Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Паблик рилейшнз в сфере групповых взаимоотношений социума. Коханов, Евгений Федорович бесплатно
3:52 AM
Скачать Паблик рилейшнз в сфере групповых взаимоотношений социума. Коханов, Евгений Федорович бесплатно
Паблик рилейшнз в сфере групповых взаимоотношений социума

Диссертация

Автор: Коханов, Евгений Федорович

Название: Паблик рилейшнз в сфере групповых взаимоотношений социума

Справка: Коханов, Евгений Федорович. Паблик рилейшнз в сфере групповых взаимоотношений социума : диссертация доктора филологических наук : 10.01.10 Воронеж, 2005 396 c. : 71 06-10/157

Объем: 396 стр.

Информация: Воронеж, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ PUBLIC RELATIONS
11 Социальный аспект дефиниций PR
12 «Павлик рилейшнз» и социальное поле взаимодействия
13 Генезис структур и моделей паблик рилейшнз
14 Анализ структуры и содержания деятельности PR-специалиста
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21 Теоретическая основа PR- деятельности
22 Методологическая основа PR- деятельности
23 Общение как взаимодействие социальных субъектов паблик рилейшнз
24 Диалогическое общение в практике паблик рилейшнз
ГЛАВА III PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ГРУППОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
31 взаимодействие групповых субъектов
32 PR в структуре групповых взаимоотношений
33 PR в системе формирования межгрупповых отношений
331 Дифференцирующие процессы
332 PR в процессе обмена социально-психологическими отношениями
333 PR в процессах регулирования межгрупповых отношений

Введение:

Актуальность темы. Паблик рилейшнз (связи с общественностью) еще недавно, малоизвестное, непривычное для российского менталитета понятие, буквально ворвалось в наше общество, стало настоящей визитной карточкой нового времени. На российскую почву PR1 принесен с устоявшейся культурой и оформленным названием одновременно с рыночными преобразованиями, но до сих пор не оформился в мировоззренческой культуре и социальной практике России. Сегодня существуют ряд серьезных препятствий объективного и особенно субъективного характера, часто тормозящих, а то и дискредитирующих деятельность нарождающегося института, в основе которого лежит принцип гражданского консенсуса, своеобразного "общественного договора", присущего демократическому обществу.
Работающая по рыночным законам экономика вызывает к жизни не только более демократические варианты политических систем (например, специализации в избирательных технологиях), но и целые области новой профессиональной деятельности, среди которых находится и PR. Инструментарий паблик рилейшнз позволяет решать экономические, политические, социальные и другие задачи с помощью изменений, вносимых в информационное пространство. Вступая в Информационную цивилизацию человечество все более и более будет полагаться именно на такого рода информационные и коммуникативные технологии.
Мы являемся свидетелями искаженного понимания (возможно и по причине их незнания) особенностей современных концепций и социальной миссии PR.
Зачастую PR-практика концентрирует внимание исключительно на поверхностных элементах "науки и искусства" установления доверия между взаимодействующими, равнозависимыми и равноправными
1 Здесь и в дальнейшем для обозначения практики связей с общественностью мы будем применять синонимический ряд для современного русского языка: связи с общественностью = паблик рилейшнз=РК. субъектами общественных отношений. Слишком много появляется в СМИ и соответственно формируется в общественном мнении утверждений и еще больше намеков на "зловещую тень" пиарщиков (и вместе с тем и на сами СМИ) во всех политических и экономических событиях современной России.
Поэтому сегодня в успешной работе служб по связям с общественностью нуждаются не только быстро развивающиеся экономические и политические объекты. Эффективные, действенные PR нужны и новому феномену современности - паблик рилейшнз, а также неразрывно с ними связанными средствам массовой информации. Достойное позиционирование PR, соотнесенное с их главной целью -формирование общественного мнения и создание репутации на основе стратегии доверия, - одно из настоятельных требований нашего времени, что актуально в процессе функционирования средств массовых коммуникаций.
Перечисленные проблемы и задачи заставляют искать адекватные ответы, прежде всего в сфере социальных наук, имеющих свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, на основе уже имеющегося знания. Речь идет не о подмене классическими знаниями сущности развивающейся науки PR. Это процесс взаимного обогащения научного знания, общая тенденция развития процессов познания объективного и субъективного мира.
Однако задача сегодняшнего дня стоит значительно шире, чем простое вкрапление социальных инструментов в связи с общественностью. Человечество в XXI веке объективно сталкивается с двумя тенденциями, которые проявляются своеобразно в развитии мирового исторического процесса. С одной стороны, в национальных рамках происходит стабилизация и гармонизация социальных структур, позиционирование социальных институтов, определение роли и места социальных субъектов в изменяющемся мире. С другой, налицо своеобразный цивилизованный сдвиг, очерчивающий контуры качественно новой социальной реальности, имеющей, как справедливо отмечают большинство исследователей, планетарный характер и закономерно приводящей к изменению соотношения и значимости сфер общества, социальной структуры социума, традиционных основ взаимодействия социальных субъектов. При этом многократно возрастает значимость любых рациональных попыток найти пути формирования "чувства общности" среди членов общества. Следовательно, сегодня проблема конкретной реализации гуманистических межгрупповых отношений социума приобретает особую актуальность. И в этой связи паблик рилейшнз играет неоспоримую роль как феномен связи элементов системы, обеспечивающий их эффективный диалог и вместе со СМИ, формирующим общественное сознание.
Межгрупповые отношения органически включены в логику естественноисторического процесса, алгоритм которого включает их производство, обмен этими отношениями и их регуляцию. Каждый из элементов этого процесса представляется механизмом формирования различных видов PR-деятельности, играющих специфическую роль в реализации целей и вклада, который они делают в развитие современного общества. Через категории взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния и взаимоотношения приоткрыть то поле знаний, которое подскажет пути сохранения основополагающих ценностей, составляющих действительное начало PR, их содержательное обогащение за счет появления новых, более гуманных. Такой подход поможет увидеть и будущее развитие PR, так как будущее PR и его потенциал неразрывно связан с потенциалом социума, который определяется уровнем взаимоотношений, которые в нем сложились.
Актуальность проблемы вытекает и из естественного стремления общества видеть в лице специалиста PR профессионала, осознающего социальную ответственность результатов своей деятельности. Теперь уже, исходя из понимания социальной общности как социальной системы взаимосвязанных личностей, взаимоотношения которых строятся на межсубъектной основе, на первый план выступают проблемы методологической основы PR-деятельности. Это даст возможность сформировать понимание PR- деятельности как социальной технологии, позволяющей интегрировать в ее теоретическое основание современные позиции личности, теории отношений, установок, доверия и т.д., расширить инструментарий социальной практики PR в рамках гуманистического общественного устройства.
Современное состояние разработанности проблемы. Российские службы PR развиваются в сложных условиях, не имея ни должной теоретической базы, ни общепринятых традиций. С одной стороны, достаточное разнообразие социально-психологических наработок в области поведения человека, социальных и психологических теорий, изучающих механизмы изменения социальных установок, идентификации различных элементов процессов коммуникаций, исследования в области психолингвистического и социального характера процесса коммуникации и др.; исследования в области групповой динамики и психологии межгруппового взаимодействия (К. Левин, К. Стефан, У. Стефан, Г. Тэджфел, Д. Тернер, В. Агеев, Г. Андреева, Л.Науменко и др.); носящие преимущественно теоретико-методологическую ориентацию и не охватывающие конкретных областей применения в различных модификациях PR-деятельности (что большей частью и приводит к отклонению PR от его сущностного начала). С другой стороны, специальные работы по связям с общественностью, раскрывающие большей частью идеологические, экономические и прагматически-рекламные, маркетинговые аспекты, не затрагивающие зачастую социальные и социально-психологические механизмы PR-взаимодействия (Д. Ньюсом, С. Катлип, Ф. Джефкинз, Б. Ван Руллер, Ф. Котлер, Г. Тульчинский, И. Яковлев, Г. Почепцов, И. Алешина, И. Синяева, А. Векслер, А. Чумиков и др.).
Остаются неисследованными особенности межгрупповых процессов, которые связывают воедино организации друг с другом и с общественностью. Без ясного понимания факторов и механизмов, регулирующих межгрупповые отношения, не могут быть поняты и вскрыты причины, порождающие взаимное недоверие, препятствующие выполнению PR-службами своих сущностных функций. Анализ развития PR указывает на отсутствие методологической базы, формирующей ядро концептуальной схемы PR-деятельности, позволяющей интегрировать в качестве фундаментального теоретического знания в саму науку PR достижения не только социальных, но и других смежных с ними гуманитарных наук. Отсутствие такой методологии зачастую превращает PR в другие формы деятельности, отличные от его природы.
Данные выводы привели к необходимости разработки методологической основы PR-деятельности, исходя из понимания социальной общности как социальной системы взаимосвязанных личностей, взаимоотношения которых строятся на межсубъектной основе. Они же послужили достаточным основанием для формирования нового концептуального взгляда на PR-деятельность как специфического явления, вплетенного в сеть межгрупповых отношений социальной системы в процессе осуществления ее жизнедеятельности.
Анализ структуры взаимоотношений социальных групп позволит увидеть роль PR в формировании компонентов взаимоотношений, образующих внутреннюю социальную реальность групп, проявляющуюся в групповом поведении и функциональной деятельности. Представляется продуктивным положить в основу такого концептуального подхода принцип системности, подчеркивающий необходимость исследования и информационного материала (PR-текстов) через анализ компонентов межгрупповых отношений в соотнесении с диалектикой общих процессов, обеспечивающих целенаправленное движение социальной системы, в которую PR включены в качестве «участника» взаимодействия.
Актуальность проблемы и современное состояние гуманитарных наук, в том числе теории журналистики и собственно развивающейся науки PR, определило выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Паблик рилейшнз в сфере межгрупповых отношений социума».
Объектом настоящего исследования выступает процесс социального, информационного обмена и формирования межгрупповых отношений конкретной социальной системы.
Идея взаимодействия как условие существования социального и как основной единицы анализа человеческого общества является проявлением и утверждением общественной жизни нарождающегося информационного общества. Именно взаимодействие субъектов, что характерно для PR, включенного, в свою очередь, в общую систему взаимодействий и информационных связей, составляет сущность социального.
Предметом исследования избрана PR- деятельность в процессе формирования взаимоотношений социальных групп, выступающих равноправными элементами информационного пространства социальной системы.
Взаимоотношения социальных групп и PR- деятельность, вплетенная в сеть этих отношений, создают целостность социальной системы, складываются в сознании групп как оценка их реального (или потенциального) взаимодействия.
Цель диссертационного исследования заключалась в построении методологической базы, раскрывающей сущностное назначение PR, и концепции включения его в алгоритм формирования межгрупповых отношений как закономерного эволюционного процесса, позволяющего увидеть то особенное, которое проявляется в различных модификациях PR, его развитии и роли в сохранении и обогащении групповых ценностей.
В ходе диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи: обобщить зарубежный и отечественный опыт разработки теоретических основ и моделей деятельности служб по связям с общественностью; разработать в рамках социальных наук теоретическую базу PR, соответствующую его смысловому началу, раскрыть при этом принципиальную значимость субъектной (диалоговой) методологии; выявить и исследовать элементы социальных механизмов регулирования межгрупповых отношений с позиций функционирования PR в рамках когнитивного, аффективного и действенного компонентов отношений; исследовать специфику функционирования модификаций PR в концепции формирования межгрупповых отношений на стадиях их производства, обмена и регуляции и, тем самым, создать научную базу не только для понимания динамического спектра форм перехода от управления человека человеком к их общению, но и осмыслить функционирование исторически сложившихся моделей PR, среди которых в основе базовой должно лежать доверие как стратегия деятельности; на основе эмпирического анализа проследить тенденции изменения социально-психологического портрета личности PR-специалиста.
Теоретико-методологическиеосновы диссертационного исследования. Комплексность и междисциплинарность предмета исследования определили его теоретико-методологические основания, к которым относятся подходы и концепции, представляющие различные уровни теоретико-методологических исследований и разработок (общенаучный, конкретно-научный, дисциплинарный и междисциплинарный):
• естественно-структурный и системный подходы (Людвиг фон Берталанфи, У. Эшби, А. Уемов, В. Садовский, Э. Юдин, Б. Ананьев, А. Леонтьев, Б. Ломов, К. Платонов, В. Сагатовский, В. Кузьмин и др.)1;
• базовые положения философско-антропологической теории общения (М. Бахтин, К. Ясперс, М. Каган и др.)2;
• фундаментальные положения социологических и социально-психологических теорий личности, общения и деятельности (К. Абульханова-Славская, А. Петровский, Л. Выгодский, Б. Ломов, И. Кон, ВДцов, Н. Обозов, Р. Кричевский, Б. Ананьев, А. Леонтьев и др.) ;
• разработки доверия как социально-психологического явления (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, М. Мамардашвили, А. Донцов, Г. Андреева, Т. Скрипкина и др.), эволюции доверия (А. Селигмен), доверия как самостоятельного вида общения (В. Сафонов) и как составляющего других видов отношений (Л. Гозман, А.У. Хараш, Т. Ямагиши и др.)4;
1 Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем/ Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С.23-82; Эшби У.Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации / Под ред. А.Я. Леснера. М.:1966. С. 314-343; Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963; Садовский В.Н., Э.Г.Юдин. Задачи, методы и приложения общей теории систем // Исследования по общей теории систем/ Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С.23-82; Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Ломов Б.Ф. Системный подход к проблеме детерминации в психологии// Психологический журнал. 1989. Т.10.№4. С. 19-33; Платонов К.К. Системное качество психических явлений // Психол. журн. 19822.ТЗ. №2. С. 2261-299; Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973; Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журн. 1982. Т.З. №3 С.3-14. 2
Бахтин М.Н. Эстетика словесного творчества. М„ 1979; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Каган М.С. . Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988;Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопр.психол. - 1988. -№4. 3
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980; Петровский А.В. Личность. Дечтельность. Коллектив. М., 1982; Выгодский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1981-1984. т. 4. С.243-385; Донцов А.И. Психология коллектива. М.: 1984; Ломов Б.Ф. Проблема социального и биологического в психологии // Биологическое и социальное в психике человека. М.: Наука, 1977. С.34-55; Кон И.С. Социология личности. - М., 1967; Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979; Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М., 1991; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 4
Рубинштейн С.Л Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М., 1997; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959; Мамардашвили M.K. Превращение формы (О необходимости иррациональных выражений) // Мамардашвили M.K. Как я понимаю философию. - M., 1990; Донцов А.И. Психология коллектива.-М., 1984; Андрееве Г.М. Социальная психология. M.: МГУ, 1980; Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Дисс. на соиск. уч. степени док. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1998; Скрипкина Т.П.
• исследования в области межгруппового взаимодействия и психологии групповых отношений (П. Сорокин, В.Агеев., Н. Обозов, П. Шихирев, А. Резаев, Я. Пономарев, И. Сушков и др.)5;
• теории паблик рилейшнз, рекламы и коммуникаций (Д. Грюниг, Л. Грюниг, Д. Дозье, Ф. Буари, Д. Ньюсом, Ф. Джефкинс, Д. Крукеберг, А. Сентер, Г. Брум, С. Катлип, Ж.-М. Декоден, Н. Делькур, П. Манчини, О. Баскин, С.Аронофф, П. Лазарсфельд и др.). Среди трудов отечественных авторов отметим работы И.Алешиной, Д. Бекетова, Н. Богомоловой, И. Викентьева, И. Досковой, В. Евстафьева, А. Игнатьева, А. Кичаева, А. Лебедева-Любимова, С. Литвинова, А. Лукашева, Е. Медведевой, В. Моисеева, И. Морозовой, В. Музыканта, А. Пониделко, Ф. Сарокваша, А. Серова, В.Тулупова, Г. Тульчинского, М. Шишкиной, В. Ясонова и др.)6.
Психология доверия: Уч. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2000; Селигмен А. Проблема доверия. Пер. с англ. И.И. Мюрберг, С.В. Соболевой. М.: Идея-Пресс, 2002; Сафонов B.C. Особенности доверительного общения, дисс. канд. психол. наук. - М., 1978; Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987; Хараш А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация современной деятельности. - М., 1987; Yamagishi Т. The Provision of a Sanctioning System as a Pablic Good // Journall of
J Personalitty and Social Psychology.- 1986. -V.51.
5 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983; Обозов H.H. К вопросу оптимальной совместимости психомоторных функций в групповой деятельности // Человек и общество. Л., 1969. вып.5.; Шихирев П.Н. Эвволюция парадигмы в современной социальной психологии. Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1993; Резаев A.B. Парадигмы общения. СПб., 1993; Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983; Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Академический проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
6 Grunig J.E., Grunig L.Models of Public Relations and Communication / in Excellence in Public Relations and Communication Management. Ed. by Grunig J. - Hillsdale, NJ: Eribaum, 1992; Grunig J.E., Hunt T. Managing Public Relations. - NY: Holt, Rinehart, and Winston, 1984; Grunig L.A. Power in the Public Relations Department/ in Public Relations Research Annual. Eds. by Grunig J.E., Grunig L.A. - Hillsdale, NJ: Eribaum Associates, 1990. - pp. 115-155; Dozier D.M. Planning and Evaluation in Public Relation Practice. // Public
Relation Review. - v.ll - Summer 1985; Буари Ф. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия. М., 2001;
Литвинов С. Сколько весит слово. - М., 1998; Лукашев A.B., Пониделко А.В. Черный PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера. СПб., 2002; Морозова И. Слагая слоганы. - М., 1998;
Чтобы оценить и понять место паблик рилейшнз в медийном пространстве и его роль в формировании общественного мнения, пришлось обратиться к такому пласту литературных источников, которые раскрывают историю и теорию журналистики, имеющей неизмеримо большие традиции и опыт в формировании не только общественного мнения, но и общественного сознания масс, используя для этих целей отработанные и проверенные временем методы и подходы. Среди трудов по теории и истории журналистики, прежде всего, отметим фундаментальные работы:
• А. Беспаловой, Е. Вартановой, В.Ворошилова, А. Грабельникова, И. Дзялошинского, Б. Есина, Я. Засурского, С. Корконосенко, Е. Корнилова, А. Короченского, И. Кузнецова, Э. Лазаревич, Г. Лазутиной, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна, Е. Пронина, Е. Прохорова, Л. Свитич, А. Станько, А. Тертычного7, а также работы, раскрывающие вопросы этики,
Музыкант В. Л. Реклама. Международный опыт и российские традиции. - М„ 1996; Моисеев В. Паблик Рилейшнз-средство социальной коммуникации.- К., 2002; Серов А.Г. Страшные тайны PR. Записки PR-консультанта. - СПб., 2004; Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. - Воронеж, 2003; Тульчинский Г.Л. Public Relations: Репутация, влияние, связи спрессой и общественностью, спонсорство. СПб., 1994; Шишкина M.A. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб., 1999.
7 Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистии. - М., 2003; Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран М., 2003; она же. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом. М., 2002; Ворошилов B.B. Журналистика. - СПб., 2001; Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М., 2000; он же. Работа журналиста в прессе. - М„ 2001; Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. -0 М., 2002; он же. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. - М. 2001;
Аналитические жанры в публичном диалоге. - М„ 2002 и др. журналистской в том числе, которым посвящены труды Д. Авраамова, Г. Лазутиной, JL Попова, Е. Протанской.8
Базовыми для анализа текста явились работы В. Костомарова, А. Кривоносова, А. Назайкина, С. Сметаниной, JI Фещенко, Ю. Шатина, А. Шестериной9.
• работы в области типологии средств массовой информации, наиболее полно представленные трудами А. Акопова, А. Бочарова, JL Реснянской, В. Тулупова, И. Фомичевой, М. Шкондина10.
• системно-ситуационный подход к изучению кризисных ситуаций и конфликтов как вида взаимодействия (JI. Козер, М. Биллиг, Б. Еремин, К. Боулдинг, М.Кошелюк и др.)11.
Методы исследования. Цели и задачи данного диссертационного исследования определили разработку и отбор методов и методик. В качестве методов исследования применялись теоретико-методологический и логико-исторический анализ, обобщение, интерпретация и реинтерпретация философских и журналистских текстов, логическое сравнение, проблематизация, критика и систематизация, анализ и синтез, направленные на осмысление сущности изучаемого явления.
8 Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999; Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999; Попов Л.А. Этика. - М.,1998; Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения. - СПб., 2003.
10 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. - Иркутск, 1985; он же. Периодические издания. - М„ 1995; Бочаров А.Г. Типология журнальной периодики. - М., 1996; Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М., 1999; Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. - Воронеж, 2001; Шкондин M.B. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога - М„ 2002.
11 Coser, L. А. (1956). The Functions of Sotial Conflict. Glincoe; Billig, M. G. Social psychology and itergroup relations. L., 1976; Boulding, К. E. (1962), Conflict and Defense: a General Theory. N.Y.; Ерёмин Б.Л. Выбор путей преодоления конфликтов. // Реформа. -1997. - №1; Кошелюк М. Выбоы: Магия игры. Технология победы. -М.: Макцентр, 2000.
В качестве эмпирических методов сбора информации применялись модифицированные автором методики анкетного опроса, формализованного интервью, контент-анализ.
Для исследования социально-психологического портрета специалиста PR и сравнения его с идеальной моделью использовалась методика, разработанная в ГУУ (В. Меньшикова). Модифицированный вариант методики послужил основой для проведения лонгитюдного исследования социально-психологических характеристик российских специалистов PR и социальных факторов, влияющих на процесс их изменения.
При исследовании ценностных аспектов образов организаций, складывающихся в процессе межгруппового взаимодействия, использовалась модифицированная методика М. Кука, Т. Макпартленда "Исследования установок личности на себя". Исследования проводились в течение нескольких лет, что также дало возможность получить динамическую картину изменения эмоционального компонента групповых взаимоотношений.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна. Впервые была поставлена и решена задача построения целостной концепции PR-структур в сети межгрупповых отношений.
Социально-психологические отношения в концептуальной модели формирования межгрупповых отношений, включенные в логику естественноисторического процесса, отражающего дифференцирующие процессы, обмен социально-психологическими отношениями в процессах межгруппового взаимодействия, регуляцию взаимоотношений групп позволяют ощутить онтологию PR как социального феномена, вплетенного в нить законов человеческого развития. Причем на каждом этапе PR проявляет себя теми видами деятельности, которые в сегодняшней практике выделяются как специфические формы: от политического PR до PR кризисного.
Понимание этих процессов имеет принципиальное значение для PR при определении методологических и технологических подходов.
Особое место в работе отведено анализу структуры межгрупповых отношений. Эти компоненты образуют социальную реальность, проявляющуюся в групповом поведении и позволяют прочувствовать и понять смысл и назначение основных технологических и стратегическую функцию PR-деятельности. Познание когнитивного компонента взаимоотношений невозможно без анализа образа группы как социального элемента. Формирование же эффективного образа (имиджа) - главная технологическая и социальная цель PR. Две другие стороны отношений групп (ценности и установки) впервые дали возможность по-новому взглянуть на привычные социально- психологические феномены и глубже понять ту роль и место, которые они играют в выполнении PR своих основных функций в регуляции межгрупповых отношений. Впервые было обращено внимание на значимость использования в практике PR словесных коррелятов оценок для воплощения ценностных характеристик образов групп. Представляется также целесообразным рассматривать эмоциональный компонент групповых отношений (организация и общественность) как результат двух процессов группового сравнения, детерминированных сферой групповых ценностей: условиями сохранения и условиями развития социального образования.
Установлено, что для PR, рассматриваемого как межгрупповое взаимодействие, важен факт реального присутствия соответствующих социальных установок. Они формируются не на уровне конкретного социологического контекста, а на уровне социальных групп как элементов социальной системы в целом.
Это позволяет по-новому взглянуть на методологические и технологические подходы в деятельности специфических форм PR: от политического до кризисного. В работе доказательно показано, что даже на первой фазе формирования межгрупповых отношений внутригрупповая идентификация, отношение референтности к внутригрупповым лидерам, соци фаворитизм и другие социально-психологические феномены категоризационных процессов играют значительно большую роль, чем суггестивные технологии. Социальная система, созданная на основе свойств социальности, служит не целям отдельных индивидов и даже не целям отдельных сообществ, а целям развития и сохранения социального бытия. Детерминированность образом будущего представляет собой непреодолимое препятствие для политического PR, который пытается описывать выбор в простых механических схемах, не связанных с естественными движениями внутри социального субъекта.
В работе впервые через понимание социально-психологической сущности доверия воедино сведены методологическая база PR, основанная на диалогическом общении и стратегия PR как стратегия доверия. Проведенный теоретический анализ и интерпретация на его основе моделей функционирования PR раскрыл сущность построения доверительных отношений. Так двусторонняя симметричная модель, отражающая сущность и общественную значимость PR, строится на соответствии взаимоценностных переживаний по отношению себе и другому у обоих взаимодействующих субъектов, что порождает подлинную диалогичность. Представляется целесообразным отметить, что во взаимоотношениях характеристики проявления доверия - это всегда синтез установок всех взаимодействующих субъектов. Именно это позволяет выделять различные виды доверия, характерные для различных моделей PR и говорить о них как о явлениях ситуативных, динамичных. На стадии конструктивного обмена социально-психологическими отношениями PR, следуя стратегии доверия, участвует в процессе развития новых личностных свойств членов групп, актуализируя групповые установки, изменяя природу и качество взаимоотношений (создавая отношения к отношениям). Эти выводы являются своего рода социальным фундаментом PR.
Результаты исследования позволили расширить представление о социальных и социально-психологических механизмах регуляции межгрупповых отношений. Для практики PR важным становятся следствия групповой тревоги, возникающие в ходе регулирования взаимоотношений.
Впервые к практике PR соотнесены когнитивные процессы групповой тревоги, аффективные последствия, варианты развития поведенческих реакций, характеризуемые конформностью, нормализацией, инновацией и др., ролевые предписания и др.
Таким образом, внесен определенный позитивный вклад в развитие теории и прикладных основ развивающейся науки PR в контексте социальных дисциплин.
Анализ процессов, сопутствующих последней фазе построения межгрупповых отношений в концептуальной модели позволил с новой точки зрения взглянуть на процесс развития взаимодействия субъектов в конфликте. Предложенный подход отражает тенденции развития информационного общества, роль и философию PR. По существу новый подход приводит к выводу, что развитие PR, включенного в алгоритм формирования межгрупповых отношений зависит от целей и принципов взаимодействия различных структур. Этим и определяются различия в моделях PR, используемых технологий. Технологии одной фазы развития конфликта не дают желаемого результата не в своей фазе. Фазовые технологии должны быть выстроены с учетом следующих стадий. Это указывает на необратимость процесса развития PR.
На необратимость процесса развития PR в сторону наиболее демократичной четвертой модели указывают и представленные в работе эмпирические исследования динамики основных характеристик PR-специалистов и студентов, обучающихся по специальности PR. Предложенный в работе инструментарий эмпирического исследования позволяет диагностировать основные проблемы, возникающие на пути развития эффективного и цивилизованного PR.
В целом материалы проведенного диссертационного исследования открывают новое научное направление, суть которого составляет критическое знание, основанное на восприятии тех объективных социальных процессов, которые происходят в обществе. Это путь, который позволит соединить объективную реальность, отражаемую в информационных поводах, формируемых в PR-структурах, в объективное освещение социальных явлений и процессов средствами массовой информации. Возможно это один из главных шагов в сторону достойного позиционирования родственных коммуникативных практик - PR и журналистики.
Практическая значимость работы определяется главным образом тем, что в ее рамках сформулированы методологические принципы социального подхода к функционированию модификаций паблик рилейшнз, которые не должны выходить за очерченные его природой рамки двустороннего диалога. Разработанная методологическая база позволяет решить практические задачи PR средствами и методами, соответствующими его сущностному понятию, доктрине и стратегии.
Представление PR в сети межгрупповых отношений является теоретической платформой для получения новых знаний, которые подскажут пути сохранения групповых ценностей и их обогащение за счет появления новых. В этой связи можно простым перечислением наметить несколько линий будущих исследований, связанных и с PR-деятельностью:
• Формирование информационной среды и ее влияние на морально-этический (духовный), морально-психологический аспект межгрупповых отношений;
• влияние типа культуры на формирование межгрупповых отношений; трансформация регуляторных образов (стереотипов, представлений) в рамках социальных практик PR и журналистики на современном этапе социально-экономических преобразований российского общества;
• формирование информационной среды как условие перехода от конфронтации к кооперации и сотрудничеству групп.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, "истинность" которых неоднократно подтверждалась научным сообществом, опорой на проверенные в реальной практике фундаментальные теории современной науки; применением адекватного, апробированного методического инструментария; использованием обоснованных способов построения исследовательской выборки; адекватных методов статистической обработки с использованием стандартных пакетов прикладных компьютерных программ.
Апрбация и внедрение результатов исследования. Теоретико-методологические положения и выводы диссертации обсуждались и/или были представлены в материалах научных и учебных институтов, научных совещаний, семинаров и научно-практических конференций:
• "Совещание руководящих работников пресс-центров и служб управления персоналом", г. Губкинский, Тюменская обл., 1997.
• Семинар руководителей налоговых инспекций, г. Москва, 1997, 1998,1999.
• Семинар директоров и начальников функциональных служб АО "Мосэнерго", МЦГЖ "Мосэнерго", Москва, 1999, 2000.
• Международная научная конференция "Актуальные проблемы управления", Москва, 1998, 2000, 2001, 2002, 2003 (секция социологии и управления персоналом).
Отдельные разработки диссертационной работы были внедрены и использованы в практике паблик рилейшнз:
• 1996г. Администрация президента республики Марий-Эл, Йошкар-Ола - разработка стратегии выборного процесса.
• 1997г. Главное управление автомобильных дорог, г. Иркутск -имидж политического лидера.
• 1998г. Центр учебных и информационных технологий - служба занятости России (ЦЕЗАН), г. Москва - информационное взаимодействие субъектов в системе управления персоналом (внутренний PR).
• 2000г. Администрация президента Республики Ингушетия -разработка службы связей с общественностью в системе управления занятостью.
• 2000г. Мэрия, г. Королев, Моск. обл. - концептуальная модель функционирования пресс-центра и службы связей с общественностью (в рамках проекта социально-экономического развития наукограда).
Результаты исследования обсуждались на кафедре "Экономическая журналистика и реклама" МГУ, кафедре "Связи с общественностью" ГУУ, ведущей организации и вошли в учебные программы, курсы лекций для студентов Государственного университета управления по дисциплинам: "Конфликтология", "PR в сфере социального управления", "Современные международные отношения" (для специальности "Связи с общественностью").
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Состояние и развитие науки PR большинством своих граней совпадает с теоретическими основами социальных наук. Проблемное поле общения становится общим предметом изучения социальных наук и PR-деятельности. Системный характер общения позволяет интегрировать в науку PR достижения большинства гуманитарных наук. Диалог выдвигается в качестве организационно-коммуникативного принципа формирования объекта PR.
2. Диалогическое общение как онтологическая основа PR-деятельности включается в рамки гуманистического общественного устройства. Доктрина "PR как стратегия доверия" полностью ориентирована на желание обмена, чтобы разделить нечто общее и понять друг друга. Диалог наиболее релевантен для организации продуктивного межсубъектного взаимодействия различных групп, как социально-ориентированное общение.
3. Специфические функции и модификации PR находят себя в отражении закономерностей построения отношений между группами, логике естественно-исторического процесса формирования межгрупповых отношений.: производство, обмен, регуляция.
4. В структуре межгрупповых отношений социальные и социально-психологические компоненты образуют социальную реальность функционирования PR, воплощающиеся в образах, ценностях и установках. Эти компоненты образуют социальную реальность, проявляющуюся в групповом поведении и позволяют понять смысл и назначение основных технологических функций и стратегическую функцию PR-деятельности.
5. Исследования и анализ показывают, что PR, в основу которого положены критические знания диалогической методологии, восприятия объективных социальных процессов, может развиваться в русле его родовой природы. Это положения подтверждается эмпирическим исследованием динамики основных личностных характеристик PR-специалистов.
Структура диссертации и логика ее изложения. Цели и задачи исследования, междисциплинарность изучаемого предмета определили логику, структуру и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 400 наименований отечественных и зарубежных авторов. Основной текст изложен настраницах, сопровождается таблицами и рисунками.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 100 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz