Понедельник, 2024-06-24
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 2 » Скачать Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении. Конев, Юрий Александрович бесплатно
1:44 AM
Скачать Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении. Конев, Юрий Александрович бесплатно

Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении

Диссертация

Автор: Конев, Юрий Александрович

Название: Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении

Справка: Конев, Юрий Александрович. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Санкт-Петербург, 1998 260 c. : 61 99-19/155-5

Объем: 260 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
61Проблемы педагогического общения
11 Коммуникативная деятельность учителя
12 Специфика педагогического общения
121 Учитель, как субъект общения
122 Особенности средств коммуникации в педагогической деятельности
123 Вербальное общение в педагогической деятельности
124 Невербальное общение в педагогической деятельности
62Компетентность в общении как элемент коммуникативной культуры
21 Компетентность как понятие
22 Особенности компетентности в общении у педагогов
23 Компетентность в общении как форма коммуникативной культуры
63Психологический анализ компетентности в общении
31 проблема формирования компетентности в общении в современной психологии
ГЛАВА II КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА ТРЕНИНГА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ
1Анализ тренингов коммуникативных навыков
11 1 Цель и задачи исследования
112 Методы и организация исследования
113 Методы психологической диагностики
12 1 Анализ тренингов коммуникативных навыков
13 Понятийный аппарат
14 Тренинг как средство формирования общения 82 1 5 Основные направления активных форм обучения и формирования компетентности в общении 90 151 Компоненты компетентности в общении и их взаимосвязь
2 Концепция организации тренинга
ГЛАВА III ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
61 Диагностика компетентности в общении учителя
62 Влияние тренинга на развитие эмпатии
63 Влияние тренинга на потребность в общении 122 31 Влияние тренинга на самоотношение
64 Наблюдаемые изменения в процессе тренинга 125 41 Практические рекомендации по работе с мало успешными в общении учителями (группа Б)
ГЛАВА IV СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Введение:

Актуальность исследования. Данная работа направлена на поиск средств, позволяющих оптимизировать коммуникативную деятельность учителя, и на выявление особенностей этой деятельности. Актуальность работы вытекает из того, что:
1) Коммуникативная компетентность является одним из показателей профессиональной компетентности учителя, тем не менее, изученность особенностей учителя, как субъекта коммуникации является недостаточной .
2) Программы ВУЗов на сегодня не удовлетворяют студентов в плане их подготовки, как коммуникаторов. Неудовлетворенность чаще всего возникает в работе с учениками, также испытывающими трудности в общении. Учитель сталкивается с необходимостью определить причины этих трудностей, но не может эффективно провести диагностику, в силу того, что сам часто имеет проблемы такого же рода. Не только стажеры, но и учителя-практики испытывают потребность в специальной подготовке их к коммуникативной деятельности, что было подтверждено результатами анкетного опроса.
3) Решение проблемы гуманизации и психологизации предусматривает целенаправленную подготовку учителя как коммуникатора высокого класса. Но в связи с тем, что коммуникативная деятельность имеет сложный опосредованный различными (индивидуально-типологическими особенностями, полом, возрастом, эмоциональным состоянием и др.) факторами характер, данная подготовка, параллельно с освоением основ теории общения, требует обеспечения учителя специальными практическими умениями и навыками, учитывающими особенность профессиональной деятельности. Специфика проблем, с которыми учитель сталкивается в своей повседневной практике во многом отличается от проблем делового и личного общения. Недостаточная разработанность системы диагностики коммуникативных проблем учителя также обосновывает актуальность проведенного исследования.
Исходя из вышеизложенного, была определена цель исследования:
1. выявить характер изменений компетентности в общении под влиянием коммуникативного тренинга;
2. выявить особенности коммуникативной деятельности учителями средней школы в различных ситуациях: в ситуации профессиональной деятельности, в неформальном общении, в общении с учащимися и коллегами.
В качестве объекта исследования выступали учителя средних школ и студенты-заочники различных факультетов ХГПУ.
Предметом исследования являлась компетентность в общении и ее изменения под влиянием коммуникативного тренинга.
Гипотеза. Опираясь на исследования в области теории общения, мы предположили, что:
1. компетентность в общении является одним из обязательных компонент коммуникации в педагогической деятельности;
2.компетентность в общении учителей средней школы изменяется под влиянием коммуникативного тренинга .
Для проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Х.Дать характеристику компетентности в педагогическом общении (как компонента коммуникативной деятельности).
2.Провести экспериментальное исследование влияния коммуникативного тренинга на коммуникативную компетентность учителя.
3.Разработать программу тренинга, включающего формирование и развитие профессиональных навыков.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент. В качестве независимой переменной в эксперименте выступал коммуникативный тренинг, как средство формирования компетентности в общении профессиональной деятельности учителя (наличие и отсутствие специальных коммуникативных умений и навыков). Зависимая переменная - компетентность в общении, определяемая через эффективность решения коммуникативных задач.
Эксперимент проводился индивидуально. Испытуемые - учителя средних школ №8 и №28, были разбиты на две группы - контрольную и экспериментальную. В первой группе задачи решались без использования каких-либо специальных средств; во второй - с использованием тренинговых упражнений, которые выступали в качестве одной из форм формирования умений и навыков профессиональной коммуникации. Группы были однородными по полу, опыту практической работы и профессиональной подготовке.
Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием коэффициента достоверности Стьюдента.
Научная новизна настоящего исследования заключается :
1. В экспериментальной проверке эффективности тренинга как одной из форм подготовки к коммуникативной деятельности учителя.
2. В установлении особенностей решения учителем коммуникативных ситуаций при использовании им специальных средств.
3. В обосновании предположения, что коммуникативный тренинг является наиболее оптимальной формой представления учителю объекта профессиональной коммуникации .
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
1.Экспериментально подтверждено теоретическое предположение об опосредованном характере коммуникативной деятельности учителя.
2.Определены требования к системе коммуникативных умений и навыков учителя.
3.Показано, что создание системы коммуникативных умений и навыков является перспективным направлением научно-практической работы в области педагогической психологии.
Практическое значение работы
1.Описаны наиболее распространенные коммуникативные ошибки, встречающиеся в практике учителей.
2.Разработанные и апробированные в ходе исследования коммуникативные приемы могут найти применение в профессиональной практике общения учителей.
3. Полученные в результате эксперимента данные могут быть использованы в процессе психологической подготовки учителя (при разработке программ по курсу педагогическая психология; при создании спецкурса по диагностике трудностей в общении).
4. Применяемую в исследовании методику можно рекомендовать для разработки на ее основе тренинга коммуникативных умений и навыков и использовать его при подготовке педагогических кадров к коммуникативной деятельности.
Внедрение результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе экспериментальной школы №8 и № 28. Основные положения работы и результаты эксперимента обсуждались на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры психологии Хабаровского пединститута. Основные результаты проведенных исследований отражены в 5 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативные умения и навыки являются важным условием для эффективной профессиональной деятельности учителя средней школы.
2. Данные умения и навыки должны формироваться с учетом требований к профессиональной деятельности учителя.
3. Коммуникативный тренинг является оптимальной формой формирования коммуникативных умений и навыков учителя.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (288 наименований литературных источников) и приложения; содержит 27 таблиц, набор коммуникативных ситуаций и задач и программу коммуникативного тренинга для учителей средней школы. Основной текст диссертации изложен на машинописных страницах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 122 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz