Воскресенье, 2024-06-23
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий. Александрова, Татьяна Анатольевна бесплатно
6:30 AM
Скачать Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий. Александрова, Татьяна Анатольевна бесплатно
Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий

Диссертация

Автор: Александрова, Татьяна Анатольевна

Название: Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий

Справка: Александрова, Татьяна Анатольевна. Повышение активности избирателей средствами социально-психологических методов и технологий : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Москва, 2002 205 c. : 61 03-19/101-3

Объем: 205 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

1 ВВЕДЕНИЕ
Глава Г ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО17 избиратеСОЦИАЛЫЮ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БИРАТЕЛЕЙ
11 ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК РЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУпов избирательной кампании Оптимизация технологий и алгоритма повышения активности избирателей Условия лей и факторы повышения активности избиратеАНАЛИЗ ЭФФЕКПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
12 ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность проблемы исследования. Актуальность проблемы активности избирателей определяется тем, что выборы в законодательные и исполнительные органы власти являются сердцевиной становления демократических политических институтов в современной России, Вместе с тем, за последние десять лет наметилась и теперь уже явно видна тенденция снижения активности избирателей. Результаты выборов федерального и регионального уровней последнего времени говорят о том, что около 40% обладающих правом голоса систематически не пользуются им. Это число увеличивается за счет тех, кто ходит на выборы от случая к случаю. В результате под вопросом часто оказывается само проведение выборов. Так, например, в 1998 г. из-за неявки избирателей были признаны недействительными результаты довыборов в Государственную Думу по Люблинскому мажоритарному округу в Москве. В 1999 в ходе выборов в Государственную Думу выборы не состоялись в Приморском крае. Камчатской области, Ленинградской области. Московской области, Свердловской области, в Санкт-Петербурге. В 2001 г. выборы в Московскую областную думу не состоялись по Люберецкому, Красногорскому районам, городам Электросталь и Видное. Повышение уровня активности избирателей подразумевает создание политических, социокультурных, организационных, социальнополитических условий для самореализации граждан в ходе выборов и непосредственно в момент голосования. Одним из главных факторов является разработка и совершенствование социально-психологических методов и технологий повышения активности избирателей, обеспечивающих реализацию потребности граждан в активном участии в общественной жизни. Решение данной задачи затруднено сложившимся в практике проведения избирательных кампаний набором приемов повышения электоральной активности, среди которых преобладают методы административного и материального воздействия на избирателей. Эффективность данных методов невысока, так как они действуют не на все социальные группы, а в результате многократного применения произошло привыкание к ним избирателя. Кроме того, многие из них некорректны с этической и юридической точек зрения. Снижение активности избирателей происходит также в результате использования «грязных» технологий. Поиск дополнительных резервов повышения активности избирателей лежит в направлении формирования у избирателя позитивной социальной мотивации и инициативы. Одной из главных проблем является выработка теоретических и практических подходов к повышению электоральной активности избирателей, разработка прикладных технологий и методов позитивного воздействия с целью активизации социальной ответственности и гражданской позиции. Это избирателей. Степень разработанности проблемы исследования Активность избирателей имеет комплексный характер и представляет собой результат социальных, политических, социальнопсихологических процессов, происходящих во время выборов. К разряду наиболее известных психологических концепций, раскрывающих мотивацию политического поведения, следует отнести психологическую типологию политических участников Е.Вятра, гуманистическую психологию А.Маслоу и К.Роджерса; социально-психологическое направление Ч.Ламсдена, Мичиганской социологическое школы; социобиологию Э.Уилсона и направление Чикагской школы обусловливает актуальность технологий проведения повышения социальноактивности психологических исследований Э.Линдемана, «теорию установок» А.Бентли, Г.Лассвелла и Р.Фацио, «школу социального научения» А.Бандуры и Р.Уолтерса. Институциональное направление в исследовании политического участия представлено в работах Б.Повелла и Р.Джекмена; теории «рационального выбора» М.Лавера, М.Либаха, Э.Даунса и Т.Моо; теории «коллективных действий» Рикера и М.Олсона; классификационной теории Г.Рамонда; кросс-культурном анализе Росса; антропологическом подходе К.Гиртца. Отечественные исследования, касающиеся проблемы политического участия, представлены следующими направлениям: этноцивилизационном и этнонациональном (С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, А.В.Журавский, Б.С.Ерасов, Н.И.Конрад, Г.С.Котанджян, Э.С.Маркарян, Г.В.Осипов, Э.И.Скакунов, В.А.Тишков); философском (В.Г.Афанасьев, В.Д.Виноградов, И.Храленко); В.А.Лисичкин, прогностическом Л.Н.Никитин, И.И.Пригожин, Н. (И.В.Бестужев-Л ада, Т.М.Дридзе, Н.И.Кондратьев, В.В.Косолапов, В.А.Леванский, Н.Н.Моисеев); политологическом (Г.Г.Водолазов, К.С.Гаджиев, В.М.Горохов, Е.В.ЕгороваГантман, З.М.Зотова, А.И.Ковлер, В.С.Комаровский, В.И.Куценко, В.О.Рукавищников, Н.П.Сащенко, С.Кургинян, Е.Я.Сергеева, В.П.Тихомиров, Г.Х.Шахназаров, Ю.Д.Шевченко, А.Н.Чумиков); социологическом (А.Г.Аганбегян, А.Анисимов, А.М.Гендин, Б.А.Грушин, А.Г.Здравомыслов, А.П.Казаков, И.М.Клямкин, Л.Н.Коган, Ю.А.Левада, М.А.Руткевич, Т.Г.Румянцева, Ж.Т.Тощенко, В.А.Ядов,); социальнопсихологическом (Г.М.Андреева, О.В.Богомолова, В.М.Герасимов, А.С.Гусева, Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, В.Г. Зазыкин, В.Н.Иванов, И.С.Кон, М.Е.Кошелюк, Г.С.Мельник, А.С.Мельничук, А.Ю.Панасюк, В.Ф.Петренко, Л.А.Петровская, Г.Г.Почепцов, А.П.Ситников, А.П.Федоркина, Е.Б.Шестопал, А.И.Юрьев, Е.А.Яблокова).в исследовании электорального поведения лидируют представители американской политологической школы. Большинство их методик основано на использовании методологических положений бихевиоризма, позволяющих всесторонне исследовать механизм формирования электорального поведения у избирателей под воздействием количественно определяемых факторов общественной и политической жизни, дифференцирования избирателей по степени устойчивости их электоральных ориентации и выявления причин, побуждающих различные группы колеблющихся избирателей изменять свои предпочтения (Ч.Е.Мериам, Х.Ф.Гознел, Раис, П.Лазарсфельд), Проблемы электорального поведения наиболее универсально рассматриваются в классической «американской модели» избирателя Р.Вольфингера и Розенстоуна; «мичиганской модели» электорального поведения Ф.Конверса, А.Кэмпбелла и У.Миллера; «модели обучения в течение жизни» Р.Роуза и Я.Макаллистера. Проблема явки избирателя на выборы впервые была рассмотрена в работе А.Кэмпбелла, У.Миллера «Избиратель принимает решение», которая вышла в 1954 году и была посвящена исследованию выборов 1952 года в США (анализируется предвыборное соревнование между Эйзенхауэром и Стивенсоном), где исследуется показатель «участие в выборах» как зависимая переменная. «Индекс политического участия» включает показатели: вовлеченность респондентов в выборы; вклад в предвыборную кампанию; выход на избирательные участки. Политическое участие связывается с отсутствием внутримотивационного конфликта при голосовании за того или иного кандидата: чем в большей мере мотивация избирателя становится конфликтной, тем меньше его индекс участия. В отечественных исследованиях проблема активности избирателей является недостаточно изученной. Поэтому в данном диссертационном исследовании сделана попытка обобщить, систематизировать и теоретически представить весь комплекс подходов, теории и представлении, раскрывающих социально-психологическое явление активности избирателей. Цель лей. Объект исследования активность избирателей в период проведения избирательной кампании. Предмет исследования социально-психологические технологии и методы, обеспечивающие повышение активности избирателей, а также пути их оптимизации. Гипотезы исследования: 1. Активность избирателей как форма электорального поведения является результатом социально-психологических, мотивационных и социально-перцептивных процессов, актуализирующихся у избирателей в ходе проведения выборов. 2. Социально-психологические методы повышения активности избирателей основаны на инициировании социальной мотивации, инициативы и гражданской самореализации избирателя и включают последовательную реализацию технологий: создания позитивного информационносмыслового контекста выборов; привлечения референтных резонаторов (влиятельных структур, лидеров общественного мнения, СМИ); работу с целевыми социальными группами. 3. Вовлеченность избирателя в выборный процесс и его желание голосовать детерминированы совокупностью социально-психологических, политических, экономических, демографических факторов. Исходя из цели, предмета и гипотез определены следующие задачи исследования: исследования выявить эффективные социальнопсихологические технологии и методы повышения активности избирате8 выявить состояние изучаемой проблемы активности избирателей; изучить социально-психологические характеристики активности избирателей; установить социально-психологические закономерности, определяющие активность избирателей; проанализировать взаимосвязь методов повышения активности избирателей и типов избирательной кампании; выявить пути оптимизации технологий и алгоритмов повышения активности избирателей в ходе выборов; выявить условия и факторы, обеспечивающие эффективность использования технологий и методов повышения активности избирателей. Теоретико-методологическую основу исследования составили совокупность общеметодологических принципов познания, в том числе принципы детерминизма, явлений системного анализа социальноБ.Г.Ананьев, психологических (К.Л.Лбульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Деркач, А.В.Брушлинский, Л.Рубинштейн, Н.В.Кузьмина); закономерности и принципы социальной психологии (Г.М.Андреева, В.М.Герасимов, А.П.Федоркина, Е.А.Яблокова и др.); методология социально-психологических исследований (И.А.Бутенко, Л.А.Петровская и др.); разработка методологических проблем социальной психологии и анализ социально-психологических явлений, раскрывающих особенности общественного и массового сознания, анализ общественного мнения, методов его изучения (Г.Г.Дилигенский, А.К.Уледов, В.А.Ядов, М.К.Горшков и др.); психологические теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Роджерс, К.Хорни, К.Левин, Ф.Перлз, Т.Шибутани и др.); исследования психологических механизмов социальной перцепции (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев); анализ социально-психологических механизмов регуляции социального поведения личности (С.А.Анисимов, О.С.Анисимов, В.Г.Асеев, А.А.Деркач, Е.В.Селезнева, Г.А.Ковалев, В.С.Комаровский, А.П.Назаретян, Е.А.Яблокова и др.). В работе использовались концептуальные подходы к изучению мотивационной структуры личности в контексте изучения социально-психологической вовлеченности индивида в политические и социальные процессы (К.А.Абульханова, А.Г.Ковалев, Е.Б.Шестопал). Рассматривались социально-психологические детерминанты осуществления электорального выбора в ходе выборного процесса (Г.Г.Дилигенский). Благодаря этим принципам активность избирателей рассматривается как многоуровневое, системное социальнопсихологическое явление. Теоретические и прикладные основы политической психологии представлены в работах А.А.Деркача, А.Анисимова, В.Г.Зазыкина, Л.Г.Лаптева, В.М.Герасимова, Е.А.Яблоковой, А.С.Мельничука. Методы исследования: теоретические (логико-исторический генезис, сравнительно-сопоставительный метод, моделирование), эмпирические (анкетирование, метод экспертных оценок, ранжирование, мониторинг), экспериментальные (естественный эксперимент), методы количественной обработки данных (сравнительный анализ, стандартизация, корреляционный анализ, факторный анализ). Статистико-математическая обработка данных производилась с использованием прикладного пакета SPSS 10.0. Комплексные социально-психологические исследования общественных настроений включали мониторинговые массовые анкетные опросы, экспертные интервью, анализ содержания СМИ, фокусированные групповые интервью. Реализация комплексных социально-психологических программ воздействия на общественное сознание в рамках формирующего эксперимента включала: инициирование публичной активности лидеров общественного мнения (встречи с представителями политической и деловой элиты, организация их выступлений в СМИ с комментариями, аналитическими материалами, заявлениями); организацию специальных событий (заседание Совета директоров, совместная акция ведущих СМИ города); привлечение активности общественных и общественно-политических организаций (в том числе молодежных и детских); организацию конкурсов и выставок; организацию интерактивных программ на ТВ и радио; организацию специальных событий для СМИ (пресс-конференций, неформальных встреч, распространение пресс-релизов). Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна: 1. Дана социально-психологическая характеристика и уточнено понятие активности избирателей в день голосования как формы электорального поведения, зависящей от того, как складывается процесс принятия решения избирателем 6 его голосовании за того или иного кандидата, а также от его впечатления о ходе ведения предвыборной кампании. Установлено, что электоральные намерения различных социальных групп населения не тождественны уровню их интереса к политике; индивидуальное политическое участие можно рассматривать как функцию нескольких переменных: уровня образования, социального статуса и возраста. 2. Изучены социально-психологические характеристики активности избирателей: понимание индивидуального политического участия как функции нескольких переменных: уровня образования, социального статуса и возраста; существование психологических типологий избирателей по электоральной активности: лабильный, ригидный, предопределенный, спонтанный, рациональный, эмоциональный типы; наличие причин нежелания участвовать в голосовании: негативные социальные установки по поводу легитимности избирательного процесса; протестное голосование; отсутствие четких политических ориентации. Это дает возможность типологизировать избирателей с целью оптимального выбора методов повышения активности. 3. Определены социально-психологические закономерности зависимости активности избирателей от: степени социальной вовлеченности избирателя; масштабов выборов; субъективных ожиданий избирателя от выборов и кандидатов. Получены корреляционные зависимости явки от: субъективных ожиданий в отношении выборов и кандидатов; процента голосов против всех кандидатов; уровня доходов; различия социальнопрофессиональных групп; локуса контроля; возраста. На их основе разработана комплексная социально-психологическая программа повышения активности избирателей. 4. Выявлена взаимосвязь методов повышения активности избирателей и типов избирательных кампаний: рыночной, административнокомандной, организационно-партийной, неструктурированной. Тип избирательной кампании усиливает или нивелирует эффект применения методов и технологий повышения активности избирателей. Это лежит в основе построения эффективных стратегий и тактик повышения активности избирателей. 5. Обоснованы пути оптимизации алгоритма активизации избирателей к участию в выборах за счет использования управленческих (формирование групп содействия проведению выборов, подготовка и проведение совещаний руководителей крупных предприятий, инициирование активности общественных организаций и объединений), административных (организация льготной торговли продуктами питания и товарами народного потребления рядом с избирательными участками; вручение подарков голосующим впервые), когнитивных (выстраивание позитивного социального контекста вокруг выборов), мотивационных (организация акций поддержки, развивающих социальную инициативу; создание атмосферы праздника; использование игровых технологий), социально-перцептивных (выбор целевых аудиторий), коммуникативных (обсуждение темы выборов в СМИ), социально-психологических (апелляция к референтным лицам) технологий. 6. Определены условия электоральной активности избирателей, влияющие на явку: экономические (уровень жизни), политические (политическая идентификация, электоральная ориентация), религиозные (тип вероисповедания), социальные (принадлежность к социальной группе), демографических (пол, возраст, социальный статус), психологические (возможность личного влияния, рациональный интерес, избегание опасности, страха). Значимыми факторами являются социальнопсихологическое состояние населения; социально-психологические особенности регионального менталитета; доминирующие психологические типы избирателя; социально-психологическое настроение избирателей; отношение к выборам, уровень доверия власти. Э\1пирическую базу исследования составили выборочные совокупности г. Тольятти 1996г., 2000г., 2001г. (800 чел.); Ивановская область 2000г. (1000 чел.); г. Москва (Люблинский район) 1999г. (600 чел.); г. Нижневартовск 2000г. (600 чел.); Раменский район (Московская область) 2001г. (800 чел.). Исследование проводилось в два этапа: первый этап (1996-1999г.г.) включал теоретико-методологический анализ проблемы, сбор эмпирического материала, проведение исследований; второй этап (2000-2002г.г.) включал проведение эксперимента, обработку и анализ полученных результатов. Всего в исследовании приняли участие около 5400 чел. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положений и методов исследования, адекватных природе изучаемых социальнопсихологических явлений, его задачам и логике, репрезентативностью выборок, сравнимостью опытно-экспериментальных данных с предшествующими исследованиями и массовой практикой. Практическое значение исследования состоит в возможности использования теоретических и прикладных выводов и положений при организации и проведении избирательных кампаний как общефедерального, так и местного уровней. Разработанный комплекс технологий и методов повышения электоральной активности населения позволит: обеспечить необходимую активность избирателей; сделать их выбор осознанным; снизить материальные затраты на проведение выборных кампаний (путем предотвращения повторных выборов); сформировать у населения позитивное отношение к выборам как к необходимому демократическому процессу. Значимость проведенных исследований подтверждена: Дипломом Национальной премии «Серебряный лучник» в области развития связей с общественностью (декабрь, 2001 г.) и Национальной премией «Серебряный лучник» в области развития связей с общественностью (декабрь, 1999 г.). Отражение материалов диссертации в учебных и учебнометодических разработках и рекомендациях подтвердили практическую целесообразность их внедрения в практику проведения избирательных кампаний. Таким образом, практическая значимость результатов исследования, полученных в соответствии с разработанными теоретическими положениями и выводами, состоит в том, что они позволяют создать комплексную систему сопровождения избирательных кампаний и обеспечения необходимой активности избирателей.Основные положения, выноси!чые на защиту. 1. Активность избирателей в день голосования как объективная форма политического участия представляет собой непосредственное участие в выборах и выражается в факте выхода на избирательные участки. В субъективном смысле явка включает: восприятие своего участия, чувство вовлеченности и мотивацию участия. Теоретическая модель активности избирателей включает в качестве структурных компонентов: сознание и поведение населения; сознание и поведение политических лидеров; «коллективные качества» партии, аккумулирующиеся лидером и мобилизующие механизм психологической идентификации граждан на присоединение к союзникам партии, 2. Социально-психологические характеристики процесса участия избирателя в выборах проявляются как социально-психологическое реагирование избирателя на социально-экономическую и политическую ситуацию в обществе. Они характеризуют зависимость индивидуального и группового политического выбора от объективного экономического, социального, демографического статуса избирателя; выявляют позитивное или негативное влияние системы массовых коммуникаций и пропаганды на электоральный выбор; показывают влияние индивидуальнопсихологических черт избирателя на его политическую активность. 3. Социально-психологические закономерности, определяющие активность избирателей, показывают зависимость явки от ряда переменных: чем выще уровень выборов (президентские, парламентские, региональные, муниципальные), тем выше явка; чем выше ожидания избирателя от результатов выборов, тем больше вероятность, что он примет в них участие; чем выше уровень доходов, тем ниже явка; чем выше социальнопрофессиональный статус избирателя, тем выше явка; люди с внутренним локусом контроля менее склонны принимать участие в выборах; с внешним локусом контроля более электорально активны; чем старше возраст избирателей, тем выше явка; чем в большей мере мотивация избирателя становится конфликтной, тем меньше его индекс участия. 4. Взаимосвязь методов повышения активности избирателей и типов избирательных кампаний проявляется в том, что предпочитаемая модель избирательных технологий рыночная, административно-командная, организационно-партийная, неструктурированная определяет выбор методов, технологий, приемов активизации избирателей, повышения явки. 5. Оптимизация технологий и алгоритма повышения активности избирателей предусматривает: создание базового насыщения информационного пространства тематикой выборов; разработку смыслового контекста восприятия предстоящих выборов; формирование на этой основе осознанного отношения избирателей к выборам как значимому событию в жизни города (мотив городского патриотизма); обеспечение активного вовлечения влиятельных структур, лидеров общественного мнения и общественных организаций в кампанию в качестве референтных «резонаторов»; использование в кампании собственной активности СМИ; активизирование «народного» обсуждения темы выборов; выбор целевых аудиторий, более ответственных и восприимчивых к разумной аргументации и активизации мотива патриотизма. 6. Активность избирателей может быть описана как совокупность условий и факторов социального, политического, экономического, демографического, психологического порядка. К объективным факторам, оказывающим влияние на явку, относятся социально-психологические особенности регионального менталитета, традиции, привычки, связанные с электоральным менталитетом, сложившиеся в регионе психологические типы избирателя. К субъективным факторам, влияющим на уровень явки, относятся социально-психологические настроения избирателей в предверии выборов, их отношение к выборам как демократическому институту власти, уровень доверия региональной власти. К объективносубъективным факторам можно отнести организацию избирательного процесса и качество политических и избирательных технологий, применяемых в ходе избирательной кампании. Эти факторы существенно влияют на уровень доверия избирателей к выборам и соответственно определяют их желание участвовать в голосовании. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были отражены в выступлениях автора на семинарах: «Имидж государственной службы» (Москва, декабрь 1997г.) «Технологии проведения избирательных кампаний» (Тюмень, ноябрь 1999г.); в цикле семинаров «Разработка программ формирования имиджа администраций. Технологии деятельности ПР-служб администраций» (Москва, февраль-март 2001г.). Экспериментальные данные докладывались автором на «круглых столах» и конференциях: «Психологические аспекты адаптации населения к рыночным реформам» (Москва, 2001г.), Всероссийская научнопрактическая конференция «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы»; «Новые избирательные технологии» (Москва, июль 2001г.). Теоретические и прикладные аспекты диссертации использовались при концептуально-стратегической разработке и проведении избирательных кампаний: выборы депутата Государственной Думы РФ (Пермская область, ноябрь-декабрь 1999г.); выборы мэра г. Тольятти и депутатов городской Думы (май-июль 2000г.); выборы губернатора Ивановской области (сентябрь-декабрь 2000г.); выборы мэра г. Нижневартовска (декабрь 2000г. январь 2001г.); выборы депутатов Самарской губернской Думы (ноябрь-декабрь 2001г.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 102 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz