Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 6 » Скачать Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов : на примере спецкурса Комплексный бесплатно
9:51 PM
Скачать Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов : на примере спецкурса Комплексный бесплатно
Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов : на примере спецкурса "Комплексный анализ художественного текста"

Диссертация

Автор: Витошко, Мария Ивановна

Название: Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов : на примере спецкурса "Комплексный анализ художественного текста"

Справка: Витошко, Мария Ивановна. Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов : на примере спецкурса "Комплексный анализ художественного текста" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Витошко Мария Ивановна; [Место защиты: Тольяттин. гос. ун-т] Тольятти, 2007 228 c. : 61 07-13/2277

Объем: 228 стр.

Информация: Тольятти, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
11 Проблемы современного профессионального филологического образования
12 Теоретико-методологические и модель основы компетентностного профессиональной образования формирования компетентности специалиста-филолога
13 Текстовая компетенция деятельности как возможность реализации интегративной студентов филологических специальностей вузов: ее составляющие и область применения
14 Комплексный анализ художественного текста как способ формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов
Выводы по первой главе
Глава
II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦКУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
21 Проектирование содержания специального курса «Комплексный анализ художественного текста» Технологические этапы и методическое обеспечение введения комплексного анализа художественного текста
2 «Комплексный анализ художественного текста» как интегративный специальный курс
23 Постановка процесса опытно-экспериментального обучения
24 Обобщенные результаты опытно-экспериментальной апробации курса «Комплексный анализ художественного текста»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНПОЙ

Введение:

Актуальность исторического международного вузовского качественного исследования. ознаменован Современный расширением период границ развития и межкультурного общения, повышением статуса значимости получения роли новых образования, высшего увеличением образования, возрастанием педагогических технологий. Данные процессы обусловлены социальноэкономическими и культурными изменениями в современном обществе, а уровень развития общества, как известно, зависит от состояния высшего образования. Рубеж XX-XXI веков ознаменован ростом влияния науки на развитие человека, от которого требуется глубокая профессиональная подготовка. Интеллектуальные ресурсы страны важны не менее природных, а интеллект формируется преимущественно системой образования. Одним из важных направлений современного профессионального образования является интеграция профессиональной подготовки студентов и формирование у них фундаментальных профессиональных компетенций. Сегодня, когда требования к общекультурному уровню развития человека многократно возрастают, потребность практики и необходимость его более успешной социальной адаптации обусловливают актуальность более качественной подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности. Проблема соответствия знаний, умений и навыков, которые получает молодой специалист по окончании профессионального заведения, требованиям, предъявляемым к нему при устройстве на работу, стала остро актуальной в условиях избытка предложения рабочей силы на рынке труда. Новые социально-экономические условия требуют радикальных изменений в организации системы подготовки профессионалов разного уровня. В современном обществе повысились требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием, изменились критерии подготовки студентов, что потребовало обновления содержания, форм и методов процесса обучения в высших учебных заведениях. От интеллектуальных, нравственных качеств, профессиональной и общей культуры специалиста зависит процесс становления гармонично развитой личности и профессионала. В настоящий момент образования всё более как возрастает необходимость творческой использования механизма развития личности, её индивидуальных возможностей, в связи с чем повышается культурообразующая роль высшего учебного заведения. Для этого должен сформироваться специалист, способный выступать как носитель и распространитель культуры, что предполагает наличие широкой профессиональной компетентности. В последнее время актуальным направлением в педагогике стало компетентностно-ориентированное образование, которое предполагает создание такой образовательной среды, которая могла бы обеспечить формирование у студентов профессиональной компетентности на основе различных компетенций. Различные аспекты компетентностно-ориентированного образования исследуются в работах В.В. Башева, Л.М. Долговой, В.А. Кальней [253], Е.Я. Когана, Т. Орджи, А.А. Пинского, Дж. Старк, Дж. Стретча, И.Д. Фрумина, К. Хиттон, М. Холстед, О.В. Чураковой, СЕ. Шишова [253], Б.Д. Эльконина [258, с. 171], но его целостная система ещё не создана, как и не упорядочены её научные дефиниции. Понятие «компетентностное образование» впервые введено в США и основано на опыте работы выдающихся учителей. Особую актуальность компетентностное образование приобретает в ситуации так называемого информационного взрыва. Несмотря на очевидную актуальность тема компетентностно-ориентированного образования на сегодняшний день мало исследована, а вопросы о природе, статусе, составляющих и механизмах компетентности продолжают оставаться актуальными и служат предметом научных дискуссий. Все это существенно тормозит развитие и снижает уровень профессионального образования, и, в частности, профессионального образования. Следует сказать, что проблема филологического образования на основе компетентностного подхода поставлена в педагогической филологического практике недавно. Основой подготовки студентов-филологов становится в наши дни формирование у них профессиональной специальной компетентности, которая состоит из единения различных компетенций. В настоящее время компетенция рассматривается как общая готовность человека установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения поставленной проблемы [258, с. 38]. Компетентность полученных деятельности знаний. на это Она способность предполагает действовать опыт знаний, на основе самостоятельной сформированных основе универсальных умений и навыков [258, с. 47]. Профессиональная филологическая компетентность выпускников филологических специальностей вузов включает знания, умения, навыки, опыт и практическую деятельность, которые формируются в ходе интегрированного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Такая интеграция позволяет значительно улучшить и углубить работу студентов-филологов, особенно их основную практическую деятельность работу с текстом, в частности, с текстом художественным.Условиями являются, в формирования очередь, филологической компетеитности условия: первую психолого-педагогические гуманизация и гуманитаризация образования в вузе, преемственность, непрерывность саморазвитие, образования, повышение переход развития в творческое образования, будущего общепедагогического совершенствование профессионально-личностное специалиста-филолога. Исследуемая проблема актуализирована в научной литературе, но подход, рассматриваемый в работе, остался вне исследовательского поиска и сохраняет новизну постановки в силу следующих недостатков: недостаточная ориентированность традиционного образования на формирование гармонично развитой личности и профессионала; системно не сформированная у выпускников вузов профессиональная компетентность как интегративная целостность, образованная посредством развития необходимых компетенций, в том числе и у студентов филологических специальностей; недостаточная готовность преподавателей вузов формировать профессиональную компетентность у студентов; отсутствие методического обеспечения описываемого образовательного процесса. В результате анализа теоретической литературы и практической деятельности преподавателей были выявлены противоречия между: требованиями к уровню и профессиональной системно не компетентности сформированной специальностей специалистов-филологов компетентностью вузов; соблюдением выпускников филологических преемственности между различными этапами моделями в рамках системы подготовки филолога в контексте непрерывного профессионального развития качественностью научно-методического обеспечения студентов, как и использования адекватных средств обучения; традиционной системой профессиональной филологической подготовки студентов, выстраиваемой на основе овладения базой профессиональных знаний, и необходимостью создания новой системы подготовки, направленной на развитие и саморазвитие личности студента, его интеллектуальных и творческих решение способностей, обеспечивающих самостоятельное практических профессиональных задач. Вышеуказанные научную проблему: и противоречия какими позволили быть сформулировать методологические, подходы к должны теоретические практикоориентированные образовательному процессу на филологических факультетах вузов, как качественно технологии, компетенции. В соответствии с поставленной проблемой определена тема исследования: «Методика формирования профессиональной усовершенствовать чтобы сформировать его у содержание, студентов структуру и профессиональные филологической компетентности студентов вузов (на примере спецкурса «Комплексный анализ художественного текста»)». Цель исследования повышение качества вузовской подготовки будущих специалистов-филологов путем проектирования и реализации модели формирования профессиональной филологической компетентности студентов и ее технологии средствами специального курса «Комплексный анализ художественного текста» и введением в учебный процесс текстовой компетенции. Объект исследования процесс профессиональной подготовки студентов филологических специальностей вузов.Предмет обеспечение исследования формирования у содержание методическое текстовой студентов-филологов компетенции как базовой для их профессиональной компетентности в ходе комплексного изучения художественного текста. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование профессиональной филологической компетентности студентов в вузе будет качественно обеспечено, если: создать модель формирования профессиональной компетентности на основе компетентностного подхода; вычленить из такого целостного системно-структурного образования, как филологическая компетентность, текстовую качестве ее базовой составляющей; определить содержательное наполнение и технологию введения в учебный процесс текстовой компетенции; разработать, апробировать и внедрить в образовательную практику специальный интегрированный текста» курс «Комплексный анализ для компетенцию в художественного в качестве системообразующего выведения профессиональной подготовки студентов филологических специальностей вузов на уровень современных требований, В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы задачи, для решения которых было необходимо: на основе анализа философской, психологической, педагогической и методической литературы раскрыть сущностное значение профессиональной филологической компетентности и составляющих ее компетенций, в частности, по анализу художественного текста; определить специфические умения, необходимые студентам- филологам для формирования их профессиональной компетентности в процессе изучения художественного текста; разработать студентов и реализовать филологических модель процесса формирования у вузов их специальностей профессиональной компетенции интегрированной лингво-литературоведческой интегрированного курса на основе специального «Комплексный анализ художественного текста»; создать педагогические условия для обеспечения качества организуемого результата; процесса обучения и достижения планируемого проверить эффективность разработанного и внедрённого в учебную практику подхода в ходе опытно-экспериментальной работы. Методологическую основу исследования составляют: общефилософский подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, их преемственности в процессе непрерывной профессиональной подготовки студентов, динамика общего, отдельного и единичного; диалектический метод научного познания как основа научной педагогики; положения отечественной и зарубежной философии о единстве теории и практики (Г. Гадамер [63], Ф. Шлейермахер [267]); положения культурологического и личностно-деятельностного подходов к профессиональному образованию (В.И. Андреев [10], В.А. Кан-Калик [110], В.А. Сластенин [178]); общетеоретические положения психологии личности (Л.С. Выготский [61, 62], А.Н. Леонтьев [135], А.В. Петровский [267], С П Рубинштейн [200]); системный подход и такие его признаки, как целостность, взаимосвязанность и связь со средой, а также принципы структурирования содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (Л.К. Латышев [132, 133], Б.А. Лапидус [177]); теоретические положения компетентностного подхода (П.П. Борисов [42], И.А. Зимняя [100], Л.А. Петровская [180]); теоретические и практические исследования в области филологии (И.В. Арнольд [14], Т.М. Балыхина [20], Т.Г. Браже [43], В.В. Виноградов [54], М.Л. Гаспаров [67], Т.А. ван Дейк [84], Н.Н. Миронова [161], Ю.Г Нигматуллина [165], A.M. Пешковский [60], Г.Н. Тараносова [220, 222], В.И. Тюпа [228,229], Н.М. Шанский [249], Л.В. Щерба [255,256,257]). Методология и задачи исследования определили его содержание и выбор наиболее эффективных теоретических методов в сочетании с опытно-экспериментальной работой: теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, литературоведению, языка, русской и отечественного и лингвистике, методике зарубежной литературы; преподавания русского изучение и анализ зарубежного опыта формирования профессиональной компетентности; концептуальный анализ диссертационных работ по теме исследования; наблюдение и обобщение эмпирического материала по подготовке студентов филологических специальностей; отбор учебного материала художественных текстов; тестирование и беседы со студентами и преподавателями; формирующий экспериментальные методы эксперименты); (констатирующий и обработка математическая статистических данных. Опытно-экспериментальной институт Тольяттинского базой явились Гуманитарный университета, государственного Тольяттинский филиал Международного института рынка. Волжский университет имени В.Н. Татищева. Исследование проводилось в три этапа в течение пяти лет. На первом этапе (2002 2003 гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала, проводились первичные наблюдения, изучался опыт обучения студентов филологических специальностей в вузах, формировалась основная концепция исследования, а также осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме данного исследования. На втором этапе (2003 2004 гг.) определялись теоретикометодологические основы проектирования технологии формирования профессиональной компетентности студентов филологических специальностей вузов, уточнялись цели и задачи работы, а также гипотеза исследования, разрабатывалось содержание и методы работы, проектировалась филологической интегрированного модель формирования на профессиональной специального художественного компетентности курса основе анализ «Комплексный текста», разрабатывалось содержание и методы работы, проводился констатирующий эксперимент. На третьем этапе (2004 2007 гг.) опытно-экспериментальном вносились коррективы в содержание работы, в выбор форм, методов, средств реализации технологии формирования студентов. проверка профессиональной данном этане филологической проводилась компетентности На экспериментальная выдвинутой гипотезы исследования, выявлялась эффективность разработанной технологии и проводилась апробация полученных в исследовании выводов, а также подводились формирования итоги опытно-экспериментальной апробации модели профессиональной филологической компетентности студентов филологических специальностей вузов. В течение этого периода публиковались материалы исследования и завершалось литературное оформление диссертации. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: впервые создана модель обучения студентов-филологов на основе компетентностного подхода с включением текстовой компетенции.что обеспечивает результативность процесса формирования их профессиональной филологической компетентности в целом; представлен авторский подход к интерпретации художественного текста, реализация которого направлена на приобретение студентами текстовой компетенции важнейшей составляющей профессиональной компетентности специалиста-филолога; разработана методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов, включающей текстовую компетенцию, на основе спецкурса «Комплексный анализ художественного текста». Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: образование студентов-филологов на вузовском этапе представлено в контексте компетентностно-ориентированного обучения как доминантного; исследованы и оформлены в качестве обобщений и выводов основы формирования профессиональной компетентности студентов- филологов в области изучения художественного текста; теоретически специального аргументирована интегрированного целесообразность курса «Комплексный введения анализ художественного текста» в учебный процесс подготовки студентовфилологов, разработано его содержательное наполнение. Практическая зиачимость работы заключается в том, что выделены и классифицированы компетенции студентов-филологов, необходимые филологической для формирования их профессиональной на изучение компетентности, направленные художественного текста; разработана, инновационная филологической экспериментально технология апробирована и внедрена формирования у студентов профессиональной филологических компетентности специальностей вузов посредством спецкурса «Комплексный анализ художественного текста» и введением текстовой компетенции; выявлены и классифицированы специфические умения и навыки студентов при работе с художественным текстом как базовые для формирования системообразующей составляющей профессиональной филологической компетентности текстовой компетенции; создан, апробирован «Комплексный и внедрен в учебный процесс текста» спецкурс как анализ художественного системообразующий для: 1) формирования текстовой компетенции студентов, 2) обеспечения сформированности компетентности, у и, них как профессиональной филологической следствие, 3) развития общей профессиональной культуры студентовфилологов. Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается использованием в качестве фундамента исследования основных теоретических положений педагогики, психологии, филологии, методики обучения русскому языку проблемы в целостном и литературе; рассмотрением процессе; комплексным образовательном использованием методов исследования, адекватных его целям и задачам и направленных на проверку гипотезы; решением поставленных задач; практической репрезентативностью результативностью эксперимента, опытных объёма выборок и значимостью данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы. Апробацня и внедренне результатов исследования. Результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных и всероссийских научно-практических конференциях Тольяттинского государственного университета, международной научно-практической конференции «Наука и практика. Диалоги нового века.» (г. Набережные Челны), отдельные положения диссертации представлены в виде докладов на всероссийских научных конференциях в гг. Тольятти, Димитровград, Самара и Пенза, отражены в публикациях автора и внедрены в учебный процесс Тольяттинского государственного университета, Тольяттинского филиала Международного рынка и Волжского университета им. В.Н. Татищева. На защиту выносятся: совокупность психолого-педагогических условий введения института компетентностно-ориентированного подхода в практику вузовского образования филологов, имеющего своей целью формирование их профессиональной филологической компетентности и, прежде всего, текстовой компетенции; совокупность теоретических основ и положений, а также модель формирования профессиональной филологической компетентности у студентов филологических специальностей вузов; методическое профессиональной обеспечение процесса формирования компетентности студентов-филологов, системообразующим фактором которого является развитие текстовой компетенции, проявляющейся в комплексном анализе художественного текста; специальный интегрированный текста» курс «Комплексный способ анализ художественного как действенный повышения подготовки специалистов-филологов на этапе вузовского образования. Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 274 наименований, 2 приложений, содержит 11 рисунков и 2 таблицы. Общий объём диссертации составляет 228 страниц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 110 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz