Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Предпринимательская этика как элемент экономических отношений. Семенцов, Алексей Борисович бесплатно
4:18 AM
Скачать Предпринимательская этика как элемент экономических отношений. Семенцов, Алексей Борисович бесплатно
Предпринимательская этика как элемент экономических отношений

Диссертация

Автор: Семенцов, Алексей Борисович

Название: Предпринимательская этика как элемент экономических отношений

Справка: Семенцов, Алексей Борисович. Предпринимательская этика как элемент экономических отношений : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Челябинск, 2005 192 c. : 61 05-8/2707

Объем: 192 стр.

Информация: Челябинск, 2005


Содержание:

Глава 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
§1 Современное понимание предпринимательской этики и теоретические подходы к ее изучению
§2 Институциональная природа предпринимательской этики
§3 Становление и развитие предпринимательской этики в социально-экономическом контексте
Глава 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
§1 Место предпринимательской этики как элемента хозяйственной деятельности предприятия
§2 Характеристики предприятия в постиндустриальной экономике, определяющие значение и задачи предпринимательской этики
§3 Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований предпринимательской этики на предприятиях Западной Европы и России Предпринимательская этика и культура на предприятиях Германии (Проект!) Предпринимательская этика и культура на российских предприятиях (Проект 2)

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования может быть представлена в нескольких аспектах.Актуальность в социальном аспекте связана с повышением общественного внимания к проблемам морально-этической и экономической оценки деятельности предприятий.События последнего времени продемонстрировали, что даже развитые с экономической точки зрения общества не застрахованы от серьезных моральноэтических противоречий. Скандалы с компаниями Enron, WorldCom, Vivendi Universal, заставили мировую общественность усомниться в стабильности морально-этических основ экономики стран Запада. В России, где переход к постиндустриальному способу производства осложняется процессами модернизации и социокультурной трансформации, морально-этический аспект организации хозяйства на всех его уровнях приобретает особое значение'.Актуальность в экономическом аспекте обусловлена тем, что все формы предпринимательской этики, их разработка и внедрение связаны со значительными затратами ресурсов. Предприниматели нуждаются в ориентирах для выбора форм и показателей активности в данной сфере.Актуальность в научном аспекте связана с недостаточной изученностью комплекса проблем предпринимательской этики в рамках экономической теории.Наблюдаются значительные различия в степени их научного осознания и разработки между отдельными национальными экономическими школами и традициями.При относительно высокой интенсивности исследовательской работы по проблемам предпринимательской этики в странах Западной Европы (прежде всего ' В приложении 1 приведены данные об активности обсуждения проблем предпринимательской этики в российской прессе.Германии) и Америки российская экономическая наука этим проблемам должного внимания пока не уделяет. Ситуация усугубляется затруднением с доступом к публикациям по актуальным вопросам предпринимательской этики, так как большинство из них не издано на русском языке, поэтому наше исследование в основном базируется на теоретических и практических достижениях немецкоязычного научного сообщества и в какой-то мере предполагает ознакомить российских ученых с основными положениями малоизвестных до сих пор работ^.Учитывая спорный характер предпосылки о принципиальной возможности взаимосвязанного рассмотрения этических и хозяйственных феноменов, лежащей в основе данной диссертационной работы, автор значительную часть исследования посвятил анализу развития предпринимательской этики в истории экономической науки, который позволяет выявить смысловое единство экономического и этического измерений хозяйствования в различные исторические периоды. Это, по убеждению автора, может обеспечить исследователей аргументацией в дискуссии о возможности существования предпринимательско11 этики, являющейся неотъемлемой частью экономической теории и практики.Состояние проблемы и информационная база исследования Сочетание общественного, экономического и исследовательского интереса к проблемам предпринимательской этики определяет современное состояние практической и теоретической работы в этой области. Активное общественное вмешательство в экономические процессы на всех уровнях хозяйствования, в том числе на уровне отдельных предприятий, дополняется интенсивным развитием форм предпринимательской этики и увеличением связанных с ней мероприятий.Отдельные исследовательские группы и школы, объединенные по большей части на основе национальных философских традиций, пытаются теоретически осмыслить этот возросший интерес и обосновать его причины, дать терминологическую интерпретацию предпринимательской этики и на этой основе выработать рекомендации заинтересованным участникам общественного дискурса. т - Речь идет прежде всего о работах П. Ульриха, X. Штайнманна и А. Лера. ' • Среди национальных школ особое место принадлежит немецкоязычной научной традиции, основы которой были заложены немецким экономическим либерализмом Ф. Бема, В. Репке, А. Мюллер-Армака, В. Ойкена. Сегодня в области предпринимательской этики ведущими специалистами признаются К. Хоман, П. Ульрих, Штайнманн и Лер. Смежные темы экономической этики разрабатываются П. Козловски, Дж. Эндерле, Дж. Виландом, Необходимо отметить и вклад теологической традиции католицизма и протестантизма (А. Рих).При различии взглядов перечисленных исследователей на предпринимательскую этику, минимальный консенсус между ними связан с признанием все возрастающего значения социальный этики в экономических условиях современности.Нерешенной задачей остается экономическое обоснование разработки и имплсментации предпринимательской этики на предприятиях. Не находит ответа вопрос о пространственно-временной обусловленности феномена предпринимательской этики.Проблемы становления рыночного хозяйства в России и вклад в эти процессы морально-этических норм привлекает внимание отдельных отечественных исследователей. Среди них необходимо отметить работы Р. Нуреева, В. Радаева, В. Автономова, Ю. Осипова, И. Герчиковой, П. Шихирева, И. Ткаченко. Однако большинство российских авторов ориентируются скорее на прикладной аспект предпринимательской этики для интеграции ее положений в анализ частных проблем хозяйствования и в учебный процесс. Достижения зарубежных исследований не находят пока должного внимания у отечественных ученых или воспринимаются ими без критической переработки и сравнительного анализа.Важные для изучения предпринимательской этики методологические положения разработаны на сегодняшний день в рамках неоинституциональной и новой институциональной экономической теории. Особое значение имеют работы Д. Норта, О. Уильямсона, Г. Демсеца, Т. Эггертссона, Д. Крепса, В. Ванберга, Д. Шмидтхена. Стоит отметить отечественных институционалистов или исследователей, работающих в этом направлении, среди них прежде всего А. Олейника, А. Шаститко, В. Цветаева, А. Ляско. Тем не менее, применение институционального подхода к анализу феномена предпринимательской этики в экономической теории, на наш взгляд, не соответствует его исследовательскому потенциалу. Институциональная экономическая теория редко идет в этом вопросе дальше признания важности норм и правил предпринимательской этики для экономических результатов.Описанная картина современного состояния предпринимательской этики как исследовательской проблемы в сфере хозяйственной практики определяет необходимость теоретического осмысления этой важной проблемы с позиций экономической науки. Мы разделяем убежденность Гэри Беккера в плодотворности экономического подхода-' и считаем, что экономическому исследованию морально-этических норм до сих пор уделяется меньше внимания (на всех уровнях), чем того требуют попытки применения этической оценки к хозяйственным процессам и субъектам. Поэтому наша работа опирается на методологические основы экономической теории как науки, доказавшей свою силу при изучении феноменов хозяйственной деятельности предприятий.Основополагающее представление о направлении диссертационного исследования определяет выбор темы и ее конкретизацию в виде цели работы и задач по ее достижению.Цель исследования Определение сущности, значения и тенденций развития предпринимательской этики как элемента экономических отношений.Задачи исследования 1. Уточнить содержание категории «предпринимательская этика» и определить место и особенности изучения предпринимательской этики в экономической теории.2. Раскрыть институциональную природу и функции предпринимательской этики как элемента экономических отношений 3. Выявить связи между предпринимательской этикой и социально-экономическими условиями хозяйствования в различные исторические периоды, уста^ Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993 (зима). Т. 1, вып. 1. 31. повить особенности постиндустриального этапа развития общества и экономики, обусловившие современное значение предпринимательской этики.4. Типологизировать современные подходы к изучению предпринимательской этики с выделением наименее разработанных на данный момент вопросов 5. Выявить основные типы этической ответственности предприятий, определить последовательность успешного внедрения предпринимательской этики, дать рекомендации по формированию собственной предпринимательской этики и культуры предприятия.Объектом исследования выступают предприятия различных отраслей экономики, использующие нормы и правила предпринимательской этики в своей хозяйственной деятельности.Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с формированием и функционированием предпринимательской этики.Методологическая и теоретическая основа реализации цели и решения задач диссертационного исследования Помимо общенаучных методов, из которых основное значение имеют гипотетико-дедуктивный и исторический, в основе диссертационного исследования лежит институциональная парадигма экономической теории и ее специальная теоретико-игровая методика. Концепция ответа-вызова, принадлежащая А. Тойнби, позволяет проанализировать зависимость между социально-экономическими и культурно-историческими условиями хозяйствования и содержанием дискуссии по проблемам хозяйственной и предпринимательской этики. Характеристики хозяйственной среды современности могут быть проанализированы с позиций теории постиндустриального общества в ее приложении к процессам экономических трансформаций.При изучении проблемы используются парные модели фирмы, сформулированные в рамках экономики предприятия и экономической теории как самостоятельных научных дисциплин: теория заинтересованных групп и теория предприятия как квазиобщественного института. Теория власти Э. Тоффлера обеспечивает конкретизацию условий хозяйствования на уровне отдельных предприятий в постиндустриальную эпоху. Институциональная теория агентских отношений лежит в ос7 V» нове моделирования индивидуальной и социальной предпринимательской этики как элементов институционального механизма обеспечения хозяйственной кооперации. Метод сравнительного анализа и микроэкономический метод анализа затрат и результатов используется при определении относительных преимуществ предпринимательской этики в системе институционального регулирования фирмы. В качестве эмпирической базы используются результаты исследований предприятий, полученные на основе опросов общественного мнения с их статистическим обобщением и методом кейс-стади (анализа конкретных ситуаций). Для анализа элементов и этапов развития предпринимательской этики применяется статический и динамический вариант модели «Организационный айсберг».Научная новизна результатов исследования 1. Автором уточнено содержание и область применения категории «предпринимательская этика», определено место предпринимательской этики как исследовательской темы в рамках экономической теории, 2. Раскрыта институциональная природа и функции предпринимательской этики, 3. Выявлены связи между социально-экономическими условиями хозяйствования и предпринимательской этикой в различные исторические периоды; установлена обусловленность современной роли предпринимательской этики особенностями постиндустриального этапа развития общества и экономики.4. Впервые типологизированы современные подходы к изучению предпринимательской этики.5. Выявлены основные типы этической ответственности предприятий, определена последовательность внедрения предпринимательской этики, даны рекомендации предприятиям, заинтересованным в формировании предпринимательской этики и культуры.Теоретическая значимость результатов исследования состоит в определении экономического содержания феномена предпринимательской этики. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для развития и популяризации предпринимательской этики и как исследовательской « темы, и как важного фактора динамики эффективности экономических процессов на предприятиях. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в управленческих процессах на российских предприятиях при разработке и внедрении норм и правил предпринимательской этики. Помимо этого, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть испльзованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, при преподавании таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Менеджмент», а также для разработки специальных курсов, посвященных предпринимательской этике и культуре.Апробация результатов исследования Часть результатов была предложена для обсуждения на Международной научно-практической конференции «Предприятие - окружающая среда - культура» (Екатеринбург, 2001), на 3-й научно-практической конференции студентов и преподавателей факультета экономики и права УрГПУ (Екатеринбург, 2002), на 6-й конференции Европейской социологической ассоциации - ЕСА, (г. Мурсия - Испания, 2003), на семинаре во Франкфурте-иа-Одере (Германия, 2003), на Всероссийском симпозиуме по экономической теории (Екатеринбург, 2003).Теоретические положения легли в основу разработки программы спецкурса «Хозяйственная и предпринимательская этика». Отдельные результаты исследования вошли в читаемые автором учебные курсы «Институциональная экономика» и «Экономика предприятия». Институциональные аспекты изучения предпринимательской этики в адаптированном для учебного процесса варианте вошли в главу «Внутрифирменная этика и культура», написанную автором для раздела «Внутрифирменные институты» учебника «Экономика предприятия», выход которого планируется в издательстве Уральского государственного экономического университета в 2005 г.По теме диссертации опубликованы 11 печатных работ общим объемом 3,9 п. л.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 72 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz