Воскресенье, 2024-06-23
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Дружина, Мария Михайловна бесплатно
8:02 AM
Скачать Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Дружина, Мария Михайловна бесплатно

Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности

Диссертация

Автор: Дружина, Мария Михайловна

Название: Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности

Справка: Дружина, Мария Михайловна. Становление опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2002 212 c. : 61 03-13/651-4

Объем: 212 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2002


Содержание:

Щ) ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТА ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕГО теоретических подходов к проблеме опыта СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРОСТКА
§1 Обоснование ОТНОШЕНИЙ отношений в науке и взаимосвязь с понятиями личность, человек, деятельность
§2 Возрастные особенности старшего подростка и их влияние в становлении опыта отношений в современных условиях
§3 Опыт отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности как научно-педагогическая проблема и конкретизация ее в опыте отношений с учителем
Глава
II ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА, ЕГО ДИАГНОСТИКА И СТАНОВЛЕНИЕ
1 Межличностное взаимодействие старшего подростка и его влияние на становление опыта отношений (диагностический аспект)
§2 Исследование межличностных отношений старших подростков с учителями (с позиции учителя)
§3 Процесс становления опыта отношений старшего подростка с учителем в учебно-познавательной деятельности (опытно- экспериментальное исследование)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И
ВЫВОДЫ БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение:

Диссертация посвящена исследованию становления опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Актуальность исследования обусловлена изменениями, связанными с состоянием проблемы современного детства, особенностями общественного развития и, вместе с этим, изменением межличностных ориентиров и пристрастий подростков. Сегодня изменился уровень жизни и положение детей, снимаются запреты в сфере морали, поведения, на первый план выходят совершенно другие ценности и идеалы, отличные от предыдущих лет. Значимым для педагогической науки является процесс осмысления понятия «пространство детства», осуществляемый сегодня. Детство это период активного его социального «развертывания» «вызревания», растущего человека, при подростка, личностного которое протекает непосредственном участии взаимодействующих с ним взрослых (56). В процессе взаимодействия осуществляется соединение двух основных потребностей подростка потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди других и потребности в социализации как возможности «войдя в мир», найти в нем собственное уникальное место. В современных психологических исследованиях Зимней И.А. (51), Обуховой Л.Ф. (122), Реана А.А. (145) и других подчеркивается, что главной внутренней целью детства является взросление, понимание как освоение, реализация взрослости. Сейчас возрастает число социальных связей современного подростка и совокупное противоречие, которое характеризует «пространство детства», заключающееся в том, что в нем сталкиваются две тенденции социального поведения: инфантилизация и взросление. Первая обусловлена сохраняющимся императивом родительских жизненных целей, ожиданий и притязаний, которые транслируются через категорию «должного и необходимого». Вторая объясняется возрастающим включением в мир детства информационных (Интернет, медиа-технологии) социально- экономических отношений «взрослого» типа (174). Процесс выявления противоречий, связанных с состоянием детства в современных условиях является в настоящее время актуальным и с точки зрения педагогической науки и с позиции практики. Таким образом, мы выходим на проблему взаимоотношений, связанные с отношением взрослых к детям. Уже достаточно давно педагоги стали отмечать, что новые поколения детей отличаются независимостью суждений, ростом самоуважения, чувством собственного достоинства (3; 112; 115). Между тем, взрослые нередко готовы признать самостоятельность детей только при реализации целей, поставленных взрослыми, отказывая детям в праве выступать в качестве субъектов целеполагания. Даже у детей-дошкольников появляются новые ценности (Барби, трансформеры, мультфильмы). Между тем, взрослые подчас игнорируют или отрицают эти ценности. По мере взросления детей такая реакция взрослых встречается все чаще. В современных психологических исследованиях (1; 174) отмечается изменение отношения взрослых к детям, причем, отмечается резкое разграничение позиции взрослых по линии «детоотвержение детоцентризм». Общий социум делится на «мир взрослых» и «мир детей», что приводит к «отчуждению» значительной детской социальной подгруппы от «нормального и благополучного» проживания детского возраста (56, с 52). Нередко взрослые требуют от детей безусловного принятия ценностей старших поколений, не желая считаться с тем, что события, которые стали фактом биографии взрослых людей, по-иному воспринимаются детьми: они в состоянии понять объективное значение этих событий, но личностный смысл событий для взрослых и детей неизбежно должен быть различным (139). Это все ведет к обострению проблемы взаимоотношений детей и взрослых и необходимости поисков путей ее решения. Причем данная проблема должна решаться с «двух сторон» и взрослыми, и детьми, каждый из которых должен найти свою линию поведения.Новая социальная ситуация характеризуется возрастанием притязаний подростков на самостоятельное определение собственных целей в различных сферах жизни, хотя при этом уровень подготовленности детей к реализации своих целей может быть явно недостаточным. Попытки взрослых ограничить самостоятельность детей в определении целей, вместо того, чтобы помочь им повысить уровень своей самостоятельности в реализации целей, является источником конфликтов между поколениями. В таких условиях существует современное детство. Следовательно, встает вопрос о необходимости поиска новых подходов в учебно-воспитательной деятельности к проблеме воспитания культуры отношений, под которыми надо понимать отношения к окружающим людям, обществу в целом и, конечно же, к самому себе. Здесь необходимо отметить, что важным является именно рассмотрение культуры отношений в педагогической науке и практике. Заметим, что проблема отношений, подходы к отношению с позиций ценностей подробно изучались и рассматривались в современной науке ведущими исследователями, такими как Абульханова-Славская К.А. (2), Выготский Л.С. (31, с 244), Кон И.С. (66; 67), Мясищев В.Н. (114), и др.. В настоящее время также эта проблема выступает как чрезвычайно важная и существенная. Современными исследователями, в частности Лебедевым О.Е. (81) отмечено, что существенный урон исследованию проблем, связанных со становлением личности, нанесла тенденция отказа от воспитания и подмены воспитания образованием. В связи с этим важно проанализировать тенденции развития педагогической стратегии и попытаться определить, какая педагогическая стратегия может соответствовать современной социальнопедагогической ситуации. Смысл образования и воспитания состоит в развитии у детей способности к самостоятельному решению проблем на основе использования собственного опыта и в соответствии с освоенными нравственными принципами. С этой точки зрения, источниками взаимосвязи образования и воспитания являются и школьное обучение, и дополнительное образование, и опыт социальной деятельности, и домашнее образование, и самообразование. Мы в нашем исследовании хотим рассмотреть опыт отношений подростков не в отдельном виде деятельности, а как обобщение всего опыта поведения. Тогда в область рассмотрения данной проблемы входит учебнопознавательная и внеучебная деятельность. Отсюда актуальность темы нашего исследования, предметом которого является процесс накопления и обобщения опыта отношений, приобретаемый не в одном, а в различных видах деятельности, в которые включен сегодняшний подросток. Мы считаем актуальной задачу вьывления тех условий, при которых складывается обобщенный опыт отношений, оказывающих влияние на личность старшего школьника и выявление конкретных особенностей, при которых этот опыт становится существенным, а так же исследовать характер преобладающего опыта отношений. Это рассмотрение обобщенного опыта отношений является новым на сегодняшний момент для педагогической науки и практики. Актуальность проблемы становления опыта отношений, ее социальная и педагогическая значимость, а также недостаточная разработанность научных оснований проблемы отношений как характеристики обобщенного опыта их Щстановления и влияния на личность подростка предопределили тему исследования: «Становление опыта отношений старшего подростка в учебнопознавательной деятельности». Объект исследования: Опыт отношений старших подростков в ситуациях учебно-познавательной деятельности. Предмет исследования: процесс становления опыта отношений старших подростков в учебно-познавательной деятельности как реализация педагогических условий его влияния на личность.Цель исследования: теоретически обосновать, разработать экспериментально подтвердить педагогические условия становления опыта отношений старшего подростка в учебно-познавательной деятельности. Выдвигая как научную проблему становление опыта отношений, мы считаем, что ее решение требует рассмотрения целого ряда параметров. Задачи исследования: 1. Проанализировать подходы к процессу становления опыта отношений старшего подростка в философской, психолого-педагогической литературе, выходящей на воспитательные аспекты учебно-познавательной деятельности и конкретизирующей проблему отношений. Представить с педагогических позиций сущность понятия опыта отношений, вычленяя в нем эмоциональные и практически-деятельностные аспекты. 2. Исследовать комплекс характер преобладающего которые опыта позволят отношений, с научной существенного для становления личности старшеклассника. Разработать диагностических методик, достоверностью выявить особенности опыта отношений, значимость в его становлении опыта отношений с учителями, а также преобладающее влияние непосредственных и опосредованных отношений. 3. Разработать и осуществить ситуации организации коллективной учебно-познавательной создание и внеучебной ситуаций деятельности старшеклассников, исследовать способствующих становлению положительного опыта отношений. Через естественных жизнедеятельности существенные стороны реального процесса становления опыта отношений и проанализировать его влияние на личность. 4. Организовать учебно-познавательную и внеучебную деятельность как комплекс условий, способствующих осознанию и успешному включению отдельных учителей и педагогического коллектива школы с процесс становления опыта отношений в системе «учитель-учению>, «учитель-класс (урок)-ученик», «педагогический коллектив-подростковый коллектив». Методы исследования: теоретический анализ философской, методы психолого-педагогической литературы; диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, интервью, опросники, блок-карты);

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 68 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz