Воскресенье, 2024-06-23
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Перспективное (тематическое) планирование учителем учебно-воспитательной работы в отечественной школе и педагогике 60-х - бесплатно
6:27 AM
Скачать Перспективное (тематическое) планирование учителем учебно-воспитательной работы в отечественной школе и педагогике 60-х - бесплатно
Перспективное (тематическое) планирование учителем учебно-воспитательной работы в отечественной школе и педагогике 60-х - 80-х гг. ХХ в.

Диссертация

Автор: Врацкая, Вера Павловна

Название: Перспективное (тематическое) планирование учителем учебно-воспитательной работы в отечественной школе и педагогике 60-х - 80-х гг. ХХ в.

Справка: Врацкая, Вера Павловна. Перспективное (тематическое) планирование учителем учебно-воспитательной работы в отечественной школе и педагогике 60-х - 80-х гг. ХХ в. : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Пятигорск, 2002 169 c. : 61 02-13/1326-7

Объем: 169 стр.

Информация: Пятигорск, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И УЧЕТА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (60-80-е годы XX века)
11 Опыт тематического планирования учебных занятий и учета знаний школьников в 60-70-е годы
12 Теоретические основы перспективного планирования уроков в концепции оптимизации педагогического процесса
ЮК Бабанского (80-е годы)
13 Тематическое планирование уроков в гуманно-личностной педагогической концепции ША Амонашвили (60-80-е годы)
Глава II ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ * ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (60-80-е годы)
21 Планирование воспитательного процесса на основе "Примерной программы воспитания учащихся"
22 Перспективное планирование в воспитательной работе
Глава III ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И
УЧЕТА ЗНАНИЙ (80-е начало - 90-х годов) v 31 Новейшие образовательные технологии и планирование системы учебных занятий
32 Планирование в системе контроля за качеством обучения в конце 80-х - начале 90-х годов

Введение:

Актуальность и проблема исследования. В Российской Федерации в соответствии с государственной политикой последовательно осуществляется демократизация и гуманизация системы образования. На основе Федеральной программы развития образования (1999 г.) и Национальной доктрины образования (2000 г.) проводится модернизация системы. Она предусматривает изменения не с точки зрения реформирования ("предписаний сверху"), а обновление сферы образования "снаружи" в соответствии с современным научно-техническим уровнем и новейшими социальными требованиями путем введения разнообразных усовершенствований преимущественно в технологии. В государственных документах конца XX века подчеркивается, что создание гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать ее от агрессии.
Образование как социальная форма духовного производства, становления и развития личности, владеющей профессией, и как передача и воспроизводство ценностных ориентиров направлено на обеспечение культурного опыта подрастающего поколения, на воспитание у него гражданственности и нравственности. Одной из особенностей современного образования, как справедливо отмечает известный современный отечественный философ и педагог А.П.Валицкая, является то, что оно "есть не сумма знаний по соответствующим дисциплинам, но длительный интимный процесс межличностного доверительного диалога" (Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика, 2001, № 7, с.6).
Разработанная Министерством образования РФ и Российской Академией образования и введенная на Федеральном уровне Программа развития воспитания в системе образования (1999 г.) ориентирует педагогическую науку и школу на разработку новых технологий воспитания, на программирование педагогического процесса в русле реализации государственной политики в сфере образования, в том числе поэтапного планирования комплексных мер и действий социально-воспитательной направленности на современном фундаменте духовно-нравственных ценностей. С этим неразрывно связаны поиски возможных стандартов образования, базовых инвариантов, функциональных особенностей педагогического процесса, технологий позитивного воздействия реализуемых программ, в том числе технологии планирования, организации и контроля учебной и воспитательной работы. В современном перспективном планировании педагогического процесса отпала необходимость выполнения предписанных сверху директивных установок. Появилась возможность выбора тех или иных вариантов этого процесса самими руководителями школ, учителями, классными руководителями, социальными педагогами.
Становится весьма актуальным совершенствование содержания, организации и перспективного планирования воспитательной деятельности школы, в том числе работы классных руководителей, детских и молодежных ученических организаций. В Федеральной программе развития образования (2000 г.) указано, что "важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, тем более что особенностью российской системы образования всегда являлось единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм" (Вестник образования, 2000/12, с. 16).
Модернизация современного образования означает в первую очередь обновление технологий педагогического процесса. Под технологией осуществления педагогического процесса видные отечественные педагоги И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, Н.Е.Щуркова понимают совокупность последовательно реализуемых способов передачи информации, организацию различных видов деятельности учащихся, стимулирование их активности, регулирование и коррегирование хода обучения и воспитания, его текущий контроль (См.: Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебн. пособие. - М.: Школа-Пресс, 1998, с.371).
Центральное место среди образовательных технологий занимает технология проектирования учебных занятий, организация разносторонней познавательной деятельности школьников, планирование воздействий учителя, в ходе которых реализуются идеи, замыслы, устанавливается прочная обратная связь в педагогическом процессе, проводится оценка деятельности учеников, коллектива. Планирование учебных занятий, внеклассной воспитательной работы как начальная общая функция управленческого цикла ориентирует на сам процесс и на его результаты и включает операциональное целеполагание, планомерность труда. Поскольку цели определяются конкретно, возникает необходимость установления критериев в соответствии с имеющимися стандартами. Учителю важно соотносить реальное состояние дел с желаемым, а в случае необходимости вносить коррективы в педагогический процесс. Планирование предполагает мотивы и стимулы учения, другие виды деятельности учащихся, способствующие их развитию и воспитанию.
С введением в стране государственных образовательных стандартов оценка деятельности школы, качества образования и воспитания улучшает ситуацию. На основе стандартов представляется возможность объективно оценивать учебный процесс, воспитательную работу отдельных учителей и педагогических коллективов. Наличие эталона, системы оценки, диагностики, как показывают исследования С.Е.Шишова и В.А.Кальней, позволяют создавать систему мониторинга, основной задачей которого является забота о качестве образования. К тому же стандарт обладает функцией управления, поскольку он дает возможность коренным образом перестраивать существующую систему контроля и оценивания качества результатов обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки, определяемых стандартом (См.: Шишова С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. - М.: Пед. общ-во России, 2000, с.65-66). В свете сказанного возрастает роль планирования в широком смысле, включающего в себя прогнозирование, программирование, составление рабочего плана (планирования в узком смысле). Планирование предполагает выбор средств и способов достижения целей педагогического процесса, последовательность действий субъектов в осуществлении намеченного, сроков выполнения планируемых мероприятий. Планирование и организация призваны обеспечить заинтересованность всех участников педагогического процесса в применении новых образовательных и воспитательных технологий, в учете отдаленных результатов своей деятельности.
Как считает известный педагог и философ Г.Н.Филонов, в современных условиях "сценарная суть программирования представляется системным фиксированием ценностно-целевой и функциональной направленности профильных программ, проектов, вариативных деятельностных моделей и характеристик статуса непосредственных участников выполнения программы" (Филонов Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика, 2001, № 9, с.9).
Программирование педагогического процесса, его перспективное планирование включает в себя периодическое диагностирование его промежуточных результатов, анализ их эффективности, внесение последующих корректив.
Основная цель планирования педагогического процесса учителем -обеспечение повышения качества образования и воспитания. В современной педагогике понятия "качество образования", "качество воспитания" раскрываются как соотношение цели и результата, как мера достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. Имеется в виду, что результаты образования и воспитания включают оценку необходимых оптимальных затрат усилий учителя и учащихся, их энергии, времени (См.: Управление качеством образования / Под. ред. М.М. Поташника. - М.: Пед. общ-во России, 2000, с.33). В конечном итоге качество образования (в широком смысле) - это соответствие образования и воспитания стандартам (спецификации) и запросам потребителя. Оно не самоцель, а способ достижения общественного блага, обеспечения достойной человека жизни.
Проблема повышения качества образования, в том числе внутришкольное управление качеством образования, планирование педагогического процесса учителем, планирование на уровне школы - все это, к сожалению, в большинстве своем решается без обратной связи, произвольно, без учета конкретных условий данной школы, хотя при этом в известной мере прогнозируется потенциальное развитие ребенка, осуществляется некоторая ориентация обучения и воспитания на развитие личности. В России нет системы оценки качества образования и воспитания, качества подготовки учащихся, которая позволяет объективно судить о результатах обучения и воспитания на уровне деятельности отдельного учителя, школы, региона. Это снижает эффективность управления образованием.
Одним из достижений отечественной педагогики 60-80-х годов XX века, как справедливо отмечают многие исследователи, является полное осознание мысли о том, что учителю следует готовиться не только к отдельно взятому уроку, но и к системе уроков по данной теме (См.: Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. - М.: Просвещение, 1985, с.201). Как результат подготовки учителя к занятиям по изучению темы (разделу) учебной программы перспективное (тематическое) планирование учебного материала, а также внеучебной работы, будучи итогом конструктивной деятельности учителя, давало возможность научно обоснованно прогнозировать и проектировать педагогический процесс с учетом интересов и потребностей учащихся, соотносить эти потребности с общественными интересами. Технология перспективного планирования учебных занятий (в известной мере и внеучебной, воспитательной работы) в эти годы включала стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование учебной информации, воспитательного действия.
Сказанное выше позволяет утверждать, что для дальнейшего совершенствования теории целостного педагогического процесса и повышения качества образования и воспитания несомненную ценность представляет критическое использование теоретического наследия и передового педагогического опыта 60-80-х годов по проблеме перспективного (тематического) планирования учебных занятий, тематического учета знаний, умений и навыков, прогнозирования воспитательной работы в соответствии с примерным содержанием воспитания учащихся разных школьных возрастов. Проведенный нами анализ источников и документов, педагогической литературы позволил установить, что в отечественной науке рассматриваемая проблема не нашла должного освещения. В частности, не исследованы возможности перспективного планирования учебных занятий, воспитательной работы в условиях гуманизации и демократизации педагогического процесса, обновления технологий обучения и воспитания, исследования воспитательного коллектива как развивающейся социокультурной среды демократического общества. Недооценивается позитивный опыт коллективного планирования и организации массовой разносторонней деятельности школьников во внеурочное время. В педагогических поисках и школьной практике не проявляется интерес к активному использованию в формировании личности реалий новой социокультурной среды, критического отношения к средствам массовой коммуникации, к разработке технологии коллективных творческих дел учащихся, к усвоению ими общечеловеческих и национальных культурных ценностей.
О возрастающем научном и практическом интересе к рассматриваемой проблеме свидетельствует тот факт, что в новейших учебных пособиях по педагогике для педагогических учебных заведений включены вопросы тематического планирования учебного материала, перспективного планирования внеклассной воспитательной работы, в том числе воспитательной деятельности классного руководителя (См.: Педагогика: Учебн. пособие для студ. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998; Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. -М: Совершенство, 1998).
Отсутствие новых теоретических исследований и недостаточность обобщения передового педагогического опыта подтверждают актуальность исследования рассматриваемой проблемы в историческом аспекте.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие исследований, связанных с ее решением, и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной педагогики и школы в условиях современного образования определили тему нашей диссертации: "Перспективное (тематическое) планирование учителем учебно-воспитательной работы в отечественной школе и педагогике 60-80-х годов XX века".
Проблема исследования состоит в выявлении ведущих идей и технологий перспективного (тематического) планирования учителем учебных занятий и воспитательной работы в отечественной педагогике и школе 60-80-х годов XX века. Решение названной проблемы является целью настоящего исследования.
Объект исследования: теория и технология педагогического процесса в школе России 60-80-х годов XX века.
Предмет исследования: процесс становления и развития теории и практики перспективного (тематического) планирования учителем учебного материала и воспитательной работы в отечественной педагогике и школе указанного периода.
Проблема и цель исследования определили его следующие задачи:
1. Выявить и охарактеризовать разработанные в 60-80-е годы XX столетия отечественными учеными и учителями теоретические положения и рациональный опыт перспективного (тематического) планирования изучаемого материала и учета знаний, умений и навыков.
2. Проанализировать и раскрыть теоретические основы и передовой педагогический опыт создания в этот же период системы перспективного (комплексного) планирования воспитательной работы учителем, классным руководителем, школой (планирования ее содержания, основных направлений, форм и методов занятий, выявления уровня воспитанности).
3. Показать сущность и научную значимость теоретических и практических подходов к перспективному (тематическому) планированию учебных занятий и системы воспитательной работы, порожденных новейшими педагогическими технологиями в конце 90-х годов.
4. Показать с позиций историзма актуальность и прогностическое значение теории и передового опыта перспективного (тематического, комплексного) планирования системы учебных занятий и воспитательной работы для современной педагогики и школы.
Методологическую основу исследования составила система следующих принципиальных положений:
• равноправие философских, гносеологических взглядов, концепций в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и национальных особенностей;
• аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью общества, а образование - общечеловеческой ценностью;
• изучение педагогических фактов, явлений в их диалектической взаимосвязи и единстве;
• трансформирование педагогических ценностей с изменениями социальных условий жизни, развитием потребностей общества;
• объективность в подборе и оценке фактов и явлений;
• связь исторического и логического, объективного и субъективного;
• конкретно-исторический подход к анализу педагогических фактов, явлений, закономерностей.
Теоретической основой исследования явились идеи и концепции, раскрывающие:
• сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабан-ский, Л.Ю.Гордин, Е.П.Белозерцев, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, Т.А.Ильина, П.Ф.Каптерев, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, И.С.Марь-енко, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Г.И.Щукина);
• проблемы дидактики (С.Я.Батыщев, В.П.Беспалько, З.И.Васильева, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников);
• проблемы теории воспитания (О.С.Богданова, Н.И.Болдырев,
A.П.Валицкая, Б.Л.Вульфсон, В.С.Гершунский, Р.Г.Гурова, В.А.Караковский,
B.О.Кутьев, А.Н.Мудрик, Л.И.Новикова, В.А.Сластенин, Л.А.Степашко, А.А.Фролов, Н.Е.Щуркова);
• основы управления педагогическими системами (Е.Л.Белкин, И.П.Волков, Ю.А.Конаржевский, М.И.Кондаков, В.С.Лазарев, А.А.Орлов, М.Л.Портнов, М.М.Поташник, С.М.Сантуров, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин);
• историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (М.В.Богуславский, Н.К.Гончаров, В.И.Додонов,
A.Н.Джуринский, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, М.Ф.Шабаева, И.А.Шоров);
• психологические основы обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев,
B.В.Белоус, П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов).
Использовались следующие основные методы исследования: анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников и документов; накопление и фиксация фактов науки; обобщение передового педагогического опыта; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.
Этапы исследования. Первый этап (1997-1999) включал сбор фактического материала, его анализ, систематизацию в соответствии с указанными выше методологическими принципами. На втором этапе (19992000) обобщался систематизированный материал, выявлялись наиболее значимые связи педагогических фактов и явлений, подводились итоги исследования, делались теоретические обобщения и выводы. На третьем этапе (2000-2002) завершалось оформление диссертации, проводилась апробация и внедрение полученных результатов в практику.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке проанализированы и обобщены разработанные педагогами 60-80-х годов теоретические основы перспективного (тематического) планирования учебных занятий, тематического учета знаний, умений и навыков, комплекса воспитательной работы учителей (классных руководителей) как средств стимулирования учения, воспитания учащихся и повышения эффективности педагогического процесса в целом. Решение названных вопросов основывалось на том, что обучение и воспитание есть составные части проектирования развития личности (это проектирование включает планирование, организацию и функционирование целостного педагогического процесса).
Установлено, что в конце 80-х - начале 90-х годов планирование и учет результатов обучения и воспитания совершенствовались на фундаменте новых, творчески разработанных авторских педагогических технологий гуманно-демократической направленности (личностно-ориентированное, модульное, развивающее обучение, обучение на содержательно-оценочной основе и др.). Дана сущностная характеристика планирования указанных аспектов целостного педагогического процесса в условиях нововведений, осуществляемых в школе России в рассматриваемый период.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что выявленные целевые ориентиры совершенствования обучения и воспитания с помощью перспективного (тематического) планирования учебных занятий, тематического учета знаний, комплексного подхода к планированию содержания, форм и методов воспитательной работы на основе разработанных педагогами 60-80-х годов положений обусловливают возможность моделирования количественных и качественных изменений в педагогическом процессе, позволяющих решать стратегические, тактические и оперативные задачи прогнозирования учебной информации, воспитательных действий. Эти положения способствуют более глубокому и полному пониманию сущности педагогического процесса и дают возможность выявить преемственность идей и закономерностей в этом процессе и использовать их в дальнейшем развитии теоретического знания в науке о воспитании.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в контексте функционирования новых педагогических технологий, направленных на модернизацию образования и воспитания. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебные пособия и учебники по теории и истории педагогики и народного образования для педвузов и педучилищ, использоваться в целях повышения квалификации учителей, работников образования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников и документов, соответствием методов исследования цели и задачам диссертационной работы и внедрением полученных результатов в практику средних и высших учебно-воспитательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Результаты анализа и обобщения разработанных отечественными педагогами 60-80-х годов идей, теоретических основ и позитивного опыта перспективного (тематического) планирования учебных занятий и тематического учета знаний, умений и навыков, а именно:
• в концепции непрерывного повышения эффективности процесса обучения (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Е.И.Перовский, Н.М.Яковлев) - выделёние ведущих научных и мировоззренческих идей изучаемой темы, учет знаний, умений и навыков по теме, определение формы учебных занятий, соответствующей этим идеям;
• в концепции оптимизации педагогического процесса (Ю.К.Бабанский) -стимулирование положительной мотивации учения, предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся, планирование учебных занятий в комплексе с содержанием воспитательной работы учителей, классных руководителей, выявление уровня успеваемости и воспитанности учащихся;
• в концепции гуманно-личностной педагогики (Ш.А.Амонашвили) -обучение на содержательно-оценочной основе, сотрудничество учителя с детьми как одно из средств гуманизации педагогического процесса.
2. Обобщение с позиций историзма опыта решения педагогами указанного периода проблем планирования воспитательного процесса на основе "Примерной программы воспитания учащихся" и перспективного планирования системы воспитательной работы.
3. Результаты анализа и обобщения теоретических основ и опыта моделирования учебных занятий и контроля за качеством обучения, освещенных в трудах отечественных педагогов конца 80-х - начала 90-х годов в контексте создания новых образовательных технологий (интегрирование уроков, обратная связь, корректирующий контроль в учебном процессе, ориентация учащихся на творческую деятельность и оценка творчества, анализ мониторинга деятельности, обучение младших школьников на содержательно-оценочной основе и др.).
4. Выводы и рекомендации, способствующие модернизации технологии перспективного планирования учебных занятий, учета знаний, умений и навыков учащихся, комплексного планирования и организации учителем (классным руководителем) системы воспитательной работы в целях дальнейшей гуманизации и демократизации школы и личности учащихся.
Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсуждались в 1999-2001 гг. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на научно-практических конференциях в том же университете по итогам научно-исследовательской работы за 2000 и 2001 гг., на ежегодных советах по научной работе при Министерстве образования Ставропольского края (в 19992001 гг.), на III Международном Конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 2001 г.).
Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Ставропольского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, Адыгейского государственного университета на лекциях, спецсеминарах по педагогике, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике.
Основные положения диссертации отражены в 11 публикациях, объем которых составляет около 3,7 печатных листов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 93 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz