Воскресенье, 2024-06-23
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период. Шаповалова, Яна Витальевна бесплатно
6:49 AM
Скачать Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период. Шаповалова, Яна Витальевна бесплатно
Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период

Диссертация

Автор: Шаповалова, Яна Витальевна

Название: Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период

Справка: Шаповалова, Яна Витальевна. Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 Краснодар, 2000 200 c. : 61 01-12/508-9

Объем: 200 стр.

Информация: Краснодар, 2000


Содержание:

Глава
I Государственная политика по отношению к казачеству в советский период
Глава
II Правовые основы возрождения казачества
§1 Этапы становления правового статуса казачества
§2 Возрождение государственной казачьей службы
§3 Создание правовой базы возрождения социальнохозяйственного уклада жизни казаков
Глава
III Организационные основы деятельности казачьих обществ
§1 Формирование системы государственных органов, ведающих вопросами казачества
§2 Организация управления в казачьих обществах 139-160
Заключение

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования.Понятие «казак», «казаки», «казачество» издавна живут в сознании народов нашей страны. Являясь одним из феноменов не только отечественной, но и мировой истории, казачество занимало важное место в сословнопредставительной и государственно-властной системе России на протяжении нескольких последних столетий. Оно не однажды переживало крайне непростые, иногда переломные этапы своей истории, но всегда находило внутренние силы для своего развития.Примерно до 70-х гг. XVII в. формирование казачества протекало естественным образом. Население, именовавшееся казаками, постепенно обретало специфические черты, которые его отличали от соседних этносов. На протяжении XVII-X1X вв. казачество превращается в военнослужилое сословие.Формой его организации стали казачьи войска - сложные и разветвленные хозяйственные системы, коренным образом отличающ,иеся от существовавших до середины XVll в.Развитие капитализма вызвало размывание сословной характеристики казачества и обозначило тенденцию расказачивания, в основе которой лежали экономические причины. Однако такая перспектива успела только наметиться. Расказачивание по-большевистски, имевшее иные причины и носившее административно-насильственный характер, осуществлялось в несколько стадий и поставило казаков на грань исчезновения.Демонтаж административно-командной системы управления, провозглашение принципа политического и идеологического плюрализма, отказ от многих штампов и стереотипов в оценке исторического прошлого России, а также заинтересованность государства в расширении своей социальной опоры в условиях политической нестабильности - все это создало условия для возрождения казачества в нашей стране. В конце 80-х гг. происходило зарождение казачьих организаций, выдвигались программные требования к государственным структурам, обсуждались перспективы казачьего движения в постсоветском обществе. Однако, действия активистов движения и созданных ими организаций находились вне правового поля. К 1990 г. казачье движение приобрело широкий размах, активно включилось в общественнополитическую жизнь. Лидеры движения добились реабилитации казачества как репрессированного народа. После десятилетий забвения государство признало легитимность казачества в Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»', однако оно не получило правового статуса. На повестке дня обозначилась новая проблема создание нормативно-правовой базы, регулирующей становление российского казачесгва в новых исторических условиях.Нормативные правовые акты, принятые с 1991 по 1994 гг., определили правовые рамки деятельности массовых, стихийно возникших общественных организаций казачества. Анализ последующих документов показал, что логическим продолжением стихийности явилась выработка государственной стратегии развития российского казачества. Ее главным элементом стало воссоздание системы казачьей государственной и иной службы, основанной на идее самоокупаемости казачьих обществ.Задача совершенствования правовой базы, регламентирующей становление российского казачества, требует исследования и обобщения уже накопленного опыта, выявления и закрепления конкретных форм сотрудничества казачьих организаций с органами власти. В связи с этим изучение вопросов возрождения казачества, развития его правового статуса представляет не только научный, но и теоретико-прикладной интерес. Актуальность темы подтверждается также тем, что, несмотря на значимость современного казачьего движения для общества и государства, до настоящего времени остаСм.: О реабилитации репрессированньос народов: Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 в ред. Закона РФ от 1июля 1993 г. №5 303-1//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. №32. - Ст. 1230. ется не ясным до конца его правовой статус и перспективы встраивания в государственную систему. Научный анализ организационно-правовых основ деятельности казачества позволит более четко определить пути его развития.Хронологические рамки исследования имперического материала охватывают период 1989 - 1999 гг., а законодательной базы - 1991 по 1999 гг. Выбор данных временных границ обусловлен тем, что в этот период идет процесс формирования законодательства о казачестве. За точку отсчета взят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», принятый 26 апреля 1991 г. Это первый нормативный акт, в котором был поставлен вопрос о реабилитации казачества. Исследование обозначенных в диссертации этапов возрождения казачества завершается датой принятия «Федеральной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы»', ее реализация должна стать очередным шагом в возрождении казачества, выходящим за рамки данной работы.В структуре работы выделена отдельная глава, освещающая вопросы советской государственной политики по казачьему вопросу, которая представляет собой ретроспективный историко-правовой анализ нормативных актов, а также решений советских и партийных органов, раскрывающих сущность «расказачивания». Суть этой политики предопределила формы и методы реабилитационной работы в постсоветский период, являющейся составной частью процесса возрождения казачества.Состояние научной разработанности проблемы.К изучению феномена российского казачества, определению его места и роли в истории обращались многие исследователи на разных этапах развития Российского государства.Послереволюционные советские публикации о казаках основывались на фактологических особенностях того времени. Однако по известным причинам в работах советских ученых прослеживается тенденциозное освещение ' Постановление Правительства РФ от 21 июля 1999 г. № 839 // Российская газета, 1999. - 1 августа. целого ряда проблем. Первой работой, посвященной казачеству в новых советских условиях, была книга И.И. Ульянова\ затем им были изданы еще несколько работ^. В этих и последующих исследованиях указанного и других авторов казачество рассматривалось в духе господствовавшей идеологии, как орудие российского империализма, враг революционных преобразований в стране^.Разгром академической школы в 1930-х гг. привел к стагнации в исследованиях. Научные труды создавались на основе теоретико-методологических установок марксизма-ленинизма. С начала 1930-х гг. до середины 1960-х гг. казачья тематика была отодвинута на самый дальний план. Особенно это касалось таких тем, как участие казаков в революциях. Гражданской войне, казачья иммиграция за рубежом.В конце 1960-х - начале 1980-х гг. исследовательская работа активизировалась, появились первые исследования о белом движении и казачьей иммиграции'*, а также работы, посвященные поведению различных групп казачества в революции и фажданской войне. При этом преобладали работы, выполненные на материалах Дона, Кубани, Северного Кавказа^ Эти работы, написанные на ' Ульянов И.И. Казачество в первые дни революции. Б.м., 1918. ^ Ульянов И.И. Казаки, церковь и Советская власть. М., 1920; Он же. Первые страницы новой истории казачества. Самара, 1920; Он же. Славные страницы трудового казачества в истории гражданской войны. М., 1920; Он же. Казаки и Советская республика. М., 1929. ^ Лола М. О кубанском казачестве (Казачество и сословная рознь на Кубани). Ростов н/Д; Краснодар, 1926; Янчевский Н. Л. Гра>вданская война на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1927; Лихницкий И.Т. Классовая борьба и кулачество на Кубани. Ростов н/Д, 1930; Корчин М. Революционные выступления донского казачества (1905-1919 гг.).Ростов н/Д, 1941. '' Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977; Барихновский Г.В. Идейно-политический крах белой эмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921-1924 гг.). Л., 1978; Шкаренков Л.К. Агония белой эмифации.М., 1981; Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного рестовраторства в СССР. М., 1982. ^ Мужев И.Ф. Казачество Дона, Кубани и Терека в революции 1905-1907 гг. Орджоникидзе, 1963; Глушков А.Ф. Трудовое казачество Терека в борьбе за власть Советов.Дис. .. .канд. ист.наук. Нальчик, 1969; Берз Л.И., Хмелевский К,.А. Героические годы.Октябрьская революция и гражданская война на Дону. Ростов н/Д, 1977; Ермолин А.П. Революция и казачество (1917 - 1920 гг.), М., 1982; Воскобойников Г. Л., Прилепский Д.К. Казачество и социализм: исторические очерки. Ростов н/Д, 1986. конкретных фактических материалах, оставались достаточно идеологизироваными.В 1980 - 1990 гг. были проведены три Всесоюзные научные конференции по философским, историческим, этнографическим проблемам кaзaчecтвa^ Несмотря на то, что материалы, представленные на этих конференциях, были выдержаны в духе господствовавших постулатов, произошло главное - был снят запрет с закрытой многие годы темы.С начала 1990-х гг. формируется новый подход к оценке государственной политики по отношению к казачеству в отечественной истории вообще и в новейший период, в частности, К числу наиболее значимых работ следует отнести монографии А.А. Гардеева, Н.И. Селищева, И.Я. Куценко, Г.Л. Воскобойникова, Я.А. Перехова, Н.Ф. Бугай и др.^ К научной разработке вопросов возрождения казачества обратились совсем недавно. Как показывает анализ, авторами большинства публикаций являлись политологи, историки, социологи.Необходимо отметить ряд исследовательских работ, посвященных казачеству в постсоветской России. Однако они немногочисленны, имеют преимущественно социологическое содержание либо освещают отдельные аспекты деятельности казачьих обществ . В юридической литературе вопросы правового и ' Первая Всесоюзная конференция состоялась на базе Карачаево-Черкесского НИИ истории, филологии и экономики 12-13 ноября 1980 г., вторая - там же 9 - 11 сентября 1986 г., третья - в Нальчике весной 1990 г. ^ Гордеев А.А. История казаков. В 4 т. М., 1992; Селищев Н.Ю. Казаки и Россия.М., 1992; Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1993; Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне. М., 1993; Перехов Я.А. Власть и казачество; поиск согласия. Ростов н/Д, 1994; Бугай Н.Ф. Казачество России: отторжение, реабилитация, возрождение. М., 1993.См.: Бровко Н.В. Социологические и правовые аспекты сотрудничества органов внутренних дел с территориальными объединениями казачества. Автореф. дне.. .канд. юрид. наук. М., 1996; Кураев В.Д. Проблемы возрождения казачьего землепользования //Тезисы докладов, сообщений, выступлений на Международной (всероссийской) научной конференции. Ростов н/Д, 1995; Маркедонов СМ. Возрождение казачества и государства //Полис. -1998. - №2; Таболина Т.В. Возрождение казачества. 1989 1994. М., 1994; Титлина Е.Ю. Политика российского государства в формировании дальневосточного казачества: сущность, особенности, перспективы. Дис. .. .канд. полит.наук, М., 1996; Трут В.П. Проблема возрождения казачества и теоретические подходы к ее разрещению.// Тезисы докладов, сообщений, выступлений на Международной (всероссийской) научной конференции. Ростов н/Д, 1995. организационного обеспечения процесса возрождения казачества в 1991 - 1999 гг. не разрабатывались.Актуальность проблем функционирования казачьих обществ и правового регулирования их деятельности, а также отсутствие специальных научных исследований по ним обусловили выбор темы диссертационного исследования.Целью исследования является рассмотрение организационно-правовых основ процесса возрождения казачества и определение этапов формирования его правового статуса, а также обоснование некоторых выводов и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования статуса современных казачьих объединений.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: на основе анализа документов советского периода определить причины, сущность и последствия государственной политики «расказачивания», установить ее влияние на формы реабилитации казачества в постсоветский период; выявить этапы формирования правового статуса возрождающегося казачества; проследить причины изменения законодательства, регулирующего особый порядок несения государственной службы членами казачьих обществ, и раскрыть сущность государственной казачьей службы; проанализировать правовую базу и меры государственной поддержки, направленные на создание социально-экономического потенциала казачества в новых условиях; исследовать основы построения и функционирования органов государственной власти, ведающих вопросами возрождения казачества, определить их компетенцию; изучить структуру управления внутри казачьих обществ.Объектом исследования являются общественные отношения, характеризующие процесс воссоздания казачества в структуре современного общества и государства.Предметом исследования является организационное и правовое обеспечение процесса возрождения российского казачества в постсоветский период.Методологическую основу диссертационной работы составляет комплекс общенаучных, частных и специальных методов познания, таких как логический, системно-структурный, исторический, социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод интервьюирования, комментирования, опроса и др. В ходе исследования автор основывался на сочетании общегосударственного и регионального подходов. С этих позиций исследован весь комплекс проблем, представленных в диссертации. Использование широкого спектра методов познания пoзвoлиJЮ диссертанту исследовать вопросы целостно и всесторонне в их взаимосвязи и взаимозависимости.Источниковая база диссертационного исследования.Настоящая работа написана на основе разнообразных источников.В ходе изучения темы исследования было проанализировано более 150 нормативных актов федерального, регионального и местного уровня, в том числе использовались ведомственные акты, письма, приказы, аналитические обзоры и отчеты, типовые уставы и договоры. Важную информационную роль в определении статуса казачьих организаций и их членов сыграли локальные нормативные акты: уставы, положения, правила и т. д. Исследование документов советского периода осуществлялось на основе официальных сборников, публикаций в газетах и журналах, а также по архивным источникам.При работе над диссертацией использовались материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского центра хранения и изучения документации новейшей истории (РЦХИДНИ), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО).Самостоятельную группу источников составили монографические исследования по общей теории права и государства, отраслевым юридическим наукам, социологии, истории, политологии, науки управления. Особо хотелось бы отметить работы: Алексеева, П. Баранова, Д. Бахраха, Н. Бровко, Н.Бугай, Н. Витрука, Л. Воеводина, А. Гордеева, И. Игнатьева, И. Куценко, В. Лазарева, В. Мамонова, И. Омельченко, В. Сальникова, В. Синеокова, Я. Перехова, Т. Таболиной, Е. Титлиной, В. Шадрина, Юрьева.Определенный интерес представляют справочные издания и статьи в периодической печати. В них содержится не только фактологический, но и теоретический материал по изучаемой проблеме. Для работы использовались как центральная, так и местная периодика, в том числе казачья.Лучше понять и объективно оценить взаимоотношения органов власти и казачества помогли личные встречи и беседы с руководителями и сотрудниками Управления по вопросам казачества при Администрации Президента РФ, Комитета по вопросам местного самоуправления, делам казачества, межнациональным отношениям и миграционной политике Законодательного Собрания Краснодарского края. Комитета по работе с казачьими обществами Администрации Краснодарского края, отдела общественных и межрегиональных связей мэрии г. Краснодара, а также с руководителями Кубанского войскового казачьего общества.Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые на монографическом уровне представлен комплексный научный анализ правовых основ возрождения казачества. В диссертации исследованы вопросы формирования правовой базы, этапы становления правового статуса современного казачества, порядок привлечения казаков к несению отдельных обязательств по государственной службе, организация управления казачьими обществами, формы государственной поддержки казачьего движения. Анализ этих положений позволил составить целостную характеристику процесса возрождения казачества.И Научной новизной отличаются и выносимые на защиту положения.1. Советское государство не раз меняло свои приоритеты в «казачьем вопросе»: от беспощадного террора до казачьего «возрождения». Но в целом государственная политика была направлена на размывание казачьего населения, на своеобразное «расказачивание». В результате ее реализации казачество утратило присущие ему самобытные качества: особый хозяйственный уклад, культурные традиции, речевой диалект. Возрождение казачества, которое стоит на повестке дня, должно пониматься не как его возобновление в первоначальном виде, а как процесс восстановления естественно-исторической преемственности и эволюции российского общества и казачества.2. Существуют различные подходы к определению сущности современного казачества, даются различные его дефиниции. Представляется, что казачество является особой социальной общностью людей, объединенных на основе культурно-исторических традиций и общих целей. Оно является новым политическим и социальным явлением, нашедшим для своей реализации традиционную форму.3. В формировании правового статуса современного казачества в период с 1989 - 1999 гг. можно выделить несколько этапов. Первый (1989 - 1992) реабилитационный, связан с подготовкой, принятием и реализацией Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»; второй (1992 - 1995) - переходный, были приняты государственные документы, открывающие возможность воссоздания казачьих структур с особым статусом, не подпадающих под действие законодательства об общественных объединениях; третий (1995 - 1999) - «государственный», в рамках этого этапа формируется законодательство о порядке привлечения казачества к несению государственной и иной службы, определяются меры государственной поддержки казачьих обществ, члены которых взяли обязательства по несению государственной службы.4. Привлечение казачества к выполнению обязательств по государственной и иной службе и предоставление определенных льгот свидетельствует о включении его в государственную структуру. Система нормативных актов, регулирующих вопросы несения службы, закрепляет договорный характер выполнения казачьими обществами делегированных им государственных функций.5. При формировании органов управления, ведающих вопросами казачества наиболее отчетливо проявляется стремление интегрировать казачество в государственный механизм. Что подтверждается к примеру созданием в составе Администрации Президента РФ специального органа - Управления Президента РФ по вопросам казачества. В России эффективно функционирует система государственных структур федерального, территориального и регионального уровней.6. Система управления казачьими обществами восстанавливается на основе традиций, существовавших в казачьих войсках, с учетом специфики, присущей каждому отдельному войску. Виды и общая компетенция органов войскового казачьего общества отражаются в его уставе, который утверждается указом Президента РФ, а также в локальных нормативных актах, утверждаемых общим собранием (кругом), либо атаманом войска. Органы управления структурных подразделений войскового общества образуются в соответствии с их уставом выборным путем либо путем назначения войсковым правлением. В целом органы управления казачьего общества представляют систему вертикальной соподчиненности.Теоретическая значимость исследования определяется его новизной и совокупностью положений, выносимых на защиту. Разработанные автором концептуальные положения могут служить научной базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных проблем, выявленных в ходе работы над диссертацией для исследования вопросов организации государственной службы членов казачьих обществ, совершенствования системы местного самоуправления.Практическая значимость работы состоит в том, что собранный и обобщенный историко-правовой материал может быть использован в учебном процессе при изучении историко-правовых дисциплин, а также соответствующих разделов ряда других дисциплин (теории права и государства, конституционного права РФ и др.) . На основе исследования можно составить специальные программы обучения и повышения квалификации членов казачьих обществ, выполняющих обязательства по несению государственной и иной службы. Материал представляет интерес и для законодателя при формировании и совершенствовании законодательства о правовом статусе казачьих организаций.Апробация результатов исследования представлена в 5 научных статьях: «Политика советского государства по отношению к казачеству в 1917 1920-й годы», «Некоторые вопросы организации государственной службы членов казачьих обществ», «О порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам на территории Краснодарского края», «О практике взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности», «Некоторые аспекты сотрудничества правоохранительных органов с добровольными казачьими формированиями (по материалам Белоглининского района Краснодарского края)».Некоторые положения диссертации получили апробацию в выступлениях автора на Межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы регионального правотворчества» в г. Краснодаре.Основные положения работы были предметом обсуждения в соответствующих структурах Администрации Краснодарского края. Ряд разработок автора был использован при подготовке проекта Закона Краснодарского края «Об организации государственной и иной службы членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае».Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке методических рекомендаций по организации взаимодействия МВД регионов Северного Кавказа с войсковыми казачьими обществами в обеспечении охраны общественного порядка и личной безопасности граждан. Аналитический обзор и методические рекомендации направлены в ГУК МВД России.Структура диссертации.Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 104 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz