Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX века. бесплатно
4:04 AM
Скачать Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX века. бесплатно
Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX века

Диссертация

Автор: Акенина, Анна Викторовна

Название: Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX века

Справка: Акенина, Анна Викторовна. Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX века : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Хабаровск, 2006 206 c. : 61 06-13/2045

Объем: 206 стр.

Информация: Хабаровск, 2006


Содержание:

Введениестр
Глава I Философско-психологические основания проблемы педагогической поддержки процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX века
11 Философские основания проблемы педагогической поддержки процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX встр
12 Трактовка проблем процесса взросления учащихся в трудах отечественных и американских психологов второй половины XX в
Выводы по I главестр
Глава II Теоретические основания системы педагогической поддержки процесса взросления учащихся в исследованиях отечественных и американских педагогов второй половины XX в
21 Представление о сущности процесса взросления учащихся как основание педагогической тактики их решения в исследованиях отечественных и американских педагогов второй половины XX в стр
22 Теоретические подходы к осуществлению педагогической поддержки процесса взросления учащихся в исследованиях отечественных и американских педагогов второй половины XX встр
Выводы по II главестр
Глава III Педагогические факторы и условия преодоления проблем процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX в
31 Роль педагога в формировании межличностных взаимодействий учащихся как фактор преодоления проблем их взросления в отечественных и американских исследованиях второй половины XX в
32 Воспитание в семье как фактор преодоления проблем процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины XX встр
33 Особенности педагогической поддержки учащихся в период их психосексуального развития в отечественных и американских исследованиях второй половины XX встр
Выводы по III главестр

Введение:

Актуальность темы исследования
Социально-экономические, социально-политические процессы на рубеже XX и XXI веков вызвали серьезные изменения в реальной жизни людей и особенно молодежи. Переосмысление норм, ценностей, бывших традиционными в советский период истории России, их разрушительная критика лишили людей идеалов, духовной опоры, уверенности в завтрашнем Дне.
Подростки, юношество попали в сложную ситуацию выбора между добром и злом, между культурой и антикультурой. При этом огромное число родителей не в состоянии помочь им. Негативные социальные явления, вызвавшие массу проблем на всех уровнях образования, поставили школу перед острой необходимостью искать пути их разрешения, и в то же время выявили неготовность педагогов к этому.
Следует отметить, что учеными, педагогами, общественностью разных стран осознается тот факт, что особенно чувствительным к социальным и психологическим переменам в обществе оказывается юношеский возраст -период активного взросления молодого человека, когда происходят значимые изменения на всех уровнях его становления. Проблемы взросления, развитие самосознания молодого человека требуют совместного поиска путей их разрешения педагогами разных стран.
Неразработанность данной проблемы делает значимым обращение к опыту других стран. Возможность и целесообразность изучения зарубежного опыта обусловлены, в частности, тем, что рост взаимосвязи и взаимозависимости стран современного мира ведет и к интеграции образовательного пространства на международном уровне. Обращение к рассмотрению «проникающих» концептуальных идей гуманистической парадигмы зарубежной школы способствует интеграции российских педагогов в единое мировое образовательное пространство. В связи с этим актуализируется значение сравнительно-педагогических исследований. Изучение и сравнение зарубежного опыта, обогащающего отечественное педагогическое знание, помогает определить вклад российской педагогики в мировую науку. Для России имеет значение, в частности, опыт педагогической поддержки процесса взросления подростков в США. Правомерность обращения к сравнительному анализу воззрений педагогов России и США обусловлена схожестью возникших на рубеже веков проблем.
Кризис в социо-культурной жизни и в образовании происходит и в США, на что указывают Н.Н. Моисеев, Ю.В. Бестужев-Лада, А.И. Суббето, В.М.Лейбин, Э. Мур и др. Он выражается, в частности, в том, что переход к постиндустриальной цивилизации потребовал самостоятельных, креативных специалистов, но сложившиеся технологии обучения и воспитания не отвечают современным потребностям, не развивают индивидуальных и творческих способностей учащихся.
Таким образом, реалии и противоречия современной эпохи все более акцентируют субъективную выраженность человека, требуют от него способности занимать активную творческую позицию в собственном самосозидании. Подтверждением этому является антропоориентированность современных философских работ (И.А. Гайдученок, М.Н. Кузьмина, Г.Д.Левина, Ф.Т. Михайлова, В.К. Пухликова, К.Т. Сэмюэл, Р. Рорти и др.).
Изучение исследований в области сравнительной педагогики показало, что как зарубежные (А. Астин, У. Бронфенбреннер, Г. Гарднер, Д. Карнз, М.Мид, Д.Олпорт и др.), так и отечественные авторы (Б.Л. Вульфсон, О.Г.Гаганова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.В.Кларин, З.А.Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова, Т.В. Фуряева и др.) не анализировали специально проблемы, возникающие в процессе взросления. В центре их внимания были методологические, аксиологические проблемы зарубежной педагогики и задачи поликультурного образования и воспитания, развитие системы образования.
Личность педагога как ключевая фигура преодоления проблем развития учащихся рассматривается в работах В.П. Бедерхановой, Е.Ю.Васильевой, В.Б. Гаргай, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др. Однако изучаемая нами проблема ими специально не рассматривалась. Вместе с тем, эти исследования в области сравнительной педагогики предопределили принципы нашего подхода к анализу и сравнению исследований педагогов России и США.
Работы Т.А. Берсеневой, Н.Е. Воробьева и И.С. Бессарабовой, Н.М.Воскресенской, A.M. Митиной, А.В.Сиволапова и др. анализируют сегодняшнее состояние проблем становления учащихся, их «полноценного развития» с точки зрения готовности жить в современном обществе, изменяя его в лучшую сторону. Сравнительно - педагогическое исследование Е.А. Захаровой в области гуманистических подходов к процессу преодоления девиантного поведения подростков в отечественных и американских исследованиях представляет современный взгляд на возможность его предупреждения и преодоления.
В качестве методологического и теоретического основания для понимания нами процессов, происходивших в российской педагогике в указанный период, являются исследования Л.А.Степашко о парадигме советской педагогики, где отражены гуманистические и аксиологические идеи образовательного пространства советского периода. Гуманистические традиции исследований природы личности, ее поведения отражены в философских работах М.М.Бахтина, ' Н.А.Бердяева, М.М.Кагана, Н.Б.Мамардашвили и др. Реалии современного отечественного общества имеют демократическую направленность, что обусловливает высокий интерес педагогов России к анализу, сравнению и усвоению антропоориентировнного опыта педагогов США в возможности преодоления проблем взросления учащихся.
Изучение трудов А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, И.С. Кона,
A.Н.Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. показало, что гуманистический взгляд на природу человека в отечественной психологии в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века привел к эволюционным изменениям понимания отечественными психологами проблем взросления индивида и возможностей их преодоления.
Обращение к работам Г.С. Абрамовой, А.С. Макаренко, Н.Д.Никандрова, Л.И. Новиковой, В.А.Сухомлинского и др. обусловлено тем, что теоретические труды этих ученых посвящены общинному воспитанию, значению коллектива в процессе взросления учащихся. Труды этих авторов остаются актуальными на протяжении многих лет, служат основой для дальнейшей разработки идей воспитания взрослеющих индивидов через ценности коллективной жизни, представляют интерес и изучаются педагогами США и других стран.
Основанием для понимания механизмов взросления и его проблем послужили работы Л.Н.Куликовой по проблемам саморазвития личности, создания механизмов внутренних побуждений самого учащегося в его самостановлении, формировании выбора и направленности поступка. Исследования Б.С. Братуся, Д.И. Фельдштейна и др. явились основой для гуманистического подхода к пониманию механизмов и динамики взросления учащихся.
В работах Б.М. Бим-Бада, О.С. Газмана, Г.П. Звенигородской, И.С.Кона, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина, A.M. Прихожана, Н.Н.Толстых,
B.В.Павловского (70-е гг. XX - начало XXI вв.) представлен педагогический анализ проблем процесса взросления учащихся и обнаружена гуманистическая преемственность оснований для их преодоления. Процесс взаимодействия с учащимися в период их взросления понимается авторами как «взаимопроникающий», взаимозависимый, природосообразный их «внутреннему миру», стимулирующий запуск механизмов саморегуляции и самовоспитания.
Изучение проблем и особенностей протекания взросления молодого человека, возникающих на его пути к качественным преобразованиям, связанных с формированием способности делать самостоятельный ответственный выбор, с поиском места в окружающем мире, обусловило определение возрастных границ исследования: подростковый и начало юношеского возраста. Этот процесс осложняется стрессом, связанным с активным психосексуальным созреванием в подростковом возрасте.
Наше обращение к исследованиям США второй половины XX века по проблеме педагогической поддержки взросления учащихся обусловлено, прежде всего, утверждением гуманизма во взглядах философов, психологов, социологов, педагогов этой страны на человека и сущность воспитательных процессов, что раскрывается в большинстве изученных нами трудов (А.Гелен, Дж.Гэлбрейт, А.МакИнтайр, Л.Мамфорд, Р.Рорти и др.).
В исследованиях Н.Ноддингс, Д.Познера, С.Раддик, Р.Рикер представлены демократические традиции педагогов США, где взрослеющему индивиду предоставлены определенные права и свободы в решении его проблем, педагогу - в моделировании воспитательной деятельности. В отечественной педагогике подобные традиции популяризируются и становятся актуальными в настоящее время.
Исследования ученых США указанного периода отличает интегративность и последовательность в подходах к различным областям знания о человеке, что обусловливает неоднозначность определения сферы науки о человеке в трудах того или иного ученого. Это подтверждается работами У. Бронфенбреннера, М. Мид, Т. Парсонса, Б. Скиннера, Э.Фромма и др. Американскую психологию указанного периода отличает разнообразие концепций понимания природы человека, основания для преодоления проблем процесса взросления учащихся (ученые-бихевиористы США А.Бандура, Б.Скиннер, Э.Толмен, Э.Л.Торндайк, представители антропологического, когнитивного подходов У.Бронфенбреннер, М.Мид, Э.Эриксон, экзистенциального и гуманистического направления А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.). Разнообразие направлений и концепций обусловливает творческий подход педагогов США в выборе и использовании психологических технологий в деятельности по преодолению проблем взросления учащихся.
Мы выявили, что для многих американских педагогов методологическим основанием воспитательной деятельности являются исследования Л.С.Выготского. В частности, о роли собственного опыта ученика и окружающей среды, о роли учителя в организации и регулировании среды. Это можно сказать о взглядах А. Бандура, Д. Роттер, Б. Скиннер, Б.Стрикланд и др. на роль внешних условий в формировании поведения индивида путем его самостоятельной оценки и самоконтроля.
В условиях смены образовательных приоритетов в России основополагающими для отечественных педагогов становятся гуманистические ценности. Повышается актуальность формирования способностей юношества к активной самостоятельной продуктивной деятельности, развития их творческого мышления. В связи с этим гуманистические педагогические технологии способствуют повышению внутренней мотивированности взрослеющих индивидов, развивают положительное отношение к учебной деятельности, помогают самостоятельно находить и анализировать информацию.
В поисках путей реализации задачи развития творческой самостоятельности взрослеющей личности в условиях высшей школы отечественная педагогическая наука обращается к различным источникам, среди которых зарубежный опыт представляет особый интерес (Л.Дженсен и Р. Хэвигхерст, Г. Левин, Э. Маккоби, Р. Сларс и др.). Личностноориентированный подход к обучению в вузах активно внедрялся в США в течение более пятидесяти лет, что содействовало развитию к настоящему времени гуманистических технологий обучения, оптимизировало процессы поддержки взросления подростков. Эти технологии в совокупности образуют систему, обеспечивающую эффективность учебно-воспитательного процесса. Американские гуманистические педагогические технологии обучения в высшей школе основаны на общечеловеческих ценностях, что делает их в определенной степени универсальными, позволяя использовать эти технологии для обучения в вузах других стран. На современном этапе подобный опыт, накопленный в США, имеет для российских педагогов большую теоретическую и практическую значимость.
Вхождение России в мировые социокультурные процессы развития образования требует схематичного рассмотрения понятий, характеризующих педагогическую поддержку учащихся в педагогике различных стран и соотнесение исследовательских подходов.
И отечественная педагогика, и педагогика США накопили значительный теоретико-методологический и экспериментальный материал, который позволяет вычленить процесс взросления ребенка в самостоятельную педагогическую проблему.
Рассматривая ее, мы опираемся на исследования в области социализации (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, В.А.Мудрика, В.В.Павловского и др.), одним из важнейших факторов которой в педагогической науке выделилась психолого-педагогическая поддержка. Ведущие аспекты психолого-педагогической поддержки взрослеющего индивида рассматривались в направлении готовности его к взрослой жизни.
Современные тенденции расширения возможностей психолого-педагогической поддержки на различных этапах развития подростка предполагают новый подход к позиции педагога. Теория психолого-педагогической поддержки в качестве приоритетного направления выделяет фасилитирующую роль взрослого на самореализацию, самоопределение личности, саморазвитие ребенка, его взросление на различных этапах его развития (Т.В.Анохина, О.С.Газман, С.П.Иванов, Л.Н.Куликова, И.С.Якиманская и др.).
Однако, как показывает анализ отечественных педагогических исследований (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б.Крылова и др.), вопросы сущности педагогической поддержки процесса взросления индивида недостаточно раскрыты на теоретическом и практическом уровне. Это такие важные аспекты, как роль фасилитации в психолого-педагогической поддержке взросления личности; особенности выбора содержания педагогической воспитательной работы, отвечающего индивидуальным потребностям развивающейся личности в период взросления. Теоретическое обоснование сущности педагогической поддержки взрослеющей личности, чему будет способствовать изучение и использование теоретического и практического опыта американских педагогов в данной области, окажет влияние на эффективность работы педагогов-практиков, которые не владеют методами и приемами оказания всесторонней помощи взрослеющему индивиду в современных условиях.
Проблема взаимоотношений подростков и взрослого сообщества - это не только проблема «отцов и детей», ее психологической оценки, это и более широкий социокультурный и социально-исторический аспект взаимодействия поколений. Эта проблема актуальна во все времена, хотя акценты ее постоянно меняются. Подходы к ее обсуждению меняются в зависимости от исторических, политических, культурных обстоятельств, от разных условий, структуры и особенностей организации жизнедеятельности людей. Устойчивость ее значения, многоуроьневость, многохарактерность определяются усложнением связей двух объективно существующих состояний - подростничества и взрослости.
Процесс взросления реально обусловлен ориентацией детей на мир взрослых, с их стремлением занять определенную социальную позицию. Например, в старшем подростковом возрасте вхождение индивида во взрослый мир, признание его взросления всегда было и остается самоценным, особенно важным действием со стороны взрослых. Таким образом в процессе социализации-индивидуализации актуализируется социальный смысл отношений, поведения.
В настоящее время при сохранении названных тенденций изменились многие характеристики периода взросления, в частности, деформировалось стремление старших подростков к социальному равенству с взрослыми. Современный подросток входит в мир взрослых и старается утвердиться в нем подчеркнуто «индивидуально», занимая свою собственную позицию на правах «самостоятельного» функционирования в этом мире. Взрослый мир во всех его сложных отношениях воспринимается индивидом упрощенно, а социально значимая позиция сводится лишь к материальной независимости, когда, зачастую, в силу экономических особенностей современного российского общества, подросток приобретает возможности случайных, но существенных заработков, превышающих заработок его родителей.
Возникает противоречие, которое заключается, с одной стороны, в проявлении определенной независимости подростка, с другой - в сохранении статуса ребенка для его близких взрослых и взрослого окружения в целом. Данное обстоятельство приводит не только к различным срывам в поведении, но, главное, к деформации самосознания: внутренне он еще не готов к занятию значимой социальной позиции и осознанию своего «Я» в системе всех отношений. Общество также не готово принять его в этом качестве. С одной стороны, подросток функционирует в соответствующих и на определенном уровне социальных связях взрослых, создающих впечатление его полной самостоятельности; с другой — социализация его происходит на самом низком уровне.
Вместе с тем, при всем разнообразии условий, в которых оказываются взрослеющие индивиды, наблюдается тенденция сохранения молодыми людьми позиций беззаботности детства, при максимальной реализации потребностей, приобщающих их к миру взрослых. Такая тенденция актуализирует поиск психолого-педагогических путей поддержки подростка в преодолении его инфантильности, развитии чувства ответственности и самостоятельности. Вышеперечисленные факторы делают необходимым поиск таких общественных и государственных структур, которые будут способны обеспечить в стране уровень нормального детства, оптимальные условия образования, рациональное соотношение индивидуализации и социализации в период взросления. Обозначенное выше противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление тех особенностей процесса развития личности, которые можно обозначить как проблемы взросления, и, в связи с этим, специфику педагогической поддержки взрослеющей личности в педагогических исследованиях России и США.
С учетом теоретической и практической значимости и недостаточной теоретической разработанности проблемы нами была определена тема исследования: «Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в американских и отечественных исследованиях второй половины XX века».
Объектом исследования является разработка проблем воспитания в педагогике России и США второй половины XX века.
Предметом исследования является гуманистический теоретический и практический опыт педагогической поддержки процесса взросления в американской и отечественной педагогике указанного периода.
Цель исследовании: выявление научных основ разрешения проблем процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях указанного периода, а также синтез этого знания в целях его научного и практического применения на современном этапе развития отечественной педагогики.
Задачи исследования:
• выявление принципов оценивания американского опыта и возможностей использования эффективных методов в теории и практике решения проблем взросления учащихся на современном этапе развития отечественной педагогики;
• определение теоретических подходов к формулировке и решению проблем процесса взросления в отечественных и американских философских, психологических, педагогических исследованиях;
• определение основных факторов, условий и средств оптимизации преодоления проблем взросления в педагогических отечественных исследованиях и работах США второй половины XX века;
• выявление возможности синтеза наиболее значимых теоретических положений о педагогической поддержке процесса взросления ребенка в исследованиях России и США.
Методологической основой исследования являются идеи о гуманистической природе педагогического процесса, философские положения о человеке как существе природном (биологическом), социальном (культурном) и экзистенциальном (уникальном, неповторимом, свободном); общетеоретические положения психолого-педагогической науки о роли активной деятельности человека в его саморазвитии. Методологию исследования также определили общенаучные подходы, положенные в основу сравнительной педагогики: интегративный подход к исследованию и анализу современных явлений и процессов в науке, диалектика соотношения общего, особенного и единичного, национального и общечеловеческого, отделение закономерного от случайного; современные психолого-педагогические взгляды на поведение индивида в процессе его взросления и закономерности его развития, межличностные отношения.
Для достижения цели и решения задач в работе использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; метод концептуального анализа определений и понятий; метод междисциплинарного подхода к изучению исследуемой проблемы. Для обобщения материала использовался комплекс методов: сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация и др.), методов формирования позитивных и актуальных для современной теории и практики воспитания выводов на основе сравнительного изучения состояния и тенденций в разрешении изучаемой проблемы.
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что с конца 50-х гг. XX в. в США ведется активная теоретическая разработка гуманистических подходов к решению проблем юношеского возраста (в переводе с английского языка "teenager problems" - проблемы возраста молодежи и подростков с 13 до 19 лет). С конца 50-х - начала 70-х гг. XX в. в отечественной науке активно формируется концепция «кризиса подросткового возраста». Актуализация проблем приобретает распространение в педагогике. Обращение к гуманистическому опыту предыдущих десятилетий составляет основу современных тенденций постановки и решения проблем взросления учащихся.
Географические рамки исследования представлены изучением педагогической мысли России и США.
Научная новизна исследования: - с позиций сравнительной педагогики осуществлен анализ представлений отечественных и американских исследователей о процессе взросления, представлены основные тенденции в развитии теоретических положений и практического опыта педагогической поддержки учащихся в период их взросления;
• в исследовании выявлено общее и особенное в гуманистических подходах педагогов России и США к пониманию процесса взросления и педагогической поддержки учащихся в этом процессе (общим является взгляд на взрослеющую личность как на субъект саморазвития, а на педагогический процесс как на взаимодействие с ним, направленный на поддержку личности в период взросления; различия обусловлены пониманием процесса взросления как безусловного принятия и сохранения этого специфического по своему содержанию и функциям пространства);
• введены в научный оборот ряд имен (К.Дарлинг, У.Джемс, Н.Ноддингс и др.), оригинальных источников и терминов, ранее не знакомых либо малознакомых отечественным исследователям {способность на «удержание» в круге заботы и добра, экология класса и др.), что позволяет расширить знания по теории и практике педагогической поддержки взросления учащихся.
Теоретическая значимость исследования:
• педагогическая теория обогащена на теоретико-методологическом и процессуально-технологическом уровнях положениями об эффективности педагогической поддержки учащихся в преодолении проблем процесса взросления (подход к ребенку как целостности в его устремленности одновременно к общинности и к автономизации);
• исследование показало, что значимой характеристикой гуманистического подхода педагогов России и США второй половины XX века к сущности процесса взросления является взгляд на него как на необратимый поступательный процесс становления молодого человека при его переходе к взрослости с возрастанием степени и меры ответственности за выбор своего жизненного пути; самопроектирования и самотворчества личности;
• сравнительное исследование показало, что ключевыми факторами преодоления проблем процесса взросления учащихся для педагогов России и
США являются личность педагога, воспитание в семье и в коллективе с учетом стресса психосексуального повзросления;
• проведенный анализ доказал возможность использования теоретического опыта педагогов США второй половины XX века в области преодоления проблем процесса взросления учащихся, обогатив тем самым базу для отечественных теоретических исследований по проблемам взросления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• осуществленный анализ тенденций и подходов к процессу взросления учащихся с позиций сравнительной педагогики выявил основания для понимания и разрешения проблем процесса взросления и педагогической поддержки этого процесса, что дает возможность использования этого опыта в условиях современной России:
• в исследованиях по сравнительной педагогике, при изучении истории отечественной и зарубежной педагогики;
• при разработке нормативных курсов по педагогике, специальных курсов по проблемам взросления учащихся;
• при разработке рекомендаций для педагогов и воспитателей, вовлеченных в деятельность по преодолению проблем взросления в процессе воспитания.
Достоверность представленных выводов исследования обеспечивается использованием значительного объема первоисточников (285), в том числе, на английском языке (81); опорой теоретического анализа на современную методологию историко-педагогического и сравнительного исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам. На защиту выносятся следующие положения:
• основными принципами отбора материала и оценивания его, с точки зрения возможности использования в теории и практике решения проблем взросления учащихся на современном этапе развития отечественной педагогики, стали: утверждение гуманизма во взглядах американских исследователей на человека и сущность воспитательных процессов, интегративность и последовательность в подходах к различным областям знания о человеке, гуманистические педагогические технологии обучения в высшей школе, основанные на общечеловеческих ценностях, что делает их в определенной степени универсальными;
• общим в теоретико-методологическом обосновании процесса взросления является понимание учеными России и США человека как, с одной стороны, природной, культурной и социальной целостности, с другой стороны, - как индивида, подверженного противоречиям, которые стимулируют внутренние процессы саморазвития. Различия в понимании сущности процесса взросления и его проблем обусловлены, с одной стороны, требованиями официальной политики в области воспитания, а, с другой, гуманистическими общинными (коллективистическими) традициями отечественной педагогики и индивидуалистическими основами американской педагогики;
• общность подходов к педагогической поддержке процесса взросления отечественных и американских педагогов состоит в признании ведущей деятельности педагога, педагогического взаимодействия; особенным является ее внутреннее содержание, которое наполнено разными смыслами и обусловлено аксиологическими основаниями воспитательных традиций России и США.
Апробация, внедрение и использование результатов исследования осуществлялись с 2000 по 2005 гг. на базе кафедры иностранных языков Хабаровского государственного педагогического университета. Основные направления исследования прошли проверку в институте математики, физики и информационных технологий Хабаровского государственного педагогического университета. Результаты и выводы исследования регулярно публиковались в сборниках аспирантских работ ХГПУ (2002, 2003, 2004 гг.), в межвузовских сборниках научных работ (ХГПУ), докладывались на заседаниях кафедры, научно-практических внутривузовских, межвузовских, международных конференциях: на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории педагогики: от даилогизма историко-педагогического познания - к диалогизму современного педагогического процесса» (г.Владимир, 2004г.), Всероссийской научно-практической конференции «Личностно-профессиональное саморазвитие обучающихся в образовательном процессе» (г.Хабаровск, 2003г.), международной научно-практической конференции «Современные проблемы образования» (г. Хабаровск, 2005г.)
Организация исследования:
Основной опытно-экспериментальной базой явился Хабаровский государственный педагогический университет. Исследование проводилось с 2000 по 2005 гг. и включало следующие этапы:
Первый этап (2000 — 2001 гг.)х — проблемно-поисковый, или подготовительный. Проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы России и США по проблемам взросления индивида. Формулировалась рабочая гипотеза исследования, определялись его цели и задачи.
Второй этап (2001 — 2002 гг.) — теоретико-практический, или основной, был связан с углубленным теоретическим и практическим изучением основных аспектов проблемы, выявлением и анализом факторов и условий, определяющих характер влияния педагогической поддержки на взросление личности, анализом результатов научного среза, оценкой эффективности педагогической поддержки.
Третий этап (2002 - 2005 гг.) - завершающий. На данном этапе велась систематизация материала, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения, что соответствует логике исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 78 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz