Воскресенье, 2024-06-23
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 10 » Скачать Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и бесплатно
9:00 PM
Скачать Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и бесплатно
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и профилактики : Предупреждения

Диссертация

Автор: Белик, Юлия Святославовна

Название: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и профилактики : Предупреждения

Справка: Белик, Юлия Святославовна. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и профилактики : Предупреждения : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 Екатеринбург, 2004 187 c. : 61 05-12/246

Объем: 187 стр.

Информация: Екатеринбург, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Историко-правовая и сравнительная характеристика норм о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
§ 1 Эволюция уголовно-правовых норм об угоне и неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения в советский и постсоветский периоды
§ 2 Сравнительная характеристика; норм об угоне транспортных средств: в российском и зарубежном законодательстве
Глава 2 Уголовно-правовая: характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
§ 1 Объект и предмет неправомерного завладения' автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения32'
§ 2 Объективная сторона неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения46
§ 3 Субъективные признаки неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
§ 4 Квалифицированные виды угона автомобиля или иных транспортных средств оез цели хищениям
§ 5 Отграничение неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения от смежных составов преступлений
Глава 3 Предупреждение угонов автомобилей или иных транспортных средств без цели хищения 106 <
§ Г Причины и условия, способствующие совершению неправомерного завладения : автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
§ 2 Криминологическая характеристика, неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и лиц, их совершивших
§ 3 Предупреждение совершения угонов транспортных средств

Введение:

Актуальность темы исследования. В условиях перехода российского общества к рыночным; отношениям, отказа от командно-административной системы управления существенно возрастает значение: реализации конституционных норм, гарантирующих защиту прав собственников (граждан, организаций, государства).
Выполняя охранительную функцию, действующий Уголовный кодекс РФ (ст.2), обеспечивает защиту собственности от преступных посягательств. В решении указанной задачи важную; роль имеет эффективная борьба с таким противоправным деянием, как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
Охрана права; собственности, предполагает равную защиту всех правомочий собственников и всех видов собственности. Однако на практике данная* функция в полной мере не выполняется. В частности, не получает должной защиты право владения автотранспортными средствами.
Актуальность рассмотрения данной проблемы в настоящее время особенно возрастает в связи с развитием автомобильного транспорта как в мире, так и в России, о чём свидетельствует тот факт, что личные автомобили из предметов роскоши переходят в предметы ежедневного пользования. Увеличивается число автовладельцев, многие из них стали использовать автотранспорт и другие транспортные средства в предпринимательской деятельности. Отмечается рост стоимости автомобилей, так как большую часть автомобильного парка составляют машины иностранного производства. Всё это привело к резкому увеличению числа посягательств на транспортные средства.
Так, в Свердловской области в 2003 году было зарегистрировано 2977 преступлений; связанных с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. За период с 1999 по 2003 годы прирост этого вида преступлений составил +277%'. По городу Екатеринбургу прирост составил +705%. В сложившейся' обстановке особую важность приобретает разработка новых мер предупреждения этого преступления и, в частности, изменение уголовно-правовой нормы об угоне.
Проблемы ответственности за угон автомототранспортных средств освещались в ряде отечественных диссертационных исследований по уголовному праву: В.И. Егоров «Ответственность за угон автотранспортных средств по советскому уголовному праву» (1978 г.), В.А. Лихолая «Уголовно-правовая борьба с угоном транспортных средств» (1978 г.), И.Н. Гагарин «Некоторые вопросы ответственности за угон автомототранспортных средств» (1986 г.), А.В. Арендаренко «Угон транспортных средств (уголовно-правовой и криминологический аспекты)» (1991 г.), Ю.А. Панова «Уголовно-правовые меры борьбы с неправомерными завладениями автотранспортными средствами» (1997 г.), О.В. Фунин «Неправомерное завладение автомобилем» или иным транспортным средством без <% f цели хищения (уголовно-правовой и криминологический аспекты)» (1999 г.)
Отдельные вопросы об особенностях уголовной ответственности за угон автомототранспортных средств, находили своё обсуждение в работах таких авторов, как: Н.Н. Афанасьев, А.И. Бойцов, А.В. Галахова, В:К. Глистин, Т.М. Грекова, А.В. Грошев, М.А. Ефимов, П.В; Замосковцев, А.Ф. Зеленский, Н:Г. Иванов, В.Е. Квашис, JI.M. Кисилевская, А.И. Коробеев, Б.А. Куринов, Т.А. Левинова, В.В. Мальцев, Э.К. Набиев, Е.А. Нагаев, З.А. Незнамова, В.П. Пантелеев, Б.В. Петухов, Н.М. Свидлов, А.С. Сенцов, С.В; Скляров,
В.М. Хомич, Д.В. Федоткин и некоторых других.
Однако, все исследования, которые проводились в этой области, в основном касались составов преступлений, предусмотренных ст. 2121 и ст. 148'УК РСФСР.
1 Информационный центр ГУВД Свердловской области.
Действующие сейчас нормы об угоне существенно отличаются от всех ранее существовавших, также требуют анализа изменения; внесенные; в ст. 166 УК РФ 8 декабря 2003 года1.
В настоящее: время существуют пробелы в законодательстве, связанные с несоответствием санкций за кражу,, разбой и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения,, действует Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности- движения и эксплуатации; транспортных средств, а также с их, неправомерным завладением без цели хищения» (ст.ст. 211,2112, 1481 УК РСФСР).
Практическая необходимость исследования состава угона транспортных средств без цели хищения обусловлена проблемами квалификации действий лиц, совершающих эти преступления. Отсутствуют единство мненийi по поводу сущности «неправомерного завладения5 транспортным средством», момента окончания преступления, содержания предмета угона; отграничения > неправомерного завладения от иных смежных составов преступлений: хищений, самоуправства, хулиганства и др.
В современный период угоны транспортных средств стали предшествовать совершению более тяжких: преступлений, таких как: терроризм,, убийство, вымогательство и. др. Просматривается тенденция совершения этих преступлений организованными преступными транснациональными группами, в связи с чем, научная разработка комплекса мер по их предупреждению имеет не только теоретическое, но, прежде всего, практическое значение. Кроме того, существует необходимость разработки новых, современных мер предупреждения неправомерных завладений транспортными средствами.
1 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 16 декабря.
Совершенствование конструкции состава ст. 166 УК РФ, повышение уровня профилактических мероприятий среди: населения и юридических лиц позволит усилить борьбу с этим видом преступлений.
Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование совокупности теоретических положений в сфере уголовного права и криминологии, направленных на совершенствование действующей уголовно-правовой нормы о,- неправомерном завладении: автомобилем или иным транспортным средством; без цели хищения, рассмотрение особенностей квалификации таких противоправных деяний; изучение причин и условий, способствующих их совершению и подготовка на этой основе рекомендаций: по предупреждению преступлений против собственности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: теоретическое обоснование объекта, преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ; рассмотрение сущности предмета анализируемого противоправного деяния; изучение признаков состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ; толкование квалифицирующих признаков неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; выработка практических рекомендаций по особенностям квалификации такого рода противоправных деяний, отграничения их от смежных составов преступлений; криминологическая характеристика неправомерных завладений автомобилем или, иным транспортным > средством без цели хищения, а также лиц, их совершивших; выявление основных причин и условий, способствующих совершению угонов; разработка и внесение предложений по совершенствованию уголовно-правовой нормы о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным; средством без цели хищения и предупреждению : совершения этих преступлений.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения по охране права владения, пользования и распоряжения автомобилем: или иным транспортным средством.
Предметом исследования является комплекс уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); опубликованная и неопубликованная практика их применения. Проанализировано? отечественное уголовное законодательство, в различные исторические периоды регулировавшее ответственность за угон транспортных средств без: цели хищения, и: уголовное законодательство г зарубежных стран. Кроме того, в предмет исследования вошли правоприменительная практика, статистические данные о применении ст. 166 УК РФ, а также постановления Пленумов Верховного Суда РСФСР и РФ.
Теоретическую основу исследования < образуют работы отечественных щ учёных юристов в области уголовного, гражданского права.и криминологии, а также истории, философии права и других наук. В своих исследованиях диссертант опирался на научные труды таких авторов, как: А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, Ю.Д. Блувштейн, П.С. Дагель, Д;В: Дождев; Т.И; Илларионова, И.Я. Козаченко, Н.Ф. Кузнецова, В1Н:.Кудрявцев,.А.М; Лазарев, А.В. Наумов, И.Б. Новицкий; А.А. Пионтковский, А.И: Рарог, А.Б. Сахаров, К.И. Скловский, F.B. Тимейко, A.Mi Яковлев и другие.
Правовой основой; исследования служат: Конституция РФ; Уголовный кодекс РФ; Гражданский- кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, другие федеральные законы, решения высших судебных инстанций СССР; РСФСР и РФ, а также зарубежное законодательство (США, Франции, Болгарии, Польши и др.). * Методологической основой исследования* явились общенаучные и частнонаучные методы познания явлений и процессов: социально-правовой действительности. В работе над диссертацией автор применял логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический методы анализа правовых и социальных явлений.
Теоретическая часть исследования основывается на достижениях науки уголовного права, криминологии, гражданского права по вопросу охраны отношений собственности.
Эмпирическую основу диссертации образуют:
• опубликованная практика Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ по делам об угоне автомобиля или иного транспортного средства без цели хищения;
• статистические данные о количественной и * качественной стороне преступлений, связанных с неправомерным? завладением ' автомобилем ; или иным транспортным средством без цели хищения в Свердловской области за 1997-2003 годы;
• результаты анализа 198 s уголовных дел, возбуждённых в городах: Екатеринбург, Реж и Курган в период с 1997-2003 гг.
Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется комплексным-подходом к исследованию юридических признаков неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения! в совокупности с криминологическими особенностями предупреждения этих преступлений.
Соискатель выявил: тенденции и закономерности судебно-следственной практики в борьбе с угонами транспортных средств. В новом аспекте рассматриваются; профилактические мероприятия по предупреждению такого рода преступлений.
Научная новизна выражается также в основных положениях, выносимых на защиту:
1.Предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, являются: гражданские и военные, передвигающиеся по дорогам, по бездорожью или по воде транспортные средства и животные, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, подпадающие под понятия «автомобиль», «иное транспортное средство» и «верховое или вьючное животное».
Под автомобилем понимается транспортная безрельсовая машина на колёсном или полугусеничном ходу, приводимая в движение собственным двигателем.
Автомобилями являются: автобусы, легковые, грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.), гоночные, специализированные автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки определённого рода грузов (лесовоз, цементовоз, муковоз и т.п.).
Иное транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нём. Сюда относится: городской наземный электротранспорт (троллейбус, трамвай), трактора, самоходные- машины (танк, боевая» машина, вездеход и т.п.), мотоциклы, моторные лодки, мотоботы, катера, моторные яхты,, скутеры и т.п., мопеды, велосипеды: с подвесным двигателем, мотики, велосипеды и другие транспортные средства, с аналогичными характеристиками, например, катамараны; гужевые повозки и сани.
Верховыми признаются животные, на которых осуществляется; передвижение верхом, о. вьючными - животные, на которых перевозят поклажу. Сюда относятся: лошадь, олень, верблюд, як, осёл, мул.
1.1. Не являются предметом угона транспортных средств без цели хищения суда воздушного или водного транспорта, железнодорожный подвижной состав (за исключением маломерных морских и речных судов), так как входят в предмет преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ.
2. Понятия «неправомерное завладение» и «угон» транспортных средств без цели хищения отличаются друг от друга:
2.1. Угон транспортного средства без цели хищения — это неправомерное завладение (захват) этого имущества и осуществление поездки на нём; либо перемещение его любым способом с места его нахождения.
2.2. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целей хищения и угона, то есть действия, направленные на проникновение в это транспортное средство и (или) обращение его в своё временное пользование.
2.3. Под захватом понимаются действия, направленные на проникновение в транспортное средство и (или) обращение его в своё временное пользование, если при этом к потерпевшему применяется физическое или психическое насилие, и у виновного нет на это имущество ни действительных, ни предполагаемых прав. Потерпевшими могут быть любые лица (собственник, законный владелец автомобиля, пассажиры, охранники и др.).
2.4. Проникновение в транспортное средство может осуществляться свободным доступом, путём вскрытия дверей; выставления стёкол, либо уничтожения лобового стекла и других действий.
2.5. Обращение в своё временное пользование — получение реальной возможности обладания; транспортным средством с использованием его потребительских свойств.
3. Момент окончания деяний в виде неправомерного завладения и угона автомобиля или иного транспортного средства различен.
3.1. Неправомерное завладение (захват) транспортного средства без целей хищения и yzonai окончено с момента, когда у лица появилась реачьная возможность временно пользоваться транспортным средством:
3.2. Угон автомобиля, иного транспортного средства, верхового или вьючного животного без цели- хищения окончен с момента отъезда или перемещения1 этого транспортного средства или животного с места его нахождения.
3.3. Преступление, предусмотренное ст. 166 УК РФ, следует признать оконченным в зависимости от расстояния перемещения предмета посягательства, от вида верхового или вьючного животного, транспортного средства (колёсное, гусеничное, полугусеничное или иное).
Для колёсных транспортных средств (автомобиль, автобус, троллейбус и т.п.) отъезд должен составить расстояние равное полному обороту колеса.
Для гусеничных и полугусеничных транспортных средств (трактор, танк, вездеход и т.п.) отъезд должен составить расстояние равное первому обороту ведущего опорного катка.
Для иных транспортных средств (например, скутер), «верховых или вьючных, животных» и при перемещении колёсных, гусеничных и полугусеничных транспортных средств начало движения - это любое изменение положения предмета или животного в пространстве, направленное на его передвижение (отрыв от земли, толчок с берега, отвязывание привязного каната и т.п.).
4. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, может быть любой гражданин РФ, лицо без гражданства или иностранный гражданин, для которого угоняемое транспортное средство является: чужим, то есть по отношению к нему лицо не имеет никаких - ни действительных, ни предполагаемых прав и не связано с собственником или владельцем какими-либо родственными или трудовыми отношениями.
4.1. Не подлежат уголовной ответственности за угон: собственник транспортного средства, иной законный владелец (лицо, которому вверено транспортное средство в силу состояния в трудовых отношениях с автотранспортной или иной организацией, а также гражданин, имеющий доверенность на право управления), супруг владельца (муж, жена) и должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в случаях самовольного: использования транспортного средства, принадлежащего организации в личных целях, если у них есть право. пользоваться транспортными средствами), так как эти лица обладают правом владения, пользования или распоряжения транспортным средством.
5. Санкции ст.ст. 158 и 162 УК РФ более мягкие, чем ст. 166 УК РФ. Предлагаем снизить наказание в виде лишения свободы на определённый срок в ч. 1, 3 и 4 ст. 166 УК РФ. Уменьшить размер штрафа и срок ареста, предусмотренный в ч. 1 ст. 166 УК РФ. За совершение простого угона транспортного средства без цели хищения ввести ещё. два вида наказания -обязательные работы и исправительные работы.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется совокупностью конкретных предложений! по совершенствованию уголовно-правовой нормы об угоне. Исследование и анализ, следственно-судебной практики, по уголовным делам о преступлениях, связанных с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, позволили изучить потребности, ошибки правоприменителя и; обосновать внесение изменений и дополнений в УК РФ.
Теоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в нормотворческой деятельности государственных органов, в практической деятельности органов предварительного следствия; и дознания, адвокатуры, суда, а также в процессе преподавания уголовного права;по теме: «Преступления против собственности» и криминологии* по теме: «Криминологическая характеристика; и предупреждение преступлений против собственности» в высших и- средних специальных юридических учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Содержание диссертации обсуждалось на заседаниях кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России и кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии. Практическая апробация результатов исследования проходила при разработке компьютерной поисковой системы анализа и учёта угонов автомобилей; или иных транспортных средств в ГИБДД Свердловской области, а также в ходе проведения учебных занятий при преподавании курса «Криминологии и: профилактики преступлений» в Уральском юридическом, институте МВД России. Рекомендации о внесении изменений и< дополнений в норму о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством^ без цели хищения были изложены в научных статьях, опубликованных в сборниках научных работ: «Правовая защита (теория и практика)» (г. Екатеринбург, УрЮИ МВД России - 2003; г.), «Социальные процессы и проблемы государственно-правового регулирования» (Екатеринбург, Уральский институт коммерции = и права - 2003 г.), «Правовые исследования: актуальные проблемы современной^ юридической: науки» (г. Екатеринбург,. УрЮИ МВД России - 2003т) и «Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД» (г. Екатеринбург, УрЮИ МВД России - 2004 г).
Основные положения исследования прошли обсуждение на межвузовских научно-практических конференциях: «Педагогика и право: грани взаимодействия» (Екатеринбург, Уральский институт коммерции и права — 2004 г.) и «Правовая реформа и совершенствование российского законодательства» (Екатеринбург, Уральский институт коммерции и права - 2004 г.)
Структура и; объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографии и пяти приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 78 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz