Воскресенье, 2024-06-23
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 10 » Скачать Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе. бесплатно
9:04 PM
Скачать Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе. бесплатно
Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе

Диссертация

Автор: Блинова, Татьяна Иннокентьевна

Название: Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе

Справка: Блинова, Татьяна Иннокентьевна. Подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Иркутск, 2003 235 c. : 61 03-13/2138-6

Объем: 235 стр.

Информация: Иркутск, 2003


Содержание:

ГЛАВА 1 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕ1ГГАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
11 Психолого-педагогические аспекты гуманизации учебного процесса в техническом вузе
12 Психолого-педагогические условия гуманизации преподавания общетехнических и '^ специальных дисциплин
13 Профессиональное соответствие Цреподавателя педагогической деятельности, как фактор гуманизации образования
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ^ 1 Содержание и структура профессионально-педагогической культуры преподавателя технического вуза: критический анализ
22 Практико-ориентированные пути психолого-педагогической подготовки • преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техническом вузе «jB 23 Готовность преподавателя технического вуза к гуманизащга преподавания общетехнических и специальных дисциплин
Выводы по главе
ГЛАВА 3 СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
31 Модель эксперимента, его этапы и направления
32 Качественный и количественный анализ результативности экспериментальной работы Вьгаоды по главе

Введение:

Актуальность исследования. Основная часть XX века прошла под знаком триумфа естественно-технических наук, открьшших, как казалось, точно выверенный, технически обоснованный путь к решению глобальных задач, стоящих перед человечеством. Эпохальные научно-технические достижения подкрепляли эту уверенность. Однако, в результате бурного научно-технического прогресса в XX веке, современный мир, вступив в XXI век, оказался исключительно неустойчивым, в конечном счете, он столкнулся с проблемой выживания человечества.Главный выбор, который должно сделать человечество из всего накопленного опыта, заключается в том, что дальнейшее развитие общества невозможно без направленности на гуманистически Ориентированное развитие. Таким образом, общество настолько гуманистично, насколько ценен в нем человек. Успешное продвижение общества к достойной жизни Человека в этом обществе, а значит и всего общества в целом, является делом долгим и очень трудным. Одно из главных направлений к гуманному обществу на Земле, по нашему убеждению, лежит через образование на всех ступенях, где человек его получает. Образование необходимо гуманизировать, в том числе и в техническом вузе, где названная проблема стоит особенно остро.Проблема гуманизации высшего образования изучается сегодня многими исследователями. Усовершенствованию учебного процесса при подготовке преподавателей в учебных заведениях и в поствузовском образовании посвящены работы Е.П. Белозерцева [23], Н.В. Кузьминой [113], ВЛ. Сластёнина [202], В.И. Слободчикова [204] и др. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавателя отражены в исследованиях В.А. Кан-Калика [96], Ю.И. Кулюткина [120], А.К. Марковой [137], А.А.Орлова [153], В.А. Сонина [206] и др.Также значимыми для нашего диссертационного исследования if явились работы, рассматривающие проблемы профессиональнопедагогической подготовки педагогов с гуманистической направленностью (О.Ф. Аникина [6], В.П. Бездухов [20], Л.Н. Куликова [115], И.В. Никишина [148], О.Л. Подлиняев [174], Е.Н. Шиянов [241] и др.).Важное место в нашем исследовании занимают работы, отражающие сущность личностного саморазвития как педагогического феномена (К.А. Абульханова-Славская [1], А.Г. Асмолов [13], СВ. Кульневич [122], Л.И. Новикова [150], Е.Л. Федотова [223] и др.).Для нас оказались ценными исследования отечественных и * зарубежных авторов, в которых как с психологических, так и с педагогических позиций рассматриваются различные аспекты гуманизации образования и условия его успешного осуществления (Ш.А. Амонашвили [4], М.Н. Берулава [27], П.П, Блонский [30], Б.С. Гершунский [61], И.А. Зимняя [84], В.П. Зинченко [87], Л.А. Степашко [210], В.А. Сухомлинский [214], Френе [228] и др.).Большую значимость для нашего исследования имели работы авторов, занимающихся изучением психологии и педагогики высшей школы (О.В. Долженко и В.Л. Шатуновский [76], В.М. Рогинский [182], ^ А.В. Петровский [268], Г.Б. Скок [201], Д. Смирнов [205] и др.).Особую важность для нашего исследования представили крупные системные исследования по андрагогике, отраженные в работах Б.Г. Ананьева [5], М.Г. Громковой [67], СИ. Змеева [88], Е.А. Климова [99], Е.С.Семёновой [197].Используя идеи вышеназванных авторов, мы в своем исследовании рассматриваем вопрос совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавателя технического вуза в системе курсов повышения квалификации и постоянно действующей методической и психологической помощи преподавателю при центре психолого# педагогической помощи и консультирования в вузе с целью гуманизации его педагогической деятельности, развития его гуманистической направленности.На наш взгляд, основное противоречие, осложняющее процесс гуманизации высшего технического образования заключается в том, что большинство технических вузов пошли самьпи традиционным путем увеличили количество часов на изучение гуманитарных дисциплин, а также ввели некоторые новые курсы гуманитарного цикла. Но до сих пор в техническом образовании гуманитарные дисциплины нередко относятся ко второму разряду. Предметы этого цикла в учебных планах стремятся расположить на первых двух курсах и более к ним не возвращаться.Осваивая же специальные дисциплины, студент, как правило, не задумывается над социальными последствиями инженерных и технических решений, его не учат навыкам расчета этого типа «побочных явлений», он почти всегда абстрагируется от человека и его проблем.Таким образом, речь необходимо вести не о противопоставлении гуманитарного и технического образования, не о приоритете одного перед другим, а о поисках путей улучшения того и другого в их единстве и взаимосвязи. Мы полагаем, что можно воспитывать гуманитарную культуру и при преподавании общетехнических и специальных дисциплин, если в них будет включаться мировоззренческая ориентация, но для этого нужно чтобы преподаватель этих дисциплин сам обладал гуманитарной культурой, которую он будет прививать и своим студентам.Однако следует отметить, что попытки изменить сложившийся стиль деятельности преподавателя общетехнических и специальных дисциплин в высшей школе, зачастую встречают непонимание в лучшем и негативное отношение и сопротивление в худшем случаях. Вопрос встает еще более остро, если учесть, что сегодня к преподаванию в вузе может быть допущен любой человек, имеюпщй диплом о высшем образовании, а тем более ученую степень. Учителю средней школы за время его обучения в •it педагогическом вузе дается обширный блок психолого-педагогических знаний, методики преподавания предмета. У преподавателя вуза этих знаний нет. Получается парадокс - чем вьппе ступень образования, тем ниже требования к преподавателю в плане психолого-педагогической, методической подготовки.Таким образом, актуальность нашего исследования обусловливается тем, что сегодня еще не изучена до конца проблема сближения научной (профессиональной) и гуманитарной (общечеловеческой) областей, составляющих пространство высшего технического образования.Объектом исследования выступает гуманизация образовательного процесса в техническом вузе.Предметом является психолого-педагогическая подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе.Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих успешность становления гуманистически ориентированного преподавателя технического вуза.Гипотеза исследования. Становление готовности преподавателя технического университета к педагогической деятельности по гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин будет успешным, если целенаправленно реализуются следуюпще условия: - знания и умения в области педагогики и психологии высшей школы станут рассматриваться в качестве системообразующих в профессиональной деятельности преподавателя; - гуманистическая направленность преподавателя будет отражаться в написании его рабочих программ, которые должны включать вопросы экологии и безопасности жизнедеятельности инженерного труда, а также анализ его последствий; - будет осуществляться обязательная гуманитарная экспертиза рабочих программ преподавателей технического вуза; - будет проводиться гуманитарная экспертиза студенческих научно-исследовательских работ (курсовых), которая должна выражаться в осознании студентом терминальных, т.е. конечных целей своей будущей деятельности, в ответственности за последствия своих конструкторско-технических решений для окружающей среды; - повьппение квалификации преподавателей общетехнических и Специальных дисциплин по психолого-педагогической программе станет обязательным, систематическим, а, в конечном итоге, непрерывным, для чего необходимо создание соответствующего внутривузовского подразделения.В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Проведение теоретико-методологического анализа педагогических концепций гуманизации образования в техническом вузе.2. Проведение диагностического и прогностического анализа педагогической деятельности преподавателя технического вуза по гуманизации преподавания общетехнических и специальных дисциплин.3. Выявление предпосылок, факторов, трудностей, этапов и психолого-педагогических условий становления готовности преподавателя технического вуза к гуманизации собственной педагогической деятельности.4. Разработка концепции подготовки преподавателя общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образования в техническом вузе.5. Выработка общих рекомендаций по гуманизации преподавания на уровне общетехнических и специальных дисциплин технического вуза.Методологической основой исследования являются философские и психологические теории личностного роста (Л.С. Выготский [55], А. Маслоу [138], А.Б. Орлов [155], К.Р. Роджерс [187] и др.), современные концепции образования взрослых (С.Г. Вершловский [50], СИ, Змеев [88], Ю.Н. Кулюткин [119], Е.Н. Шиянов [241] и др.), исследования в области профессиональной компетентности педагогов (В.В. Буткевич [46], Э.Н. Гусинский [68], А.К. М^зкова [137] и др.), отечественные и зарубежные психолого-педагогические концепции гуманизации образовательного процесса на его различных уровнях (А.Г. Асмолов [14], В.П. Бездухов [20], Е.В. Бондаревская [35], Л.Н. Куликова [117], Л.И. Новикова [150] и др.).В ходе исследования применялись следующие методы: - теоретический и методологический анализ научных и научнокетодологических источников, диссертационных и монографических исследований по проблеме гуманизации и гуманитаризации образования; ^ педагогические наблюдение; - прогностические и диагностическое тестирование преподавателей и студентов с целью изучения их личностно-профессиональных качеств; - социологические методы (опрос, анкетирование, беседа); i- праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности, в том числе, изучение и обобщение результатов профессиональной деятельности преподавателей экспериментальной группы); - анализ результатов деятельности (рабочих программ преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, на соответствие их гуманистической парадигме образования; гуманитарная экспертиза студенческих научно-исследовательских работ); - метод экспериментального исследованрм (констатирующие, йреобразующие и контрольные варианты эксперимента); - методы обработки и осмысления полученных данных (методологический анализ и математический метод корреляции).Организация и этапы исследования. Эксперимент вьшолнялся на базе Братского государственного технического университета.Исследовалась работа преподавателей в плане их психологойедагогической подготовки и реализации ее в гуманизации педагогического процесса, имеющих различный возраст, пол, опыт работы, различные научные звания. В рамках действующей структуры центра социально-психологического консультирования созданы ежегодно действующие курсы повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, по бкончании которых преподаватели пишут выпускную работу, где отражают гуманистическую направленность в преподавании общетехнических и специальных дисциплин. Здесь же была создана постоянно действующая методическая и психологическая консультативная помощь преподавателям.В экспериментальном исследовании принимало участие 196 преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, 154 студента различных факультетов БрГТУ. Исследование проводилось в течение семи лет и включало несколько этапов.Первый этап (информационно-поисковый) /1997-1999гг/. Целью этапа являлось обоснование изучаемой проблемы и степени ее разработанности в теории и практике высшей школы, формулировка проблемы, уточнение научного аппарата диссертации, подбор психологопедагогических методик эксперимента- Подготовка публикаций по теме исследования.Второй этап (констатирующий эксперимент) /1999-2000гг/.Всесторонний анализ деятельности преподавателя технического вуза, написание и уточнение концепции психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.Экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих гуманизацию педагогического процесса в техническом вузе.Корректировка концепций исследования.Третий этап (преобразующий эксперимент) /2000-2003 гг/.Осуществление экспериментальной работы по гуманизации образования в техническом вузе. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техническом вузе, как на курсах повышения квалификации, так и через постоянное методическое и психологическое консультирование. Проведение экспериментальной проверки системы мер и разработка методических рекомендаций по гуманизации педагогического процесса в техническом вузе. Анализ, систематизация и обобщение полученного исследовательского материала.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-методических конференциях: 1999 г, - «Совершенствование технологии обучения» г. Братск БрГГУ. 2000 г. - «Обновление всех аспектов высшего образования требования XXI века». (К 20-илетию БрГТУ).2001 г. - «Инновации в высшем образовании на рубеже веков» (региональная научно-методическая конференция г, Братск БрГТУ).2001 г. - Научно-исследовательская лаборатория по проблемам высшей школы «Вестник иркутского педуниверситета» г. Иркутск.2002 г. - «Совершенствование качества профессионального образования в техническом вузе» (региональная научно-методическая конференция, г.Братск БрГТУ).2002 г. - «Гуманитарные и социально-экономические проблемы развития регионов» (межвузовская научная конференция г. Братск БрГТУ).2002 г. - «Перспективы высшего образования в малых городах» (четвертая международная научно-практическая конференция г. Находка) По теме диссертационного исследования опубликовано семь научных работ, изданы методические рекомендации по изучению курса "Введение в педагогическую деятельность" для студентов гуманитарнопедагогического факультета БрГТУ. Разработана и издана в 2003 году концепция психологопедагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе, которая внедрена в практику.Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлены теоретические основы и сущность процесса подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе; - определены педагогические условия, обеспечивающие психолого-педагогическую подготовку преподавателей технического вуза, с целью гуманизации их профессиональной деятельности; - конкретизированы общетеоретические представления о сущности понятия «гуманистическая направленность» в профессиональной деятельности преподавателя технического вуза; - в процессе исследования обобщены представления о специфрпсе профессиональной подготовки преподавателей технического вуза, в контексте гуманизации высшего технического образования; - выявлены основные проблемы, связанные с организацией ^ психолого-педагогической подготовки преподавателей на курсах повьппения квалификации и определены пути их решения.Теоретическая значимость состоит в следующем: - теоретически обоснована необходимость целенаправленной внутривузовской психолого-педагогической подготовки преподавателей к гуманизации педагогического процесса; - теоретически обоснована психолого-педагогическая модель подготовки преподавателей к гуманизации педагогического процесса; - выявлены предпосылки, факторы, условия и этапы становления • готовности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации собственной профессиональнопедагогической деятельности; - разработана авторская программа по психолого-педагогической подготовке преподавателей на курсах повышения квалификации в структуре концепции по гуманизации педагогического процесса в техническом вузе; - определены показатели готовности преподавателя к осуществлению гуманистически направленной прюфессиональнопедагогической деятельности.Практическая значимость исследования заключается в том, что: - внедренная программа психолого-педагогической подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин может быть использована в процессе повышения внутривузовской квалификации педагогов, работающих в системе технического вуза, вариативно программа может применяться при обучении в школе молодого специалиста, а также на аспирантских семинарах; # - полученные результаты могут быть использованы для ц организации семинаров и тренингов, направленных на гуманизацию профессионально-педагогической деятельности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин; - введены новые методы гуманитарной экспертизы образования в техническом вузе (в частности, экспертиза рабочих программ преподавателя и экспертиза студенческих научноисследовательских работ).Положения, выносимые на защиту: - преподаватель технического вуза является ключевой фигурой в гуманизации педагогического процесса; гуманизация • педагогического труда преподавателя выступает одним из основных средств гуманизации образования в целом; - гуманистическая направленность преподавателя технического вуза должна рассматриваться, как один из приоритетных критериев его профессиональной компетентности, его профессионально-педагогической культуры; *• готовность преподавателя общетехнических и специальных дисциплин к гуманизации образовательного процесса в техническом вузе возникает при соблюдении следующих ^ условий: наличие психолого-педагогической компетентности Преподавателя; сформированность устойчивой мотивации на развитие личности студента средствами преподаваемого предмета; способность к диалогу со студентом, к эмпатии и фасилитации; постоянное стремление к собственному личностнопрофессиональному росту.Достоверность и обоснованность основных положений и вьгаодов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального материала Й исследования, применением различных методов, адекватных предмету и задачам исследования, математической обработкой данных, экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента; реальной возможностью воспроизведения эксперимента в условиях технического вуза.Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и решением поставленных задач, состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений. ik)

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 91 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz