проппа и В.М.Жирмунского, которые определяют олонхо соответственно "дого-сударственным эпосом" и "богатырской сказкой",- он обобщает положения этих ученых, утверждая, что ".героический эпос сибирских тюрок . является примером эпоса, сложившегося в догосударствен-ный период. В силу этого исторические воспоминания в эпосе выступают в мифологической или сказочной форме и героический эпос как Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960, с.179, 207, 237-238, 257-258; Он же. Народный героический эпос. М.-Л; 1962, с.44, 270-274. о
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963, с.364.
• 10 жанр сохраняет черты синкретизма со сказкой."'''.
Среди якутских исследователей, занимавшихся изучением олонхо, можно назвать первых ученых Г.В.Ксенофонтова и А.Е.Кулаковр ского. В их трудах по якутской истории и этнографии , якутскому 3 языку и фольклору можно усмотреть глубокий научный интерес к героическому жанру олонхо и его исполнителям - олонхосутам. В книге "Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов" Г.В. Ксенофонтов дал биографии сказителей, а в работе "Ураангхай саха-лар", посвященной истории и этнографии якутов, впервые поставил вопрос о "хосунном" эпосе северных якутов, родственном народным историческим преданиям, но во многом близком и к олонхо.
Другой якутский исследователь А.Е.Кулаковский расширил круг исследований по олонхо, оставив ряд ценных сведений о его поэтическом языке и мастерстве исполнения олонхосутов, а также свои заметки о мифологической природе олонхо.
Однако подлинно научное и исторически аргументированное значение этого жанра мы находим в статьях П.А.Ойунекого. "Значение олонхо неизмеримо,-пишет он в одной из своих работ,- Олонхо определило мировоззрение древнего якута; оно же освещает нам и весь т
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники, М., 1963, с.364. р
Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. Изд.1. Иркутск, 1928;изд.2. М.,1930; его же. Хрестес. Шаманизм и христианство.Иркутск, 1929; его же. Ураангхай сахалар. Иркутск, 1937. о
Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск, 1923; его же. Якутские поговорки и поеловицы.Изд.2.Якутск, 1945;его же. Статьи и материалы по якутскому языку.Якутск, 1946. древним период жизни якута, его доисторию .
Такая историческая посылка стала возможной для ученого в результате углубленного изучения им языка, религии и мифологии своего народа. Эпическому жанру ученый посвятил специальное исследор вание "Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание" , где рассматривает героический эпос якутов как один из исторических источников к изучению материальной и духовной культуры якутского народа. В этом смысле представляются весьма обоснованными мысли Ф.Г.Сафронова, высказанные им в связи с этой работой. По его словам, в работе П.А.Ойунского, "исследуется в олонхо широкий круг вопросов, касающихся духовной и материальной культуры якутов: их космогонические представления, религиозные верования, празднество, культовые обычаи, мораль, вопросы семьи и брака, способы и средства лечения, погребальные обычаи, гостеприимство, предметы материальной культуры, способы строительства юрт, хотонов, изгородей, коновязи, обработка шкур и кожи, изготовление домашней утвари, орудий труда и охоты. В олонхо можно найти и сведения о социальном строе древних якутов, о личной и родовой мести, рабстве и т.д."^.
Значительный вклад в развитие якутской фольклористики внес своими трудами Г.У.Эргис. Его фундаментальное исследование "Очерки по якутскому фольклору" остается и поныне единственным, где впервые систематизированы все жанры якутского фольклора и сделана попытка некоторым из них дать научное определение. Эпическому
1 Ойунский П.А. Соч., т.7, с.194, Якутск, 1959. о
Сборник трудов исследовательского общества""Саха кэскилэ", вып. 1/4. Якутск, 1927, с.98-139. о
Полярная звезда, Якутск, 1968, № б, с.120-121. жанру олонхо он посвятил специальную главу, в которой изложил свои мысли и сформулированные на их основе некоторые теоретические положения. Практический опыт ученого, итогом которого явилось ранее изданное им олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", позволил ему придти также к определенному выводу по жанровой специфике олонхо. "Будучи самостоятельным жанром устного творчества якутского народа,- писал он, - олонхо включает в себя элементы других видов фольклора. В ялонхо в связи с развитием фабулы описываются обычаи, обряды, произносятся алгысы-заклинания и моления, употребляются пословицы, поговорки, крылатые слова. В олонхо много сказочных тем и мотивов, есть образы, сходные с персонажами исторических легенд и народных песен. Все эти элементы органически входят в состав олонхо и обрабатываются в духе и стиле большой эпической поэмы"*.
Следует сказать, что проблема жанровой специфики серьезно занимала Г.У.Эргиса. Исследуя якутскую сказку, он вновь обращается к жанровой особенности олонхо, освещая эту проблему в историографическом плане. При этом Г.У.Эргис стремился указать на ошибочность тех представлений о якутском эпосе, как о жанре, которые были обоснованы на смешении олонхо со сказкой. Поэтому, определяя жанр якутской сказки, Г.У.Эргис писал?"Своей тематикой, сюжетами и образами сказки отличаются также и от богатырского эпоса якутов. Различна и их форма. Олонхо в основном произведения стихотворные, при исполнении которых речи героев поются, а повествовательное описание передается иногда речитативом в быстром темпе. Сказка повествуется прозаической речью и рассказывается обычно т
Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974, с.203. без пения"*.
Следующая работа якутского ученого И.В.Пухова "Якутский ге2 роический эпос олонхо посвящена специальному рассмотрению основных образов. Интересующая нас проблема поставлена в статье о
И.В.Пухова "Сказка ;ши олонхо"0.
В последние годы в якутской фольклористике успешно решается проблема соотношения олонхо с общей типологией народного эпоса^. Труды Н.В.Емельянова дают науке конкретный материал для сравнительных выводов, разработки актуальных историко-типологических проблем и ключ для дальнейшей исследовательской работы в определении жанровой специфики олонхо.
Проблема жанровых особенностей якутского героического эпоса еще не была предметом специального исследования.
Выше мы пытались показать, как актуален этот вопрос в советской фольклористике. В данной диссертации мы ставим эту проблему и пытаемся ее осветить с позиций марксистско-ленинского учения о фольклоре. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974, с.212. 2
Пухов И,В. Якутский героический эпос олонхо. М., 1962. о
Пухов И.В. В кн.?Специфика фольклорных жанров. "Наука", Москва, 1973, с.256-267. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980; его же: Сюжеты ранних типов якутских олонхо, М., 1983. Значительным событием последних лет стали труды Г.М.Васильева, в которых разработаны вопросы якутского стихосложения в плане исторического развития поэзии ("Живой родник", Якутск, 1973; и "Якутское стихосложение", Якутск, 1965), а также работа В.В.Илларионова "Искусство якутских олонхосутов", Якутск, 1982.
Для исследования жанровых особенностей якутских олонхо представляют большой интерес труды известных ученых - фольклористов
М.О.Ауэзова ,, А.Х.Маргулана , К.М.Максетова , А.И.Уланова , М.П. с;
Хомонова и других, в которых приведены ценные опыты в исследовании жанровых особенностей эпических произведений тюркских и монгольских народов, с которыми якутские олонхо имеют историко-генетические связи.
Казахским фольклористам принадлежит приоритет в разработке типов носителей и создателей фольклора тюркских народов. В статье академика АН Каз.ССР А.Х. Маргулана раскрыты развитие акынства, преемственность в творчестве носителей и создателей казахского фольклора^*. Роль сказителей в системе эпической традиции тюрко Ауэзов М.О. "Мысли разных лет". Алма-Ата, 1961. р
Маргулан А. О характере и исторической обусловленности происхождения казахского эпоса. "Известия Казфилиала АН СССР", серия историческая, 1946, вып. II; о
Максетов K.M. Каракалпакский героический эпос, Ташкент,
1976; Уланов А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека), Улан-Удэ, Бурят.кн.изд. 1968; с
Хомонов М.П. Бурятский героический эпос Тэсэр". Эхирит -булагатский вариант. Улан-Удэ. Бурят.кн.изд. 1976. Маргулан М.Х. О носителях древней поэтической культуры казахского народа.- В кн.: М.О.Ауэзову, к его шестидесятилетию. Алма-Ата, 1969, с.70-89.
• монгольских народов исследуется Р.Бердибаевым*.
Новизна работы состоит в том, что она является первой работой в якутской фольклористике по изучению жанровых особенностей олонхо в комплексном плане. Б работе ставятся следующие задачи: выявить связь народного эпоса с другими жанрами национального фольклора; исследовать образы и сюжетно-композиционную специфику олонхо, поэтику героического эпоса; охарактеризовать роль и место отдельного творца-олонхосута, его индивидуального стиля и творческого мастерства в процессе развития эпического жанра.
Тема диссертации входит в научно-исследовательский план Института языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР "Эпическое творчество народов Якутии".
Работа состоит из введения, четырех глав, заключений и списка использованной литературы.
Бердибаев Р. Роль сказителей в системе эпической традиции тюрко-монгольских народов.- Сов.тюркология, 1979, № 3, с.20-24; Он же. Искусство сказителей. Алма-Ата, 1980. Текст на каз.яз.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 111 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz