Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 2 » Скачать Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку. Дударева, бесплатно
1:48 AM
Скачать Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку. Дударева, бесплатно
Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку

Диссертация

Автор: Дударева, Эльза Александровна

Название: Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку

Справка: Дударева, Эльза Александровна. Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Екатеринбург, 2003 169 c. : 61 03-13/1480-0

Объем: 169 стр.

Информация: Екатеринбург, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Воспитание рефлексии младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1 Основные подходы к изучению рефлексии в психолого-педагогической теории и практике
11 Изучение рефлексии в рамках исследования теоретического мышления
12 Проблема развития рефлексии младших школьников в учебной деятельности
2 Психолого-педагогический мониторинг как средство отслеживания воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения
21 Общие подходы к диагностике рефлексии в учебной деятельности
3 Особенности развития навыка в процессе усвоения
4 Эмоционально-ценностное отношение к задаче, самооценочное развитие как фактор становления рефлексии
ГЛАВА II Результаты опытно-экспериментального исследования по мониторингу воспитания рефлексии младших школьников (на материале русского языка)
1 Специфика развития орфографического знания и навыка
2 Методические приемы ход опытно-экспериментльного исследования)
3 Разработка типологической характеристики младших школьников по результатам экспериментального исследования (рекомендации учителю по организации учебной деятельности учащихся)

Введение:

Актуальность проблемы. Современная личностно-ориентированная парадигма образования дала возможность для воспитания рефлексии в процессе обучения. По нашему мнению, в теории и практике образования недостаточно изучено значение рефлексии в интеллектуальном, эмоционально-ценностном, социально-личностном развитии учащихся в процессе обучения. Мы считаем, что в процессе обучения рефлексия, проявляясь в сферах коммуникации и личности, деятельности и мышления, теряет свой ограниченный характер, превращая процесс развития рефлексии в процесс ее воспитания. Велика при этом роль языка, обладающего исключительными возможностями для воспитания рефлексии. Осознание основных закономерностей языка, системности понятий, а также рефлексивное отношение к содержанию и процессу изучения повышает не только общий учебный эффект, но и значительно способствует личностному развитию учащихся.
Одной из наиболее актуальных задач для современного образования является психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии в процессе обучения. В отличие от образовательного мониторинга, под которым понимается процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях выбора образовательных целей, задач и средств их решения (А. С. Белкин), психолого-педагогический мониторинг содержательно оценивает способы усвоения рефлексивных знаний, дает возможность разрабатывать критерии аналитической оценки развивающей эффективности самой системы обучения и воспитания с целью ее дальнейшего совершенствования, что существенно повышает качество образования.
Общий недостаток подхода к данной проблеме в дидактике и педагогической психологии состоит в том, что оценка усвоенных школьниками понятий (знаний, умений и навыков) происходит в отрыве от оценки уровня породивших их мыслительных действий (рефлексивного мышления), при этом не учитывается их взаимосвязь и соотношение, что приводит к неопределенности, разрозненности выделенных показателей, к утере их содержательной характеристики и затруднению практической ориентации на них. В практике школьного образования фиксируются лишь результаты усвоения умений и навыков (например, процент детей, правильно выполнивших задание, среднее количество ошибок, число решенных задач и т. п.), либо показатели психического развития (характеристика мышления, памяти, потребностно-мотивационной сферы и т. д.).
Психолого-педагогический мониторинг в условиях развивающего образования разрабатывается В. В. Репкиным, Г. В. Репкиной, Е. В. Заикой. Опираясь на основные идеи о закономерностях развития психики JI. С. Выготского, концепции А. С. Белкина, JI. Ингенкампа о педагогической диагностике, на теоретические и экспериментальные исследования, проводимые под руководством В. В. Давыдова, а также исходя из практических запросов современного образования, разработчики такого мониторинга предлагают диагностику психического развития детей в специальных диагностически значимых учебных ситуациях. Наиболее полно данными учеными разрабатываются теоретические и практические аспекты по исследованию самой учебной деятельности. Однако при этом не рассматриваются вопросы по отслеживанию и прогнозированию воспитания рефлексии в процессе обучения. Это приводит к тому, что значительные потенциальные возможности образовательных программ, развивающих грамотность и воспитывающих детей в процессе обучения, пока не реализуются в полной мере. Кроме того, их реализации препятствуют следующие противоречия между:
• переходом от экспериментального обучения в отдельных классах и школах к массовому внедрению технологии развивающего образования и отсутствием аналитической оценки эффективности обучения и воспитания в условиях образовательного учреждения;
• требованиями полноценного развития у учащихся «умения учиться» (главное при этом - рефлексивные знания учащихся) и недостаточной научно-методической подготовленностью участников образовательного процесса оргуправленца, эксперта, диагноста, учителя и т. д.), владением в необходимой степени технологией воспитания рефлексии в процессе обучения;
• воспитанием рефлексии у младших школьников (основная цель развивающего начального образования) и недостаточным уровнем рефлексии, снижающим грамотность учащихся;
• необходимостью наиболее полного отслеживания развития рефлексии в учебной деятельности и недостаточностью апробированных диагностических средств на учебном материале, выявляющих способы и степень усвоения знаний; отсутствие объективных критериев оценки;
• необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания в начальной школе и отсутствием типологической характеристики различных групп учащихся с учетом развития рефлексии, навыков, самооценки, эмоционально-ценностного отношения учащихся.
Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и определения психолого-педагогического мониторинга как средства отслеживания воспитания рефлексии младших школьников.
Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему исследования: «Психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии в процессе обучения русскому языку.
Объект исследования: воспитание рефлексии младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования', психолого-педагогический мониторинг воспитания рефлексии младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: психолого-педагогический мониторинг процесса изучения младшими школьниками русского языка может стать основой для отслеживания воспитания рефлексии при:
• раскрытии генезиса рефлексии как психолого-педагогической проблемы;
• выявлении сущности, структуры, содержания психолого-педагогического мониторинга;
• апробации блока диагностических методик на материале русского языка начальной школы, выявляющих способ действия учащихся и степень его усвоения при решении орфографических задач, а также результативность и эффективность самой технологии обучения и воспитания;
• разработке типологической характеристики младших школьников и выделении типологических групп учащихся на основании уровней рефлексии, навыков, самооценки, эмоционально-ценностного отношения учащихся к учебно-орфографической задаче.
На основании положений гипотезы мы формулируем следующие задачи:
1. В процессе философского и психолого-педагогического анализа проблемы рефлексии определить и обосновать сущность, структуру, содержание психолого-педагогического мониторинга воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения.
2. Апробировать блок диагностических методик, выявляющих уровень рефлексии учащихся при освоении курса русского языка начальной школы, а также результативность и эффективность системы обучения и воспитания.
3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность и эффективность типологической характеристики младших школьников,
Теоретико-методологическая основа исследования. Ее составляют диалектический подход к рассмотрению исследуемой проблемы, принципы деятельности, целостности, системный подход, объяснительный принцип процесса познания (А. С. Арсеньев, Э. В. Ильенков, В. А. Лекторский, А. П. Огурцов, В. С. Швырев), субъективно-деятельностный подход (С. JT. Рубинштейн), культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский), принципы психолого-педагогической диагностики рефлексивного мышления.(С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин), концепции педагогической диагностики (А. С. Белкин, К. Ингенкамп), метод тестовых учебных ситуаций (В. В. Репкин, Г. В. Репкина, Е. В. Заика).
Теоретические основы исследования включают в себя психологические исследования рефлексии в сферах: кооперации (Н. Г, Алексеев, Т. Ю. Матис, Ю. А. Полуянов, В. В. Рубцов, А. А. Тюков, Г. А. Цукерман, Г. П. Щедровиц-кий и др.), коммуникации (И. Е. Берлянд, Н. И. Гуткина, А. В. Петровский и др.), личности (Т. Ю. Андрущенко, М. Э. Боцманова, Н. И. Гуткина, А. К. Ду-савицкий, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.), самосознания (О. В. Зиневич, Н. М. Трунова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.), когнитивных процессов (Н. Г. Алексеев, Л. Б. Берц-фаи, А. 3. Зак, В. К. Романко и др.); психолого-педагогических исследований по развитию навыка в процессе усвоения (Н. А. Бернштейн, JI. Б. Ительсон и др.), работах по развитию орфографического навыка (П. Я. Гальперин,
A. Р. Лурия, В. В. Репкин) в условиях фонематического принципа письма (Р. И. Аванесов, И. С. Ильинская, М. В. Панов, Н. Ф. Яковлев), теории образования и обучения, а также теоретических разработок в области содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), теоретических концепций развивающего обучения (В. С. Библер, П. Я. Гальперин,
B. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), исследованиях, посвященных психолого-педагогическому мониторингу по концепции Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (Е. В. Заика, В. В. Репкин, Г. В. Репкина и др.).
База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ № 1 г. Нижнего Тагила. В исследовании принимали участие 142 учащихся 1-3 классов, обучающихся в условиях традиционной системы (70 чел.) и в условиях развивающего обучения по концепции Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (72 чел.).
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения методологических, теоретических и практических проблем. В работе нашли отражение различные методы научного познания. Среди них теоретические: комплексный анализ и синтез философского, педагогического и психологического знания по проблеме исследования; эмпирические: сравнительный анализ программ, учебников, методических и дидактических пособий традиционного курса начального русского языка и курса, разработанного на основе теории содержательных обобщений (по концепции Д. Б. Элькони-на - В. В. Давыдова); сравнительный анализ понятий соответствующих программ; метод тестовых учебных ситуаций, экспертная оценка, самооценка. Итогом стали обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап исследования: поисково-теоретический (1997-1998 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Намечена программа и методика эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт психолого-педагогического мониторинга в процессе обучения, определялись принципы диагностики рефлексивного мышления, особенности развития навыков, самооценки, эмоционально-ценностного отношения младших школьников в условиях разных типов обучения.
Второй этап исследования: опытно-экспериментальный (1999 г.). На этом этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы, создавался план опытно-экспериментальной работы, реализовывались основные программы исследования на базе начальных классов. В ходе психолого-педагогического мониторинга выявлялась результативность образовательного процесса для воспитания рефлексии учащихся при освоении курса русского языка начальной школы, разрабатывалась типологическая характеристика младших школьников, выделялись типологические группы.
Третий этап исследования: обобщающий (2000-2001 гг.). Это этап теоретического осмысления результатов опытно-экспериментальной работы, анализа, систематизации, обобщения результатов исследования, оформления выводов и рекомендаций.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выявлена структура психолого-педагогического мониторинга, включающая два этапа (этап сбора информации и этап учета полученных данных); содержанием мониторинга является метод тестовых учебных ситуаций.
2. Выявлены показатели рефлексии и созданы критерии оценки способа действия учащихся при решении орфографических задач, позволяющие качественно и количественно оценивать рефлексивные знания младших школьников на материале русского языка.
3. Разработана типологическая характеристика младших школьников на основании анализа рефлексии, навыков, самооценки, эмоционально-ценностного отношения учащихся к учебно-орфографической задаче.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто педагогическое значение и дано определение понятиям «воспитание рефлексии в процессе обучения», «основное содержание психолого-педагогического мониторинга».
Практическая значимость исследования:
• апробированный блок диагностических методик может быть непосредственно использован учителем на уроках русского языка для дифференцированной качественной и количественной оценки рефлексии у учащихся;
• практическое применение психолого-педагогического мониторинга в процессе обучения русскому языку позволит учителю своевременно отслеживать знания учащихся, корректировать и доразвивать их до максимально возможного уровня, а также аналитически оценивать развивающую эффективность самого учебного процесса и принимать управленческие решения по его усовершенствованию.
• разработанная типологическая характеристика младших школьников, выделенные типологические группы детей, а также составленные практические рекомендации способствуют реализации индивидуальной стратегии обучения и .воспитания' конкретного ученика и отдельных групп учащихся, приемлемой для начального образования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативность и статистическая значимость экспериментальных данных определялась за счет обследования разных контингентов учащихся, обучающихся по общепринятой программе и программе развивающего обучения с сопоставлением этих результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в МОУ № 1 г. Нижнего Тагила с 1997 по 2000 гг. Основные теоретические положения работы и результаты исследований были представлены на Международной научно-практической конференции «Теория и практика развивающего обучения: итоги и перспектива» (г. Уфа, 1995 г.), на научно-практической конференции студентов и преподавателей «Проблемы профессиональной педагогической культуры (этические, философские, инновационные аспекты)» (г. Нижний Тагил, 1995 г.), на городской научно-практической конференции «Система образования: проблемы социализации личности» (г. Нижний Тагил, 2002 г.), на научно-практической конференции «Технологическая культура учителя» (г. Нижний Тагил, 2002 г.), в сборнике научных статей «Формирование творческой личности будущего учителя» (г. Нижний Тагил, 2002 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система отслеживания воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения русскому языку является содержательной основой психолого-педагогического мониторинга в условиях развивающего образования.
2. Показатели и критерии рефлексии позволяют не только определять усвоение орфографических знаний и навыков младших школьников на материале учебного предмета, но и аналитически оценивать развивающую эффективность самого процесса обучения и воспитания с целью его дальнейшего совершенствования.
3. Реализация возможностей воспитания рефлексии учащихся, обеспечивающая развитие навыков, самооценки, эмоционально-ценностного отношения к учебной задаче, возможна на основе специально разработанного психолого-педагогического мониторинга.
4. Разработка типологической характеристики младших школьников, выделение типологических групп учащихся на основании анализа воспитания рефлексии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 175 наименований. Диссертация изложена на 163 страницах машинописного текста, включает 9 таблиц, 6 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 84 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz