Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Зрительное опознание у младших школьников с разным стилем когнитивной деятельности. Петренко, Надежда Евгеньевна бесплатно
5:59 AM
Скачать Зрительное опознание у младших школьников с разным стилем когнитивной деятельности. Петренко, Надежда Евгеньевна бесплатно

Зрительное опознание у младших школьников с разным стилем когнитивной деятельности

Диссертация

Автор: Петренко, Надежда Евгеньевна

Название: Зрительное опознание у младших школьников с разным стилем когнитивной деятельности

Справка: Петренко, Надежда Евгеньевна. Зрительное опознание у младших школьников с разным стилем когнитивной деятельности : диссертация кандидата биологических наук : 19.00.02 Москва, 2004 154 c. : 61 04-3/689

Объем: 154 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
11 СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В СВЯЗАННЫХ С СОБЫТИЕМ ПОТЕНЦИАЛАХ (ССП)
111 Структурная организация процесса зрительного восприятия
112 Временная организация процесса зрительного восприятия
12 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
13 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ
22 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
221 Методика определения стиля когнитивной деятельности
222 Исследование классификации зрительных изображений
2221Модель эксперимента
2222 Экспериментальная процедура
2223 Регистрация вызванной активности
223 Обработка ЭЭГ данных
2231 Первичная обработка данных
2232 Вторичная обработка данных
2233 Статистическая обработка данных
31 ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКЦИИ ВЫБОРА ИЗОБРАЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СТИЛЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
32 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
41ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ СТИЛЕМ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
42 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
5Л) ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ССП ПРИ КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
52 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВбЛ^ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ 7-8 И 9-10 ЛЕТ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
611 Вызванная активность различных областей коры при классификации изображений у рефлексивных и импульсивных детей 7-8 лет
612 Вызванная активность областей коры при классификации изображений у рефлексивных и импульсивных детей 9-10 лет
62 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
71 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АНАЛИЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ У РЕФЛЕКСИВНЫХ И
ИМПУЛЬСИВНЫХ ДЕТЕЙ 7-8 и 9-10 ЛЕТ
711Нейрофизиологические механизмы анализа дополнительной информации у рефлексивных и импульсивных детей 7-8 лет
712 Нейрофизиологические механизмы анализа дополнительной информации у рефлексивных и импульсивных детей 9-10 лепи—
72 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Введение:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Актуальность данного исследования определяется необходимостью дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка, опирающегося на его индивидуальные особенности, обусловленные психофизиологическими характеристиками, и в частности спецификой обработки сенсорной информации.
Согласно современным представлениям, восприятие является активным процессом и осуществляется как сложный системный акт, в который включены различные специализированные структуры головного мозга, от подкорковых центров до проекционных и ассоциативных областей коры, взаимодействующие между собой (Т.Г.Бетелева, Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер., 1977). Процесс восприятия обеспечивает анализ и обработку поступающей информации, на основе которой создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт человека и формируется его познавательная деятельность, а так же мышление и сознание. Познавательная деятельность на разных этапах онтогенеза определяется степенью зрелости и характером взаимодействия обеспечивающих ее структур мозга. Имеющиеся онтогенетические данные (Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер, 1999; Д.А.Фарбер и др., 2000; Д.А.Фарбер, 2003) свидетельствуют о том, что нейронные сети, лежащие в основе обеспечения психических процессов, развиваются постепенно и гетерохронно. Следствием этого гетерохронного развития является специфика функциональной организации мозговых систем на каждом этапе онтогенеза.
Возрастные особенности нейрофизиологических механизмов приема и переработки информации достаточно хорошо изучены как при нормальном ходе онтогенеза (Т.Г.Бетелева, Н.В.Дубровинская, Д.А.Фарбер, 1977; Д.А.Фарбер и др., 2000; Т.Г.Бетелева, 1983), так и при нарушении психического развития (М.Н.Фишман, 1989, 2003; М.Н.Фишман и др., 1996). Данные исследования позволили уточнить имеющиеся представления о функциональных характеристиках ответов коры головного мозга и об отражении в параметрах ССП динамики становления системной организации областей, участвующих в анализе зрительного стимула.
Кроме возрастных особенностей на восприятие информации существенное влияние оказывают индивидуальные особенности. Одной из таких особенностей является стиль познавательной деятельности (когнитивный стиль). К настоящему времени в психологии индивидуальных различий описано более десятка различных подходов к определению когнитивных стилей, среди которых основными являются: полезависимость поленезависимость (H.A.Witkin et all, 1962) и импульсивность -рефлексивность (J.Kagan et all, 1964). Параметр импульсивность — рефлексивность введен при изучении индивидуальных особенностей принятия решений в ситуации неопределенности, когда необходимо осуществить идентификацию изображения, совпадающего с одновременно предъявляемым образцом в ситуации альтернативного выбора. По скорости и точности опознания изображений, идентичных образцу, испытуемые подразделяются на рефлексивных, выполняющих задание медленно и точно, и импульсивных, работающих быстро и часто неточно.
Особенности познавательной деятельности, в том числе и когнитивный стиль, зависят, прежде всего, от особенностей обработки сенсорной информации, селекции и выделения ведущих признаков, контроля за осуществлением ответной реакции (T.Zelniker, WJeffrey, 1976, 1979; T.Zelniker et all, 1977). Электрофизиологические корреляты индивидуальных особенностей зрительного восприятия детей остаются мало изученными. Событийно-связанные потенциалы давно и результативно используется в изучении механизмов получения и переработки информации, лежащих в основе восприятия. Известно, что вызванные потенциалы человека отличаются высокой индивидуальной специфичностью и устойчивостью своих параметров (Т.М.Марютина, 1988). Представляется перспективным использование данного метода для изучения нейрофизиологических механизмов переработки информации, лежащих в основе стилей когнитивной деятельности.
Период 7-8 лет является крайне важным этапом в развитии ребенка. Л.С.Выготский (1960) рассматривал его как переломный период (кризис 7 лет), когда происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, закладываются основы учебной деятельности и мотивы учения. К началу систематического обучения в школе существенные прогрессивные преобразования претерпевают и нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие формирование познавательной деятельности (М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, 2000). Это, прежде всего, относится к организации системы восприятия, что позволяет рассматривать этот этап развития как крайне важный для совершенствования информационных процессов, составляющих базу когнитивной деятельности. (Т.Г.Бетелева, 1983; Д.А.Фарбер, Н.В.Дубровинская, 1988, 1991). К концу младшего школьного возраста, 9-10 годам, по мере структурно-функционального созревания головного мозга, совершенствуются нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе высших психических процессов, возрастают функциональные и адаптационные возможности детей, и еще не проявляется специфика пубертатных изменений, отражающаяся на биоэлектрической активности мозга (Д.А.Фарбер и др., 1990; Д.А.Фарбер, Н.В.Дубровинская, 2000).
Таким образом, в возрастном диапазоне от 7-8 к 9-10 годам, происходят не только количественные, но и существенные качественные преобразования структурно-функциональной организации мозга, что является основанием к изучению в данном исследовании именно этих возрастных групп.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА:
На основе представлений о системной организации интегративной деятельности мозга можно предположить, что специфика механизмов переработки информации у детей с различным стилем когнитивной деятельности найдет отражение в вызванных ответах коры больших полушарий на предъявление зрительных задач — «связанных с событием потенциалов» (ССП).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей системной организации мозга при зрительном восприятии у детей младшего школьного возраста с разными стилями когнитивной деятельности. >
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Определить особенности стиля когнитивной деятельности у младших школьников (7-10 лет) на основании показателей скорости и точности опознания изображений в ситуации неопределенности и выявить возрастную динамику этих показателей у детей с разными когнитивными стилями.
2. Выявить возрастные изменения показателей успешности классификации изображений разной степени сложности у детей 7-10 лет с разными стилями когнитивной деятельности.
3. На основании анализа связанных с событием потенциалов (ССП) различных областей коры выявить возрастную динамику функциональной организации мозга при зрительном опознании у младших школьников с разными стилями когнитивной деятельности.
4. На основании анализа связанных с событием потенциалов (ССП) различных областей коры выявить особенности функциональной организации мозга при опознании зрительных стимулов разной степени сложности у детей 7-8 и 9-10 лет с разными стилями когнитивной деятельности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Психофизиологические и электрофизиологические показатели переработки зрительной информации у детей 7-8 и 9-10 лет с разными стилями когнитивной деятельности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Функциональная организация мозга в процессе зрительного восприятия стимулов разной степени сложности у детей 7-8 и 9-10 лет с импульсивным и рефлексивным стилем когнитивной деятельности и у детей не имеющих выраженной импульсивности /рефлексивности.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
В ходе исследования получены новые данные, свидетельствующие о различии механизмов обработки зрительной информации у детей с разными стилями когнитивной деятельности. Анализ ССП при классификации изображений разной степени сложности выявил различие в скорости выделения разделительного признака у групп импульсивных и рефлексивных детей. Было показано, что на заключительных стадиях классификации изображений на основании, одного разделительного признака у импульсивных детей превалирует операция принятия решения, а у рефлексивных - анализа полученной информации.
Впервые в электрофизиологическом эксперименте показано, что дополнительная информация, включенная в опознаваемое изображение, у рефлексивных детей анализируется параллельно с основным разделительным признаком; у импульсивных детей наличие в стимуле дополнительной информации приводит к слиянию основного и дополнительного признака, усложняя его и требуя дополнительного анализа с вовлечением лобной области коры левого полушария.
Впервые была выявлена зависимость характера возрастных изменений параметров ССП от стиля познавательной деятельности ребенка. Было показано, что у детей основной группы и у рефлексивных детей с возрастом совершенствуются заключительные стадии операции опознания, связанные с принятием решения, а у импульсивных детей - поздние этапы обработки информации. У импульсивных детей с возрастом также происходит существенная перестройка вовлечения лобных областей в процесс классификафии изображений. Получены новые данные о возрастных изменениях представленности импульсивных и рефлексивных детей в общей выборке в период от 7-8 к 9-10 годам, которые свидетельствуют, что импульсивность в значительной мере связана с возрастными особенностями функциональной организации мозга.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Теоретическая значимость представленного исследования состоит в выявлении нейрофизиологических механизмов, определяющих возрастную и индивидуальную специфику зрительного восприятия у детей с разными стилями когнитивной деятельности в младшем школьном возрасте. Результаты исследований показывают существенные различия механизмов зрительного восприятия у рефлексивных и импульсивных детей, отражающиеся в компонентном составе ССП на зрительные стимулы, при классификации которых используется различное количество содержащейся в них информации. Результаты исследования свидетельствуют, что возрастные изменения системной организации мозга при зрительном восприятии у импульсивных и рефлексивных детей, в младшем школьном возрасте отличаются направленностью и локализацией, что может свидетельствовать о различной степени зрелости мозговых структур у импульсивных и рефлексивных детей в возрасте 7-8 лет. Эти данные способствуют пониманию нейрофизиологических механизмов, определяющих стиль когнитивной деятельности.
Полученные данные о различиях в организации перцептивных процессов у детей с разным стилем когнитивной деятельности свидетельствуют о необходимости индивидуального подхода к обучению детей на начальных этапах школьного обучения.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Нейрофизиологические механизмы анализа зрительной информации у детей с разными стилями когнитивной деятельности различны. Импульсивные дети, в сравнении с рефлексивными, характеризуются менее зрелым типом функциональной организации коры больших полушарий в процессе выполнения зрительных перцептивных заданий.
2. Возрастная динамика системной организации зрительного восприятия у младших школьников определяется формированием нейрофизиологических механизмов лежащих в основе различных операций зрительного восприятия.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ: Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на конференции молодых ученых, организованной Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии (Москва, 2003); на конференции молодых ученых, Института возрастной физиологии РАО (Москва. 2003); на Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок» (Архангельск, 2003); на Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функциологии и их место в практике образования» (Самара, 2003); на XVIII съезде физиологического общества имени И.П.Павлова (Казань, 2001).
Методические вопросы, результаты анализа материала, основные выводы работы обсуждались на заседаниях лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Диссертационная работа изложена на 154 страницах машинописного текста и включает введение, обзор литературы, методические аспекты исследования, пять глав, в которых приводятся результаты экспериментальной работы и их обсуждение, выводы, список литературы (131 отечественных и 129 зарубежных источников) и 12 приложений. Диссертация иллюстрирована 17 рисунками, содержит одну таблицу.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 143 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz