Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 6 » Скачать Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов. бесплатно
10:19 PM
Скачать Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов. бесплатно
Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов

Диссертация

Автор: Матвеева, Татьяна Михайловна

Название: Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов

Справка: Матвеева, Татьяна Михайловна. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2001 206 c. : 61 02-13/43-2

Объем: 206 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
11 Сущность и содержание метода проектов
12 Особенности использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности учащихся
13 Критерии оценки предпринимательской компетентности у учащихся старших классов -
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
21Модель обучения предпринимательской деятельности
22 Содержание обучения предпринимательской деятельности с целью формирования предпринимательской компетентности
23 Содержание проектных заданий и их классификация
24 Итоги опытно-экспериментальной работы

Введение:

Современные тендешщи развития общества, процесс его дальнейшей демократизации, переход к формированию активной, созидательной личности, способной к самостоятельному самоопределению в сфере трудовой деятельности, обладающей способностью выдвигать и реализовать собственные замыслы в реальных рыночных условиях. В настоящее время рынок труда в России претерпевает серьезные изменения, которые предъявляют новые требования к системе общего и профессионального образования. Тенденция на рынке такова, что специалисты рабочих профессий будут вынуждены менять место своей работы 1015 раз на протяжении всей своей трудовой деятельности, а высококвалифицированные специалисты 4-6 раз. В России в сфере занятости произошло увеличение общей численности безработных. По данным Международной организации труда потенциал безработицы увеличился до 12,4%.Выпускники современной общеобразовательной школы являются основным источником безработных на рынке труда. Их удельный вес составляет 45,2% от общего числа безработных в России. Рынок труда выбирает наиболее подготовленных и компетентных специалистов и оставляет невостребованными специалистов, не обладающих практическими навыками работы, хотя и имеющих документы об образовании.Исследования, проведенные на рынке труда Институтом рынка труда, показывают, что решение проблемы молодежной занятости не случайно связывается с двумя комитетами - труда и занятости и образования. Выявлены основные положения, отражающие состояние дел на рынке труда, сложившееся в 1999 году в результате реформирования экономики России: 1. Резкий спад производства, что привело к обвальному сокращению рабочих мест для выпускников вузов, техникумов и ПТУ, особенно по техническим специальностям, и, связанное с этим доминирование в системе подготовки специалистов различных модных специальностей, - таких, как менеджер, маркетолог, бухгалтер, предприниматель и т.д. •ft 2. Инерционность системы образования, которая не успевает отслеживать изменения на рынке труда, что приводит к перепроизводству одних специалистов и нехватке других.3. Неподготовленность молодежи к рыночным отношениям приводит к тому, что выпускники школ не могут взаимодействовать с рынком труда или повысить свой уровень конкурентоспособности. Здесь необходима помощь учебных заведений, в противном случае молодой человек пополняет криминальную среду.4. Нежелание предприятий заниматься молодежью, т.к. нет возможности заниматься выращиванием специалистов.5. Жесткая конкуренция на рынке труда, обусловленная сокращением рабочих мест и стремлением специалистов с производственным опытом получить любую работу.Перечисленные тенденции являются основополагающими в проблеме молодежной безработицы.Рядом международных и государственных документов последнего времени Международным стандартом ИСО «Управление качеством - Руководство по обучению». Федеральным Законом РФ «Об образовании» - определены основные требования к современной системе образования: обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция перехода от репродуктивной системы образования к креативной и продуктивной.В условиях обострения проблемы безработицы задача содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений и эффективного использования их потенциала стала одной из главных для органов управления образованием и службы занятости.В процессе перехода к обществу, где предпринимательская психология охватывает все сферы деятельности, изменение отраслевой структуры экономики и перераспределение рабочей силы, одним из аспектов которого является преимущественное развитие малого бизнеса и малого предпринимательства, влечет за собой существенное изменение в содержании обучения выпускников общеобразовательных школ и специалистов. В 1999 г. в сфере малого бизнеса было занято 7,5 млн. человек (до 900 000 малых предприятий), в 2000 году прогнозировалось увеличение до 8,6 млн. человек. Наблюдается постоянный отток рабочей силы из промышленных отраслей в непроизводственные сферы. Наличие компетентного персонала, предпринимателей приобретает особую роль в период перехода от первичного раздела рынка к возникновению серьезной конкурентной борьбы, которой характеризуется вторая вохша российского бизнеса. Существует лишь две формы (основные) экономической активности: в качестве наемного работника или в качестве организатора производства, то есть предпринимателя [29].Особенно актуальной становится проблема профессиональной мобильности и возможности реального выбора: стать грамотным наемным работником или выступить в качестве самостоятельного предпринимателя.В ст. 34 Конституции РФ записано: "1 . Каждый имеет право на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" [67].В ст. 23 ГК РФ сказано: "Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя" [45].Заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, т.е. полностью дееспособные. Это - возраст учащихся 10-11 классов.Для того чтобы молодежь могла воспользоваться правом заниматься предпринимательской деятельностью, предоставленным ей новой социальноэкономической системой, государством, она должна еще в школе подготавливаться к этому выбору (стать предпринимателем или наемным работником), приобретать соответствующие компетентности, тем более, что школа призвана передавать подрастающему поколению социальный опыт и подготавливать к жизни.Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности для России является новой. В период централизованной экономики профессиональная ориентация была направлена на рабочие профессии в сфере материального 'Щ производства. Экономическое образование и воспитание было ориентировано на включение школьников в ведущие отрасли промышленности, особенно по таким важным для народного хозяйства специальностям как станочник, металлург, животновод, шахтер, строитель и формирование интереса учащихся к рабочим профессиям. В настоящее время отказ от гигантских предприятий и переход к малому бизнесу, обладающему большой мобильностью, требует включения этой сферы в профориентацию школьников.Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах общества. Реализация этой цели предполагает развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержку инновационной деятельности: [I.e. 12-13].Формирование предпринимательской компетентности в процессе предпринимательской подготовки старшеклассников является звеном в цепи непрерывной системы образования.Современный взгляд на предпринимательскую подготовку школьников как проблему формирования предпринимательской компетентности выпускников школ, позволяющей интегрироваться с социально-экономической средой, вызвал ^ необходимость проведения данного исследования. Проблемам предпринимательской подготовки учащихся посвящены работы Н.Г. Алексеева, В.А. Березиной, А.К, Бруднова, В.В. Быкова, СИ. Вершинина, Н.И. Городецкой, Ю.В. Громыко, СИ. Зверева, И.С. Палова, И.А Сасовой, В.Д. Симоненко, А.В. Леонтьева, А.С Потапова, В.З. Черняк и др. Разработан ряд программ, у^1ебников, пособий, наработан определенный опьгг предпринимательской подготовки молодежи в последнее десятилетие XX века. Однако исследования в этой области показывают, что у вьшускников образовательных учреждений по-прежнему не сформирована положительная мотивация к трудовой деятельности в сфере малого ^^ бизнеса, к открьггию своего дела в одной из сфер профессионального труда, они попрежнему не обладают необходимьп^ объемом знаний для самостоятельного самоопределения в сфере трудовой деятельности. Реальное ознакомление молодежи с предпринимательской деятельностью осуществляется, в основном, в системе дополнительного образования, образовательные учреждения которой посещает незначительная часть школьников. В предлагаемом проекте федерального стандарта в образовательной области "Технология" предусматривается предпринимательская подготовка учащихся. Однако мы считаем, что в нем особое внимание уделяется теоретическим знаниям, а включенный в стандарт метод проектов не подкреплен методическим обеспечением. Кроме того, отсутствие у педагогов специальных знаний в сфере рыночной экономики и опыта предпринимательской деятельности также снижает эффективность обучения учащихся.В федеральном стандарте основной целью предпринимательской подготовки является ознакомление учащихся с предпринимательской деятельностью, формирование первоначальных знаний и умений. Наиболее значимым в обучении является первоначальный опыт практической деятельности как определяющий фактор в выборе выпускниками общеобразовательных школ сферы профессиональной деятельности, связанной с предпринимательством. Мы считаем, что целостность подхода, включающего и знания, и умения, и практический опыт эффективнее - обеспечит предпринимательскую подготовку старшеклассников и создаст условия для осознанного выбора предпринимательства как профессионального вида деятельности.В этом отношении нам представляется более целесообразным говорить о формировании предпринимательской компетентности у старшеклассников.Активный поиск содержания, форм и методов обучения школьников предпринимательской деятельности (основам предпринимательства), основан на деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Предпринимательская деятельность - это созидающая инновационно-проектная деятельность. Поэтому одним из путей реального обучения предпринимательству, адекват1юсти формирования знаний и предпринимательской компетентности современным требованиям общественного развития и требованиям образования является введение в учебную практику метода проектов, позволяющего организовать * проектно-практическую деятельность обучающихся предпринимательству.Проблеме использования метода проектов в обучении посвящены научные труды П.П. Блонского, Д. Дьюи, В.Х. Килпатрика, А.Г.Калашникова, М.В.Крупениной, А.П.Пинкевича, СТ. Шацкого, В.М Шульгина и др. Значительный вклад во внедрение метода проектов в учебный процесс образовательной области "Технология" внесен Ю.Л. Хотунцевым и В.Д. Симоненко. В исследованиях И.Г. Автухова, СВ. Балдиной, Б.В.Игнатеева, М.Б. Павловой, А.И. Панова, Д. Питта, Е.А.Фураевой рассматриваются проблемы теории и практики применения метода проектов в образовательной области "Технология". Однако нам не удалось найти исследований, в которых бы метод проектов рассматривался как метод формирования первоначального опыта практической деятельности в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников.Все изложенное позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в следующем: какими должны бьггь педагогические условия, раскрывающие содержание проектной деятельности и формы ее организации, основанные на использовании метода проектов как эффективного метода формирования у учащихся старших классов предпринимательской компетентности? Проблема определила цель исследования.Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.Предмет исследования - педагогические условия формирования предпринимательской компетентности старшеклассников на основе метода проектов в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе.Задачи исследования: 1. Выявить особенности использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности учащихся старших классов, определяющие структуру педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.2. Разработать модель обучения предпринимательской деятельности на основе метода проектов.3. Провести отбор содержания учебного материала, необходимого для « т создания бизнес-проектов и разработать методику обучения бизнеспроектированию. 4. Проанализировать динамику формирования предпринимательской компетентности при выполнении проектных заданий.Гипотеза исследования состоит в следующем: предпринимательская компетентность старшеклассников общеобразовательной школы будет сформирована, если: 1) на основе выявленных особенностей применения метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников будет определена структура педагогических условий, учет которых в учебновоспитательном процессе общеобразовательного учреждения будет обеспечивать усвоение ими необходимых знаний и умений (в сфере рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, права), опыта практической деятельности, а также способствовать формированию положительной мотивации в выборе профессиональной деятельности, включающей предпринимательство; 2)будет разработана модель обучения предпринимательской деятельности, раскрывающая цели, задачи, содержание метода проектов в целях формирования у учащихся предпринимательской компетентности; 3)на основе разработанных критериев будет произведен отбор содержания материала для обучения бизнес-проектированию и разработана методика создания бизнео-проектов.Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности, профессионального самоопределения, теоретические основы проектирования, диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, причинно-следственных связях.Методы исследования: теоретический анализ научной, психологической, педагогической, методической, специальной, справочной литературы и официальных государственных и региональных документов по проблеме исследованР1я; изучение и обобщение опыта предпринимательской подготовки у нас в стране и за рубежом; моделирование процесса обучения предпринимательству; эмпирические методы наблюдения за учащимися и опроса; анализ продуктов деятельности учащихся; констатирующий и формирующий эксперименты; статистическая и аналитическая обработка экспериментальных данных.Этапы исследования: Исследование проводилось с 1995 по 2001 год в средней общеобразовательной школе г. Щелково № 1 ,Промышленно-коммерческом колледже в три этапа. В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащихся 10-х классов и учащихся 11 классов школы № 1 и учащихся промышленно-коммерческого колледжа.Первый этап(1995-1996г.г.>.Изучение научной литературы по философии, педагогике, психологии, методике, спещ1альной литературы по предпринимательству. Определение проблемы исследования, его цели, объекта, предмета, задач, гипотезы. Выявление теоретических и методических основ использования метода прое^ (ггов для формирования предпринимательской компетентности, проведение констатирующего эксперимента.ВТОРОЙ этап (1996-1998 г.г.) Разработка технологии применения метода проектов, уточнение содержания учебных программ курса "Предпринимательство". Разработка и уточнение понятийно-терминологического аппарата исследования. Разработка плана экспериментальной работы по теме исследования. Проведение формирующего эксперимента, анализ и осмысление полученных результатов.Третий этап (1999-2001 г.г.) Подготовка методических рекомендащ1й, оформление результатов исследования, оформление диссертавд1И. Научная новизна исследования состоит в следующем: - с учетом особенностей использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников выявлена структура педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса: педагогические условия, обеспечивающие формирование необходимых для разработки бизнес-проектов знаний из области рыночной экономики, маркетинга. менеджмента и права (разработка критериев отбора содержания учебного материала с учетом специфики учебного бизнес-планирования; разработка методики обучения, основанной на сочетании репродуктивной и творческой деятельности с приоритетом последней; совместная деятельность учителя и ученика; организация индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности; максимальное использование в обучении самостоятельности учаищхся; формирование умения рефлексивного анализа; организация обучения на основе личностно-ориентированного образования и деятельностного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников); педагогические условия, обеспечивающие формирование опыта практической деятельности ( перенос акцента в процессе создания бизнес-проекта на воображение, создание творческих образов, а не на экономическую реальную эффективность проекта и его реализуемость; организация экономической учебной практики в реально действующих коммерческих фирмах; подготовленность преподавателя к использованию метода проектов в обучении старшеклассников предпринимательской деятельности) и педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации в выборе профессиональной деятельности, основанной на предпринимательстве (успешность освоения необходимых знаний и умений, опыта практической деятельности в процессе реализации разработанного проекта в сфере предпринимательства и т.п.); -выявлены критерии отбора содержания учебного материала для обучения школьников (природосообразность, доступность, реалистичность, учет возрастных особенностей, оптимизация, доступность, целостность, достаточность, систематичность, последовательность, гуманистичность, научность, социализация обучения, профилирование и дифференциация, креативность) созданию бизнеспроектов и разработана методика обучения. - разработано содержание проектной деятельности старшеклассников и проведена ее классификация в виде проектов в соответствии с уровнем сформированной предпринимательской компетентности. Основанием для классификации мы определили характеристику используемых умений, профессиональную направленность содержания деятельности, уровень # самостоятельности учащихся, по выполнению в урочное и внеурочное время, тип конечного результата.Практическая значимость исследования: -разработана программа курса "Предпринимательство и обучение бизнеспроектированию" для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы; -разработана классификация видов проектной деятельности учащихся; разработаны методические рекомендации по обучению учащихся бизнес-проектированию; разработаны методические рекомендации для учителя по организации опыта предпринимательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.Выводы и рекомендации опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в самостоятельной подготовке учащихся к проектнопрактической деятельности в сфере малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, для повьпиения квалификации преподавателей образовательной области "Технология". » Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается длительной экспериментальной работой, педагогическим опытом; использованием комплекса методов исследования, отвечающих целям, задаче и гипотезе предпринимаемых изысканий; опытно-экспериментальным подтверждением предположений и выводов диссертанта; базируется на всестороннем анализе проблемы с учетом педагогической практики; основные положения исследования показали свою эффективность в образовательных школе; обеспечивается опорой на теоретические положения философской, психологопедагогической, специальной литературы о творческом развитии личности.Апробация и внедрение результатов исследования в практику в следующих процессах: при разработке и реализации учебных профамм и рекомендаций по их изучению для учащихся общеобразовательных школ, студентов колледжей при подготовке и публикации материалов исследования (всего опубликовано 7 работ); при написании магистерской диссертации в Государственном Университете Высшей Школе Экономики на тему "Содержание и методика бизнес-планирования как части образовательной области "Экономика" в средней школе"; в процессе выступлений автора на научно-практических « ( ' конференциях в гг. Москва, (1996г.), Самара (1997 г.), Рязань (1997 г.), Анапа (1997 г.), семинарах в гг. Минск (1999г.), Рига (1999 г.), а также заседаниях кафедры технологии и предпринимательства ИПК и ПРНО МО (1998, 1999,2000гг.).На защиту выносится: 1. Структура педагогических условий, выявленных на основе исследования особенностей применения метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников и обеспечивающих эффективность этого процесса.2. Модель обучения предпринимательской деятельности.3 .Содержание и методика обучения созданию бизнес-проектов.4.Классификация проектов, применяемых в формировании предпринимательской компетентности Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.В первой главе "Теоретические предпосылки исследования*^ раскрывается сущность и содержание метода проектов. Рассмотрены исторические предпосылки, вызвавшие появление метода проектов, различные этапы становления методики преподавания и ее связь с радикальным пересмотром содержания образования.Во второй главе ^Характеристика педагогических (условий, обеспечивающих формирование предпринимательской компетентности учащихся на основе метода проектов" выявлены особенности метода проектов, определяющие структуру педагогических условий эффективности формирования предпринимательской компетентности, раскрывается модель обучения предпринимательской деятельности, представлена классификация проектных заданий, разработано содержание обучения и критерии отбора этого содержания, выявлены уровни сформированности предпринимательской компетентности и представлена их характеристика, а также приведены результаты опытноэкспериментальной работы по эффективности применения метода проектов в формировании предпринимательской компетентности учащихся.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 119 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz